Смекни!
smekni.com

Русско-ойратские отношения на юге Сибири в первой трети XVII в. (стр. 1 из 4)

Русско-ойратские отношения на юге Сибири в первой трети XVII в.

В. Д. Пузанов

В статье исследуются отношения Русского государства и ойратов на юге Сибири. Под натиском монголов ойраты в начале XVII в. мигрируют на запад, занимая территории Северного Казахстана. В первой трети XVII в. ойраты совершают нападения на территорию русской Южной Сибири, вытесняя оттуда тюркское население. Целью этих набегов был захват промысловых областей, а также пленных. В результате набегов ойратов положение тюркского населения Южной Сибири резко ухудшилось. В 1634 г. ойраты организовали несколько крупных набегов на административные центры южных уездов Сибири — Тару и Тюмень.

В своем движении на восток в XVI — XVII вв. русские встретились с десятками народов, как уже известных им, так и открываемых для себя впервые. Особое место среди этих контактов заняли отношения с кочевыми племенами, с которыми русские сталкивались на юге своих владений. Это время стало концом эпохи, когда кочевники могли представлять серьезную опасность для оседлого мира. Раньше русские имели постоянные отношения с привычными для себя кочевыми группами Белой Орды (в нашей исторической науке ее принято называть Золотой), которые этнически и культурно являлись потомками кипчаков и находившихся здесь до них тюркских орд, подчинившихся монголам. Арабский автор XIV в. Эль-Омари писал, что после завоевания кипчаков монголами «они смешались и породнились с ними, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их, и все они стали точно кипчаки, как будто они одного рода, оттого что монголы поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их» [цит. по: Сафаргалиев, 307 ]. Монгольских семей переселилось в Белую Орду по одним данным 4 тыс., а по другим — 9 тыс. семей. Теперь русским пришлось вступать в отношения с ордами, о которых они могли только слышать.

Территория Западно-Сибирской равнины примыкает к одному из отрезков т. н. Великой степи, где в период завоевания Россией Сибирского царства боролись между собой несколько кочевых союзов — ойраты, казахи и ногаи. Все они в политическом и культурном отношении были наследниками монгольской империи. Ногаи, ближайшие соседи Сибирского царства и союзники Кучума, уже ко второму десятилетию XVII в. были вытеснены из азиатских степей за Волгу ойратами.

Русские ученые (Г. Ф. Миллер, о. Иакинф, В. В. Бартольд, В. Л. Котвич, И. Я. Златкин и другие) отмечали, что западные монголы называли себя ойратами, а калмыками называли ойратов тюркоязычные народы, через посредство которых термин «калмыки» был усвоен и русскими в XVI—XVII вв. Позднее термин «калмык» (в значении «отделившийся от основной массы») был принят волжской группой ойратов, отделившихся от остальных монголов в XVII в. [см., например: Богоявленский, 51 ; Миллер, 54 ; Пальмов, 1922, 32 ; 1926, 8 ].

Ойраты были известны в исторической литературе с XI—XII вв. как одно из племенных объединений монголов. В империи монголов ойраты управлялись своими владетельными князьями, мало выделяясь из общей массы монгольских племен. В XIII—XIV вв. несколько тысяч ойратских семей жили в Иране. В эпоху распада империи монголов и изгнания монголов из Китая в 1368 г. ойраты первыми из монгольских племен выступили против ханов Монголии.

В результате с XV в., по мнению И. Я. Златкина, можно говорить о выделении ойратов из среды монгольских племен и формировании особой этнической общности (ойратской народности) с рядом этнографических отличий. Под влиянием тюркских языков из монгольского языка формируется особый ойратский язык, который окончательно отделился от монгольского к началу XVII?в. [см.: Пальмов, 1922, 61 ]. В XVII в., в эпоху контактов с русскими, у ойратов появляются свой алфавит и литературный язык. В состав ойратов поначалу входили многие представители монгольских племен, позднее — тюрков, финнов, кавказцев и славян [см.: Там же, 63 ].

В XVII в. ойраты совершают экспансию в трех направлениях — на восток, запад и юг. Отправившаяся после 1618?г. на запад группа торгоутов (50 тысяч кибиток) во главе с тайшей Хо-Орлеком (Урлюком — по русским летописям и актам), включившая в свой состав более мелкие племенные образования, в?20-х гг. XVII в. мигрирует по территории современного Северного Казахстана на Волгу. Этот кочевой союз и получил от тюрков название калмыков, которое было принято русской властью для обозначения ойратских групп и позднее стало самоназванием части кочевников, ушедших на Волгу.

Тобольский служилый человек, историк и географ Сибири С. У. Ремезов, писал, что калмыки воевали только на конях, «а безконному сражению так необыкновенны, что совсем его не знают». Обычным оружием были саадаки, копья и сабли, «по большой части военное у них платье»: панцири, доспехи, шишаки и поручни. В тактике калмыков главная роль отводилась первому нападению: «…в сражении с первого напуску весьма жестоки, а ежели так сперва не удастся одержать победу, тогда будут весьма уступчивы» [РГАДА, ф. 196, оп. 1, д. 1542, л. 123 ].

