Смекни!
smekni.com

Неравновесные символические системы и "психолазеры" (о романе Умберто Эко "Маятник Фуко") (стр. 1 из 3)

Неравновесные символические системы и "психолазеры" (о романе Умберто Эко "Маятник Фуко")

Умберто Эко (Umberto Eco) - итальянский ученый и писатель, профессор, читает курсы лекций по семиотике в Болонском университете, директор института зрелищных искусств, почетный доктор университетов США, Дании, и др. Автор книг "Эстетическая проблематика у Фомы Аквинского", "Поэтика Джойса", "Трактат по общей семиотике", широко известного романа "Имя розы".

Роман "Маятник Фуко" недавно опубликован в журнале "Иностранная литература" (ИЛ N 7-9, 1995г.) В занимательной форме (каббалистика, тайные организации тамплиеров, розенкрейцеров, масонов и пр.) в романе описано формирование символической мировоззренческой системы из произвольных отрывочных кусочков, событий, совпадений, основанное на игре понятий, на поиске скрытых связей.

Ясно показаны опасности подобной игры с миром и с собственным разумом, если вести ее, пренебрегая естественной внутренней логикой событий, здравым смыслом, законами природы, если ВЫДУМЫВАТЬ несуществующие связи ("мухлевать", по выражению одной из героинь романа), накручивая их одна на другую и, в конечном счете, забывать об их нереальности; а главное - если видеть проявление таинственной (и может быть, злой) воли, искать заговоры там, где есть лишь игра случая или природные и социальные закономерности. Искаженное восприятие мира приводит к краху, особенно, когда оно проникает в сознание других ("одержимцев") и становится реальностью, искаженной реальностью. Науку не стоит подменять магией, даже в игре понятий. Веру в Бога, в Природу, в человека не нужно подменять верой во все сверхъестественное. Любовь к миру, к жизни нельзя подменять стремлением к власти, к управлению миром. "Anything goes" - "все подходит" (Фейерабенд) - да, но карамазовское "все дозволено" (Достоевский) - нет.

Подмена ЕСТЕСТВЕННЫХ причинно-следственных связей выдуманными влияниями "тайной власти" приводит не к освобождению разума из пут привычных представлений, а к запутыванию в новых беспорядочных, но от этого не менее крепких, сетях искаженной логики, что может грозить саморазрушением разума, безумием. Здесь нет истины, здесь тайны мироздания, действительные тайны подменяются секретами тайной власти, которых нет.

"Есть только пустые секреты".

Вот как формируются искусственные символические системы (ИЛ N 9, с.54-55)}: "В нашей игре мы перекрещивали не слова, а понятия и факты, а, следовательно, правила сочетания были другими [чем в кроссворде], по сути дела правил было три. ВО-ПЕРВЫХ, ПОНЯТИЯ СОПРЯГАЮТСЯ ПО АНАЛОГИИ.

[Курсив везде мой - С.К.] Не существует критериев, чтобы знать с самого начала, хороша аналогия или плоха, ибо любая вещь напоминает любую другую вещь под определенным углом зрения. Например. Картофель перекликается с яблоком, потому что оба растительные и оба круглые.

Яблоко со змеем - по библейской ассоциации. Змея с кренделем, если змею закрутить хорошенько, крендель со спасательным кругом, спасательный круг с океаном, океан с мореплавательной картой, карту печатают на бумаге, туалетная бумага, туалет с одеколоном, одеколон со спиртом, спирт с алкоголем, алкоголь с наркотиками, те со шприцем, шприц с дыркой, дырка с ямкой, ямка с грядкой, грядка с картошкой - и круг замкнулся. ВТОРОЕ ПРАВИЛО об этом и говорит: если в конце концов tout si tient, все сходится, значит, игра засчитывается. От картошки к картошке мы ПРОСЛЕДИЛИ ПУТЬ ИСТИНЫ. ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: ассоциации не должны быть слишком свежими, надо, чтобы кто-нибудь когда-нибудь не менее чем однажды, а лучше многажды, о них уже говорил. Только таким образом СВЯЗИ КАЖУТСЯ ИСТИННЫМИ: ОНИ ВЫГЛЯДЯТ ОЧЕВИДНЫМИ." "И мы действовали по правилам. Ничего не изобретали, только сопоставляли имеющиеся кусочки." А вот вхождение иллюзорного в жизнь: "Следовательно, мы изобрели несуществующий План, а Эти не только уверовали в него, но и убеждены в добавок, что они в Плане находились внутри, с самых дальних времен, то есть они посчитали осколки своих проектов, беспорядочные и жалкие, за этапы нашего Плана, составленного в соответствии с неопровержимой логикой аналогий, сходств и подозрений.

