Смекни!
smekni.com

Герб, флаг и гимн Российской империи (стр. 1 из 5)

Введение

Для любого современного государства его символ существует в триединстве: герб, флаг и гимн.

Подобное триединство в мировой практике начало складываться сравнительно поздно, с ХIХ века. Однако это совсем не означает, что, скажем, государственных гербов не существовало ранее. Так же как во многих странах Европы, в России эмблемы, позднее вошедшие в государственный герб, возникли в средневековье. И уже в начальный период существования единого русского государства они сыграли важную роль в борьбе за его упрочения.

Флаг Российской империи, его цвета определились гораздо позднее первых гербовых эмблем - через 200 лет после появления последних на государственной печати. Бело - синий - красный флаг ''подарил'' России флот Петра I. В борьбе за звание ''государственного'' флага ему пришлось на протяжении почти двух столетий ''конкурировать'' c черно-желто-белым императорским стягом.

Гимн появился итого позднее - в Х1Х в., так же ''пропустив впереди себя'' ряд общерусских мелодий.


Герб РФ

Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства - государственный герб.

Герб - это эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба. Само слово "герб" пришло к нам из польского языка, что в переводе означает "Наследство". Это слово поляки заимствовали у крестоносцев, которые свои щиты с родовыми знаками передавали от отца к сыну, то есть по наследству.

Федеральным Законом 25 декабря 2000 года было утверждено новое Положение о Государственном гербе Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации и представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея.

Три короны олицетворяют суверенитет, как всей Российской федерации, так и её частей, субъектов федерации. Скипетр с державой, которые двуглавый орел держит в лапах, символизируют государственную власть и единое государство.

Прежде чем принять свой сегодняшний вид, Герб РФ претерпел много изменений.

В 1472 году Иоанн III Васильевич обвенчался с Зоей (Софьей Фоминичной) Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI Драгаса, который употреблял изображение двуглавого орла как эмблему своей династии. Наследником византийского престола после гибели Константина XI при падении Царьграда считался старший брат Софьи царевич Андрей. Иоанн III со временем откупил у него право на византийский престол и именно в качестве наследника последнего императора Восточной Римской Империи стал использовать изображение двуглавого орла.

Недаром крылья испокон веков считались символом полёта - в прямом и переносном смысле. Естественно, что для символа государства был отобран и оставлен высший смысл. Но и он многозначен. Это и полёт мысли, и устремление к высшему (к знанию, к прекрасному в человеке и мире), и способность разума уравновешивать противоположные начала во всём. Крылья как символ божественности, верхушки иерархической лестницы и равновесия были известны ещё в Атлантиде. В этом значении они дошли до нас через Платона. С созданием государства крылья, как эмблема власти, были "переданы" владельцу - гордой, умной, красивой, смелой птице - орлу. У всех народов орёл считался символом бессмертия, высшей власти, величия, бесстрашия и силы. Он всегда был как бы посланником богов, то есть одновременно являл собой великодушие, прозорливость, подчёркивал приоритет духовного начала над материальным, сугубо бытовым. Изображение орла используется до сих пор в гербах многих стран. А двуглавый орёл сохранился в гербах лишь некоторых стран, например, Албании, Сербии, России. Он является символом двойной мудрости, неусыпного бодрствования, всеведения, процветания и совершенства.

Главными атрибутами державного герба России являются две эмблемы: двуглавый орёл и всадник (Георгий Победоносец) на коне, поражающий дракона копьём.

Первоначально вид орла соответствовал его изображению на троне, который привезла с собой Софья Палеолог. Это орёл с опущенными крыльями, с коронами на головах. Клювы закрыты. Но после падения татаро-монгольского ига у орла крылья поднимаются, правда, перья ещё опущены.

Начиная с Ивана III, среди золотых крестов и куполов церквей на Руси гордо парили двуглавые орлы. В Москве первый из них был водружён на Спасскую башню Кремля сразу после освобождения от гнёта Золотой Орды, и он венчал её четыре с половиной столетия и был снят большевиками. При сыне Ивана III - Василии III (первая треть ХVI в.) продолжается объединение русских земель, закрепилась роль Руси, как мирового центра православия. Теперь орёл на гербе открывает клювы, из них высовываются язычки. Это означало, что Русь в состоянии себя защитить середина XVI века

При Иване IV (ХVI в.) оба атрибута русской государственной эмблемы уже слиты воедино: на груди орла с широко распахнутыми крыльями для полёта, коронами на голове, с открытыми клювами был размещён ""ездец" с копьем, поражающий "змия".

