Смекни!
smekni.com

Специфика пребывания военнопленных в Алтайском крае (стр. 1 из 5)

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 123

Специфика пребывания военнопленных в Алтайском крае

Выполнила: ученица 11 класса

Кутявина Марина

Научный руководитель:

Башлычёва Марина Юрьевна

Барнаул, 2010 г.


Содержание.

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Военнопленные на территории Сибири………...………………….5

Глава 2. Военнопленные в Алтайском крае, их трудовое использование…………………………………………………………………..10

Глава 3. Условия содержания военнопленных……………………..………16

Заключение…………………………………………………………………..20

Список источников и используемой литературы………………………21

Приложения…......………………………………………………………………22

Введение.

Пребывание в СССР стало для военнопленных жестоким испытанием. Для многих оно закончилось трагедией, смертью. Но советская политика не была направлена на уничтожение попавших в плен, немало делалось для того, чтобы сохранить их жизнь и здоровье, ведь они были весьма выгодной рабочей силой для страны.

После Великой Отечественной войны в Советском Союзе сложилась система лагерей для военнопленных, захваченных в результате боевых действий и вывезенных с территории Германии после ее капитуляции. В 1946 году военнопленные и интернированные содержались в 267 лагерях с 2112 лагерными отделениями, в 392 рабочих батальонах и 178 специальных госпиталях, расположенных практически во всех союзных республиках. К этому времени за семь лет своего существования система превратилась в хорошо отлаженный механизм. [5; с. 25]

Данная тема является актуальной, так как лишь в 90-е годы с информации о военнопленных сняли гриф секретности, и открылась возможность работать с документами Главного управления по делам военнопленных и интернированных НКВД СССР. Стали доступны такие источники как, постановления Государственного комитета обороны; Совета народных комиссаров СССР; приказы наркома внутренних дел Л.П. Берии и генерал-полковника С.Н. Круглова, их заместителей; отчеты лагерной администрации за весь период их деятельности; партийные архивы; фонды предприятий, на которых трудились военнопленные; схемы расположения кладбищ и списки умерших в плену; зарубежные источники, воспоминания вернувшихся из плена. [10; с. 95]

2010 год – год 65-летия победы в Великой Отечественной войне, поэтому в данных условиях наша тема является особенно актуальной.

Цель работы: изучить специфику пребывания военнопленных в Сибири, Алтайском крае. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

1. Сопоставить документы о содержании военнопленных с реальными условиями их существования.

2. Выявить особенности пребывания военнопленных разных национальностей по прибытию в Алтайский край.

3. Исследовать использование труда военнопленных.

Таким образом, объектом нашего исследования являются особенности пребывания военнопленных в Западной Сибири, а непосредственно предметом – специфика пребывания военнопленных на территории Алтайского края

Методы, которые мы использовали в работе:

1. Контент-анализ периодической литературы, публицистических данных того времени.

2. Картографический метод.

Также нашим источником являются исследования Букина С.С., который занимался данной проблемой в масштабах Сибири, полный список документов и приказов о военнопленных под редакцией профессора М.М.Загорулько, воспоминания очевидцев событий из периодических изданий.


Глава 1.

Военнопленные на территории Сибири.

После капитуляции Германии и ее союзников все военнослужащие вражеских армий были объявлены военнопленными. Создавались огромные сборные лагеря, каждый день десятки эшелонов отправлялись в СССР.

Сбывалось высказанное еще в ноябре 1943 года на Тегеранской конференции намерение Сталина использовать после победы в народном хозяйстве Советского Союза, по меньшей мере, 4 млн. немцев. В руки НКВД попали «мужчины и женщины всех возрастов, от четырнадцатилетнего зенитчика, до восьмидесятилетнего генерала, всех чинов и званий, всех частей вермахта, всех образовательных слоев и профессий, всех германских племен». [10; с. 94]

Крупным регионом размещения военнопленных Второй Мировой войны стала Сибирь. Формирование здесь архипелага ГУПВИ имело свои особенности.

Во-первых, большинство лагерей было создано сравнительно поздно, в последние военные годы.

Во-вторых, если в западной части страны преобладали немцы и другие европейские народы, то в восточносибирских лагерях содержались преимущественно японцы.

В-третьих, значительная часть военнопленных использовалась в угольной и горной промышленности, на добыче торфа, лесозаготовок, строительстве железных дорог, т.е. в отраслях с тяжелыми условиями труда. Кроме того, воздействие сурового климата было немаловажным фактором.