Но если стоит только выдумать План - и он осуществляется другими, значит, План как если бы действительно существовал, более того, отныне он Существует." (с.57) "...Мы... предлагали им секрет, пустее которого не бывает, потому что не только не знали секрета и мы тоже, но мы еще вдобавок и знали, что секрет совершенно пуст." (с.66) "...одержимцы будут искать бездн, где укрывается тайна, которая есть их безумие." Несмотря на СТОЛЬ БЛЕСТЯЩЕЕ РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПОИСКОВ, несмотря на ясно показанные опасности построения символических систем, оторванных от реальности, я не могу прекратить формирование СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ СИМВОЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, оставить попытки построения "самосогласованных ассоциативных структур для поиска контактов с другими формами разума". Определение в кавычках - лишь попытка объяснить самому себе смысл такой деятельности, на самом деле цель неясна, это СВОБОДНАЯ, ПРОИЗВОЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЕГО СОЗНАНИЯ: "Найти то, не знаю что". Мне кажется, можно избежать ошибок, приводящих к построению ИСКУССТВЕННОЙ, иллюзорной, а не ЕСТЕСТВЕННОЙ, живой, саморазвивающейся символической системы. (Конечно, творец не может быть объективным, находясь внутри системы; оценивать ее нужно со стороны, по практическим следствиям, которых пока нет; точнее, нет следствий, видимых другим.) Ниже описаны основные принципы создания таких символических систем, некоторые характеристики и возможные полезные применения.

1. Ни в коем случае нельзя "мухлевать", выдумывать несуществующие связи, совпадения; необходимо фиксировать и изучать прежде всего объективные совпадения (события внешнего мира), а субъективные совпадения (собственные ощущения, усиливающие значимость объективных совпадений) рассматривать как комментарий к объективным совпадениям. Таким образом, активность в построении системы передается также окружающему миру, это ИГРА НЕ ТОЛЬКО ПОНЯТИЙ, НО ОБїЕКТОВ ВНЕШНЕГО МИРА.

2. Построение системы - обязательно диалог, а не монолог; движение понятий, их сопряжение должно происходить естественно, свободно В ОТКРЫТОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ (в культурной информационной среде человечества), а не в замкнутом пространстве индивидуального сознания. Дело индивидуума - ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА НОВЫЕ, СТРАННЫЕ сопряжения понятий и объектов.

3. ПОИСК НОВЫХ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ БЕССИСТЕМНЫМ! Строитель системы не должен стараться ее построить, завершить; более того, уловив системность смысловых связей, он должен обеспокоиться, не рано ли организуется система, не ограничит ли это свободу действий для дальнейшего развития.

4. Развитие системы приводит к УВЕЛИЧЕНИЮ ЧАСТОТЫ (повышению вероятности) странных событий во внешней среде, таким образом формируется новая активная информационная среда, обладающая способностью к саморазвитию. Внутри достаточно сложной информационной среды возможен диалог разумов с совершенно различной логикой мышления, различными, "несоизмеримыми" [П.Фейерабенд] понятиями о пространстве и времени: формируя новые связи объектов, они могут ПОКАЗАТЬ друг другу свои понятия. Таким образом, "третье правило" игры с понятиями героев романа Умберто Эко: "ассоциации не должны быть слишком свежими" - абсолютно неверное для формирования самоорганизующихся символических систем - напротив, ассоциации должны быть "свежими", странными, необычными. При естественном, а не искусственном формировании системы только такие ассоциации могут быть значимыми, привлекающими ВНИМАНИЕ.

5. Система не должна быть статичной, основанной лишь на устоявшихся прошлых знаниях, представлениях. Примеры таких "застывших" символических систем: религиозные догматы, астрология, каббалистика; более подвижен психоанализ, но он имеет дело с частными, зыбкими явлениями мира индивидуального сознания, психоанализ внешнего мира пока не развит. (Поэтому, в частности, астрология не применима к быстротекущим событиям реальной жизни; ее символика ни в коей мере не сводима к каким-либо знаковым системам, допускающим однозначное толкование в конкретной ситуации.

Пока возможность редукции символических систем к знаковым существует лишь в ограниченных рамках научных теорий, относящихся к точным наукам.) 6. Полезным свойством символических систем являлось бы наличие в них КОГЕРЕНТНЫХ СТРУКТУР, одновременно описывающих (показывающих) абсолютно разнородные явления. Для структуры, которая является источником когерентного (одновременного, согласованного) мышления о разнородных понятиях и явлениях, на мой взгляд, подходящее название: "ПСИХОЛАЗЕР". Таких психолазеров может быть много, но создавать их непросто.

(Известные всем, хотя и не очень эффективные, слишком специализированные психолазеры - математические теории и модели). Для психолазеров наиболее подходящими являются абстрактные символы, которые можно связать с чем угодно, причем желательно, чтобы это были широко распространенные символы, часто встречающиеся в обыденной жизни.

Такими символами являются числа. Числоформы в символических системах - наиболее очевидные кандидаты в психолазеры. (И - музыка.) Так, в моей личной символической системе моделями психолазеров являются числа: 311113 , 113 , 311 , а также числоформа: 3 1 1 1 1 3 . 3 3 7 7 Данная числоформа содержит (при чтении слева направо, сверху вниз) числа: 3 7 11 13 37 113 311 313 311113 137 .

Числа 3, 7, 11, 13, 37 имеют множество ассоциаций с различными объектами и явлениями в информационной среде человечества; причем, в самых разных культурах, кажущихся независимыми и даже "несоизмеримыми". Они образуют группу простых делителей числа с шестью одинаковыми цифрами подряд: 3 * 7 * 11 * 13 * 37 = 111111 Повторение какого-либо сигнала свидетельствует о возможности его искусственного происхождения. Поиск таких сигналов в космическом радиошуме ведут радиоастрономы - грандиозная и дорогостоящая программа SETI.