Композиция российской эмблемы, в будущем герба, - орёл с всадником на груди - остаётся неизменной столетия, меняются лишь дополнения и художественная форма. При Михаиле Романове (первая половина ХVII в.) Россия начала выходить на путь процветания. Теперь у орла появилась третья корона. Три короны отныне символизировали Святую Троицу.

Алексей Михайлович в 1667г. издаёт "Уложение", а в 1672г. - первый русский гербовник под названием "Титулярник". В них уже официально оформляется понятие государственного герба: "Орёл двуглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого князя Алексея Михайловича Всея Великая, и Малая, и Белая России самодержца". С этого времени начинается развитие в России геральдики, как науки.

Крылья у орла раздвинуты и подняты, клювы открыты, язычки высунуты. Три короны венчают орла, а когти крепко держат скипетр и державу (земной шар с крестом), символизирующие утверждение абсолютной власти. На груди орла по традиции размещён герб Москвы - всадник с копьём.

Пётр I называет его Святым Егорием, одновременно добавляет к гербу элементы ордена Андрея Первозванного. Этот Святой Апостол - ученик Иисуса Христа проповедовал христианство на землях восточных славян ещё в 1 веке н.э. Введением Андреевского ордена Россия фактически возвращалась к своим истокам - к духовности, как основе существования. Знак ордена - косой крест с изображением распятого Святого был помещён в хвостовой части орла. На концах креста размещены буквы "SAPR". В переводе с латинского языка они означали "Святой Андрей - покровитель России".

Другими знаками ордена на гербе Пётр I сделал цепь вокруг щита с всадником, как символ единения территорий вокруг Москвы и голубую Андреевскую ленту. Лента соединяет до сих пор три короны. В геральдической науке это означает верность традициям предков, стремление сохранить всё лучшее, что оставили отцы и деды: национальную самобытность, боевую славу, достижения науки и культуры.

В течение ХVIII-ХIХ вв. герб претерпевал уже небольшие изменения. В 1730г. при Анне Иоанновне всадник на гербе получил официально имя Святого Георгия.

В конце ХVIII в. при Павле I на крыльях орла расположились полотна масонских стягов, а на груди орла - мальтийский крест (крест с раздвоенными концами). На верхнем конце креста, помещалась корона Великого Магистра ордена. Им был сам Павел I. Дело в том, что Мальтийский орден был тайным обществом, стремящимся создать всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в братском союзе, несмотря на различия в религии. Именно Россия, по мнению Павла I, должна была повести мир к такому сообществу.

Рубеж XVIII-XIX веков

Но, видимо, поняв, что не подошло ещё время выводить скрытые знания на всеобщее обозрение, что ещё не пришёл час идти к всемирному союзу, Павел I Манифестом 1800г. излагает идею Большого государственного герба Российской империи. Однако убийство Павла I отодвинуло реализацию этого плана на полвека. При Александре II, Освободителе, идея Большого герба претворилась в жизнь. В этом гербе к уже существующим атрибутам были введены щитодержатели. Ими были фигуры святых Архангела Гавриила - провозвестника рождения духовной жизни и жизни вообще и Архистратига Михаила - главы воинства Высших Сил. Сверху щита и орла располагался шлем Великого князя Александра Невского - защитника Руси от Тевтонского ордена. Центральную часть герба укутывала мантия из горностаевого меха - символ монархической власти. Над гербом располагалась сень (шатёр) с девизом "Съ нами Богъ" и хоругвь с изображением державного орла. Над хоругвью - православный крест. Эти детали должны были указывать на помощь и водительство Высших Сил. Орла на гербе как бы "обнимал" круг из гербов всех 52-х территорий России. Такое расположение территориальных гербов подчёркивало равенство всех губерний, княжеств, и царств. В центре, разумеется, был герб Москвы - Святой Георгий, как символ стремления к единению России вокруг исторического центра земли Русской. Все элементы Большого герба оставались неизменными вплоть до свержения Николая II в 1917г.

После февральской революции 1917г. Временное правительство сохранило двуглавого орла, правда, теперь он изображался с опущенными крыльями, без корон, всадника, скипетра и державы. В нём абсолютно не чувствовалось мощи.