Смекни!
smekni.com

Основы международного частного права (стр. 1 из 3)

Оглавление

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Список нормативных актов

Список литературы

Задание № 1

Дать развернутый ответ на вопрос: «Что такое обход закона в международном частном праве?»

Попытки построения в России рыночной экономики начали предприниматься относительно недавно и не могли не обусловить появление многочисленных сложностей и проблем. К числу важнейших из них относится неудовлетворительность частноправового регулирования многих только начинающих формироваться отношений, проявляющаяся, в частности, в его неадекватности новым условиям. Данный тезис применим в том числе и к российскому коллизионному регулированию: его неадекватность складывающимся потребностям международного гражданского и торгового оборота проявляется еще более рельефно.

Такое отсутствие надлежащего правового регулирования и несовершенство имеющегося во многом обусловили то, что в условиях современной России очень многие действия субъектов права как в материальной, так и в коллизионной сфере регулирования, можно охарактеризовать как "обход закона" в том смысле этого понятия, который придается ему в диссертационном исследовании. Можно утверждать, что реалии сегодняшней России представляют из себя очень интересный материал для исследования проблемы "обхода закона". В этих условиях предпринятое исследование не может не обладать актуальностью.

Кроме того, проблема "обхода закона" в коллизионном праве представляет собой очень интересный аспект более общей проблемы действия коллизионной нормы. Несмотря на ее существование в коллизионном праве в течение уже нескольких столетий, она до сих пор вызывает неоднозначные оценки, а методы урегулирования обозначаемого ей явления в различных правовых системах существенно друг от друга отличаются. Соответственно, теоретико-компаративистский анализ такой проблемы имеет большое значение как для теории, так и для практики российского коллизионного регулирования.

Более того, исследование проблемы "обхода закона" в коллизионном праве, которая тесно связана со многими коллизионными институтами и в которой сконцентрировались очень сложные вопросы коллизионного регулирования, может помочь отечественному международному частному праву во многом критически взглянуть на его прошлое, усвоить положительный опыт западного права в отношении решения данной проблемы и на основе этого подняться на новую ступень своего развития.

При этом весьма существенно то, что исследование проблемы "обхода закона в коллизионном праве неразрывно связано с анализом этой проблемы в материальном праве: без изучения последнего первое рискует остаться неполным и неадекватным.

В отечественной юридической литературе (как до 1917 г., так и в советской и в современной) отсутствуют какие-либо специальные исследования юридической природы понятия "обход закона" и того правового феномена, который этим понятием обозначается. Сказанное верно применительно как к материальному, так и к коллизионному праву. Однако проблема "обхода закона" кратко подвергалась анализу в рамках более общих работ. Среди таких работ, посвященных материальному праву, можно отметить, в частности, следующие: Растеряев Н. "Недействительность юридических сделок по русскому праву. Часть общая и часть особенная" (СПб, 1900), Вавин Н.Г. "Ничтожные сделки (ст.30 Гражданского Кодекса РСФСР и УССР и последствия ее нарушения)" (М., 1926), Перетерский И.С. "Сделки, договоры. Гражданский Кодекс РСФСР. Научный комментарий (с учетом гражд. код. союзных респ.). Выпуск V" (М., 1929), Новицкий И.Б. "Сделки. Исковая давность" (М., 1954), Иоффе О.С. "Советское гражданское право" (Л., 1958), Рабинович Н.В. "Недействительность сделок и ее последствия" (Л., 1960).

Что же касается отечественных работ по коллизионному праву, то среди тех, в которых проблеме "обхода закона" было уделено некоторое внимание, следует назвать, в частности, следующие: Иванов Н. "Основания частной международной юрисдикции" (Казань, 1865), Мандельштам А.Н. "Гаагские конференции о кодификации международного частного права" (СПб, 1900), Брун М.И. "Международное частное право (Курс, читанный в Московском коммерческом институте в 19,0/п)" (на правах рукописи. М., год издания не указан), Гойхбарг А.Г. "Международное право" (М., 1928), Макаров А.Н. "Основные начала международного частного права" (М., 1924), Крылов С.Б. "Международное частное право" (Л., 1930), Лунц Л.А. "Курс международного частного права. Общая часть" (М., 1973), Галенская Л.Н. "Международное частное право" (Л., 1983), "Международное частное право. Современные проблемы" (М., 1994), Мосс Д.К. "Автономия воли в практике международного коммерческого арбитража" (М., 1996).