В-четвертых, в северные лагеря и тюрьмы большого ГУЛАГа направлялись осужденные военнопленные, которые находились там долгие годы после завершения массовой репатриации. [10; с. 95]

Военнопленные и интернированные рассматривались, прежде всего, как «трудовой фонд» и предназначались для использования в народном хозяйстве СССР. Первые два военных года немногочисленные подневольные контингенты размещались преимущественно в европейской части страны. Позднее попавшим в плен иностранцам пришлось «осваивать» и восточные районы Советского Союза. Однако сибирский регион с самого начала стал получать партии военнопленных и интернированных, которые по численности оказывались гораздо меньше запланированных. Между министерствами и ведомствами, местными органами власти велось активное соперничество за подневольную рабочую силу. И хотя дефицит кадров на сибирских предприятиях и стройках ощущался исключительно остро, именно они нередко оказывались в проигрыше. [7]

Первый лагерь военнопленных под номером 93 был создан в Тюменской области весной 1943 г., 27 мая в областной центр прибыла группа немцев, румын и итальянцев. [7]

С июля 1944 года началась подготовка к созданию в Кемеровской и Новосибирской областях еще четырех лагерей: № 203 в Юрге, № 142 в Прокопьевске, № 162 в Кемерово и № 199 в Новосибирске.

Были назначены начальники лагерей, в помощь им выделены группы офицеров, определены лимитная численность и места трудового использования военнопленных в соответствии с заявками предприятий. Однако последние, желая получить от НКВД дешевую рабочую силу, со своей стороны далеко не всегда готовили условия для ее нормального содержания. В лагере № 203, организованном для строительства завода № 75 Наркомата вооружений, в соответствии с инструкциями была оборудована лишь зона с дощатым забором высотой 2,5 м, вышками для часовых, сигнализацией и электроосвещением. В качестве жилья предусматривалась 51 летняя палатка на 40 чел. каждая. Руководители стройки рассчитывали приступить к обустройству лагеря лишь по прибытии первых партий военнопленных, используя их труд.

Аналогичная история была у 142-го и 162-го лагерей. На базе первого из них в 1945 году НКВД сформировал лагерь № 525 с лимитной численностью 25 000 чел. Хотя из запланированных 25 лаготделений было создано лишь 18, он оказался самым крупным в Западной Сибири. Подразделения лагеря находились в Сталинске, Прокопьевске, Киселевске, Белово, Осинниках, Таштаголе и в других населенных пунктах. Одновременно в них содержалось не более 20 тыс. чел., но всего с 1945 по 1948 года через эту лагерную сеть «прошло» 36 443 человека.

Еще один лагерь организовали в городе Рубцовске Алтайского края. Сюда 4 июня 1945 года прибыл эшелон, в котором находились 1 992 военнопленных, в основном немцы. Пройдя карантин, обустроив лагерь, они стали трудиться на Алтайском тракторном заводе. Однако промышленность города, получившая в годы войны мощный импульс за счет эвакуации, требовала еще больше рабочих рук. И эта проблема продолжала решаться посредством военнопленных. Но на этот раз они поступили с востока. С 13 октября по 25 ноября 1945 года в лагерь № 511 прибыло 5 965 бывших военнослужащих японской армии. [7]

Сеть лагерей для военнопленных японцев в спешном порядке организовывались в последние месяцы 1945 года. Они создавались преимущественно на Дальнем Востоке и в восточносибирских областях. В Западной Сибири сформированы лишь два новых «японских» лагеря – № 36 и 128 в Алтайском крае. Управление первого из них располагалось в городе Чесноковка (ныне – Новоалтайск), пять отделений, приданных тресту «Сибстройпуть», дислоцировались вдоль строящейся железной дороги. Другой лагерь был организован в Барнауле. Непосредственно в городе находились 5 лаготделений и еще одно – в селе Троицкое. Для этих лагерей характерно редкое соответствие планируемой и фактической численности военнопленных. 36-й лагерь рассчитывался на 3 500 человек, а 128-й – на 6 000, практически такие же контингенты и поступили сюда [4]. Кроме того, для содержания японцев организовывались новые отделения в уже действующих лагерях: в 511-м в Алтайском крае, в 503-м, 526-м в Кемеровской области.