Основу экономики ойратов («главное богатство») составлял скот, в первую очередь кони, верблюды, коровы, бараны. Скотоводство дополнялось в степи охотой и земледелием («их степи содержат несколько диких и лесных зверей… сайги, маралы и кабаны, также хотя и плохих, но несколько находится лисиц, куниц, бобров, выдр, горностаев, корсаков»). Хлеб ойраты сеяли в речных долинах («при реках и речках»), по большей части ячмень, просо, полбу, пшеницу, овес, горох, а также овощи. По представлениям русского населения Сибири конца XVII в., записанным Ремезовым, родиной ойратов была Большая Индия, откуда они после похода Александра Македонского, повелевшего им стеречь свои табуны, бежали на озеро Саин-нор, находившееся на Верхнем Иртыше, где «расплодились их роды» и откуда они заняли большие пространства «до Алтаю Камени до Ишима и Яика рек» [Там же, л.?125 ].

Между русскими властями и ойратами неоднократно возникали территориальные споры по вопросу принадлежности ряда областей между южными сибирскими уездными городами и калмыцкими кочевьями. В конце XVI в. по данным Ремезовской летописи ойраты кочевали к западу от рек Ишима, Нор-Ишима, Оми и Камышлова, которые вообще тогда считались «калмыцким рубежом». Однако сама эта территория не находилась еще под контролем ойратов. После поражения сюда отступил из Сибирского царства Кучум со своими детьми и, «между озер в крепких местах и ту живяше скрытно», нападал на Тарский уезд.

В процессе колонизации Западной Сибири русские на юге края встретились с ойратскими племенами. В это время под давлением монголов ойраты покинули свои старые кочевья и продвигались на запад. В первые десятилетия XVII в. в результате борьбы с другими кочевыми народами — монголами, казахами и ногаями — ойраты заняли южные территории Западной Сибири. Здесь они вступили в отношения с представителями русской власти, русским и ясачным населением сибирских уездов. Принятие русского подданства частью ойратов в 1607?г. было условием занятия южных территорий Тарского уезда и с целью мобилизации сил для борьбы с другими кочевыми народами. После победы ойраты отказались платить ясак и начали борьбу с русскими за эти территории.

В XVI в. ойраты совершали набеги на запад до р. Волги, нападая на казахов и ногаев. Теперь ойратам удалось взять под свой контроль всю территорию современного Северного Казахстана. В 1608 г. отряд калмыков появился на р. Эмбе, что вызвало большие опасения у ногаев, кочевавших в то время на Яике. Русские походы из сибирских городов 1612—1613 гг. привели к усилению натиска ойратов в западном направлении. В 1613 г. отряд из 4 тысяч калмыков разбил ногайский улус на Яике, в результате чего ногаи бросили свои кочевья и бежали за Волгу [см.: Трепавлов, 60 ].

В 1606—1607 гг. часть ойратов, мигрировав из Верхнего Прииртышья, заняла бассейн Иртыша в райне рек Оми, Камышлова и южнее. Кочевья ойратов на востоке к 1616?г. распространились до бассейна Ишима. Однако скоро район кочевания ойратов переместился.

В 1619—1620 гг. различные группы ойратов организовали набеги на монголов, казахов и ногаев, что имело большие последствия. На западе в 1619 г. ойраты победили, разгромив кочевья ногаев между Яиком и Волгой, но на юге и на востоке они понесли большие потери. В 1620?г. во время переговоров хана Казачей Орды Ишима с послами ойратов они совершили набег на улусы казахов. Ишим «велел колмацких послов побить», а затем совершил набег на ойратские улусы, убив двух тайшей и «многих людей». Затем на ойратов напали отряды Алтын-хана, это нападение было еще более серьезным: «улусы колмацкие повоевали, и людей многих побили», взяв в плен двух тайшей [см.: Русско-монгольские отношения, 105 ].

В результате в 1620?г. ойратам, по выражению воеводы Уфы О. Я. Прончищева, «учинилась теснота великая» от казахов и монголов. В поисках безопасных кочевий они перешли р. Ишим и вышли к Тоболу. В сентябре 1620?г. Талай кочевал на расстоянии месяца пути от Тобольска — «в поле против Итыка горы железные» на территории современного Северного Казахстана, а «иные многие тайши с колмацкими людьми прикочевали блиско твоей царской отчины, сибирских городов, и кочюют ныне вверх по Ишиму промежю Тоболом». Улус Байбагиша в октябре 1620 г. занял район верховий Ишима и Иртыша. Большая часть ойратских улусов кочевала, по данным царевича Ишима, в то время в районе р.?Камышлов. Воевода Тобольска М. М. Годунов, сообщая о перекочевке ойратов, указал и ее причину: «А прикочевали, государь, те колмацкие люди блиско твоих государевых городов для того, что воюют их колмацких тайшей Алтын-царь да Казачья орда». По данным томского воеводы И. Ф. Шаховского, между тремя кочевыми народами был заключен военный союз: «…а слажился Алтын-царь с Казацкою ордой, а казацкие люди с нагаи, и где ане в степех кочевали, и стех их кочевья збили» [Русско-монгольские отношения, 113 ].

По сообщению теленгутов, часть ойратов во главе с Харахулой еще осенью 1620 собиралась весной следующего (1621) года воевать Томск и Кузнецкий острог, чтобы затем перекочевать в район по рекам Томи и Оби [см.: Пальмов, 1922, 88 ; Русско-монгольские отношения, 109 ].