Следует отметить, что в указанных работах анализ проблемы "обхода закона", осуществляемый кратко и часто попутным образом, не всегда достигал того уровня требований, которые данная проблема реально выдвигает.

Понятие "обход закона" представляет собой просто образное собирательное выражение для обозначения совокупности неправомерных действий, которые заинтересованные субъекты права пытаются представить как законные (иными словами, придать им то, что автор назвал "видимостью правомерности". Данный термин предлагается автором для использования только в сфере теоретических if изысканий по исследуемой проблематике). При этом содержание понятия "обход закона" исчерпывается простым обозначением совокупности таких действий и у него отсутствует самостоятельная правовая природа. Использование видимости правомерности (дающее основания квалифицировать действие как совершенное в "обход закона") возможно в следующих трех формах: 1) обман (в широком смысле этого термина, включая притворные и мнимые действия); 2) злоупотребление правом; 3) совершение противоречащих основам правопорядка и нравственности формально допустимых действий (например, заключение договора аренды имущества, формально допустимого, но с целью совершения преступления).

Соответственно, понятием "обход закона" обозначается феномен использования видимости правомерности (которое автор определяет как попытку представления, при помощи любых способов и форм, действий, неправомерных с точки зрения объективного права, в качестве правомерных).

Понятие "обход закона" обладает такими характеристиками, как: необыкновенная неопределенность, достигающая степени внутренней противоречивости; околоправовой статус; эмоциональная нагрузка.

Возрождение понятия "обход закона" к жизни в континентальном праве и его дальнейшее использование были обусловлены спецификой рецепции римского права в средневековой Европе и являлись, на взгляд автора, правовой ошибкой. 1ц В то же время в странах англо-американской системы права, которые не знали рецепции римского права (или в скандинавских странах, претерпевших рецепцию в меньшей степени), понятие "обход закона" играет весьма незначительную роль.

В праве присутствуют тенденции как противодействующие существованию понятия "обход закона" (процесс развития юридической техники; процесс "коммерциализации" права; процесс взаимообогащения различных правовых семей), так и способствующие такому существованию (в частности, процесс "публицизации" права и процесс "социализации" права).

Критический анализ понятия "обход закона" демонстрирует, что его существование в праве является излишним и что оно представляет собой правовой реликт.

Критический анализ некоторых теорий "обхода закона" (в частности, обосновывающих точку зрения о том, что совокупность законных действий может вести к нарушению закона или что сознательное создание какого-либо фактического состава с целью обусловить применение к нему одной правовой нормы или избежать действия другой) показывает, что все они основаны на ряде серьезных логических и правовых ошибок и не могут считаться правильными и тем более пригодными для практического использования.

Таким образом, в той части международных частных отношений, в которых государство, исходя из необходимости защиты интересов личности, общества и собственных интересов, установило императивное регулирование, являющееся отражением принципа тесной связи в силу специфичности объекта правового регулирования и объективности его правового регулирования, возможно нарушение этой объективной закономерной связи и соответствующего ему метода правового регулирования, когда стороны своим соглашением пытаются разорвать, нарушить объективно существующие связи между международным частным отношением и соответствующим ему императивным правовым регулированием. В силу этого нарушается принцип тесной связи. И именно в такой ситуации действует "обход закона", предотвращающий соглашения и иные действия, направленные на нарушение объективно существующей связи между международным частным отношением и опосредующим его средством правового регулирования на основе субъективного вмешательства в указанные объективные процессы.

Сущность "обхода закона" состоит в обеспечении устойчивости подсистемы международного частного права при взаимодействии национальных правовых систем, выражающемся в исключении возмущающих воздействий на указанную подсистему посредством соглашения и иных действий сторон, отражающих сугубо частные интересы в ущерб интересам личности, общества и государства, охраняемых законом на основе императивного регулирования соответствующих отношений.

Соответственно механизм коллизионного регулирования, основанный на принципе тесной связи, не исключает, а предполагает наличие средства, обеспечивающего соответствие между природой международного частного отношения и его правовым опосредованием в случае совершения субъектами правоотношений действий, направленных на разрыв объективно существующей между ними связи. Таким средством и является "обход закона" в международном частном праве.