Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовая защита интеллектуальных прав (стр. 1 из 4)

Введение

Правовые нормы в отношении объектов интеллектуальной собственности означают существование следующего принципа.

Принцип правовой охраны — никто не имеет права использовать объект интеллектуальной собственности без разрешения правообладателя, поэтому любое неразрешенное использование объекта является нарушением закона, а лицо, допустившее такое использование, — нарушителем закона.

Этот простой принцип часто превратно понимается из-за дуализма интеллектуальной собственности, поскольку объект интеллектуальной собственности существует в виде нематериального объекта (изобретения, литературного произведения, произведения изобразительного искусств:: и т. д.) и материального объекта, в котором этот нематериальный объект воплощен (товар). Принцип правовой охраны относится только к нематериальным объектам интеллектуальной собственности и не может относиться к материальному объекту, в котором воплощен объект интеллектуальной собственности. Например, покупатель книги имеет право использовать книгу, в которой воплощено литературное произведение, по ее основному предназначению, т. е. для чтения, изучения, цитирования, критики, полемики и т. д., но не имеет права использовать объект интеллектуальной собственности (литературное произведение), воплощенный в книге. Владелец книги не имеет права воспроизводить произведение (копировать), переводить его, публично исполнять, размещать в Интернете и т. д. Таким образом, принцип правовой охраны относится только к объектам интеллектуальной собственности, но не имеет отношения к товарам которых эти объекты воплощены. Следовательно, любые товары, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности, могут свободно пользоваться по их прямому предназначению, продаваться, обмениваться.


1. Защита интеллектуальных прав

1.1 Виды нарушения прав

Право интеллектуальной собственности в большинстве стран мира имеет двойственную природу, т.е. права на некоторые объекты интеллектуальной собственности разделяются на личное неимущественное и исключительное право. Такая природа права интеллектуальной собственности признается не для всех объектов. Например, для объектов смежных прав (за исключением исполнений) и для маркетинговых обозначений личное неимущественное право не признается, хотя некоторые объекты имеют несомненный творческий характер.

Правовое признание личных неимущественных и исключительных прав означает, что нарушения этих прав могут относиться к каждой из этих категорий.

Личное неимущественное право.

Некоторые объекты патентного права (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, топологии интегральных микросхем, сорта растений) имеют своих авторов, и патентное законодательство признает за ними право авторства. Нарушения патентного права авторства относительно редки, поскольку авторство того или иного лица прямо установлено в патентном ведомстве, а использовать патент может только патентообладатель или лицо, которому передано право на использование.

Почти неизвестны действительные нарушения права исполнительства, поскольку при любом использовании записи исполнения невозможно заменить исполнителей на иных лиц. Другое дело, что при публичном исполнении, сообщении или доведении до всеобщего сведения имя исполнителя может быть искажено, заменено или вообще отсутствовать, как имена авторов. Каждое из этих действий представляет собой нарушение законодательства.

Наиболее многочисленными являются нарушения права авторства на произведения литературы, науки и искусства, и самым серьезным нарушением признается плагиат. Плагиат — это самовольное обнародование некоторым лицом под своим именем произведения, созданного другим автором.

К нарушениям права авторства относят принуждение к соавторству. Что отнюдь не редкое явление. Обычно оно не проявляется в простой и явной форме, а выражается в служебном принуждении к соавторству. Руководитель творческого коллектива явно не принуждает авторов служебных произведений включать его в число соавторов. Как правило, автор делает это сам, зная моральный облик руководителя и его желание быть соавтором всех работ, выполняемых в коллективе. Особенно распространена такая практика в научных коллективах, когда сотрудники «уговаривают» руководителя стать соавтором. Автор надеется получить благосклонность руководителя, приобщиться к «научной школе», защитить диссертацию, получить продвижение по службе и т. д.

Весьма распространены нарушения права на защиту репутации автором или исполнителя. В некоторых случаях обвинения в ущербе репутации носят откровенно субъективный характер и отражают «микроклимат» в соответствующей творческой среде.

Типичным нарушением права на защиту репутации является переработка или перевод произведений, права на которые переданы авторами иным лицам по договору. В некоторых случаях автору может казаться, что переработка его произведения наносит моральный ущерб репутации «творца». Хотя в случае правомерных переводов произведений автор может не знать языка перевода, но и здесь у «творца» могут быть моральные терзания.

Поскольку личное неимущественное право бессрочно, использование произведений, перешедших в общественное достояние, не должно нарушать это право. В законодательстве устанавливается, что личные неимущественные права умершего автора могут защищать его наследники, но сами права к ним не переходят. Если в отношении права авторства это естественно, т. е. наследник не может указать себя автором даже необнародованного произведения умершего автора, то в отношении права на защиту репутации положение иное.

Исключительное право.

Возможные виды нарушений исключительного права прямо устанавливаются в законодательстве. Использование объекта интеллектуальной собственности правомерно только с разрешения правообладателя. Если объект используется без разрешения - это нарушение закона. В некоторых случаях законодательство разрешает при некоторых условиях и в определенной форме использовать объекты и без разрешения правообладателя. Кроме того, существуют разрешенные формы использования, соответствующие трехуровневому критерию для объектов авторского права и смежных прав и двухуровневому критерию для объектов промышленной собственности. Подобные использования объектов интеллектуальной собственности не считаются нарушениями закона.

Рассмотрим возможные нарушения авторского права и смежных прав, патентных прав.

Нарушения авторского права и смежных прав. В законодательстве устанавливаются виды использования произведений литературы, науки и искусства, которые требуют разрешения правообладателя. Если же эти использования совершены некоторым лицом без разрешения правообладателя, то они являются нарушениями закона, а соответствующее лицо — нарушителем. Например, в соответствии со ст. 1270(2), 1317(2), 1324(2), 1330(2), 1334(1) и 1339(1) Гражданского кодекса Российской Федерации[1] нарушениями авторского права и смежных прав может быть их:

- воспроизведение;

- переработка;

- распространение;

- публичный показ;

- публичное исполнение;

- сообщение для всеобщего сведения;

- доведение для всеобщего сведения;

- импорт;

- прокат.

Помимо вышеперечисленных категорий правонарушений Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам установили еще два вида действий, за совершение которых соответствующие лица могут быть привлечены к ответственности:

- удаление или изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения правообладателя;

- удаление технической защиты объектов авторского права или смежных прав.

Необходимо отметить, что нарушением закона является не только удаление технической защиты, но и производство и распространение противозащитных устройств, а также предоставление услуг по снятию технической защиты с объектов авторского права и смежных прав. Судебных дел в отношении такой категории правонарушений немного. Более того, такие дела иногда не удается выиграть даже правительству. Причина такого положения заключается в противоречивости норм правовой охраны технической защиты объектов авторского права и смежных прав, когда разрешенные использования требуют удаления технической защиты объектов.

Как уже отмечалось, исключительное право включает не только право на использование объектов, но и право на получение вознаграждения за некоторые использования объектов. Речь прежде всего идет о вознаграждении за использование служебных объектов. Если право на вознаграждение нарушено, то лицо, совершившее такое нарушение, считается нарушителем законодательства об авторском праве и смежных правах.

Нарушения патентного права. Для всех объектов патентного права нарушения относятся, по существу, к сходным категориям. Например, нарушениями патентного права на изобретения считаются следующие действия, совершаемые без разрешения патентообладателя или правообладателя: изготовление продукта; осуществление способа; введение в гражданский оборот продукта и способа; импорт продукта.

1.2 Защита интеллектуальных прав

Каким бы совершенным ни было законодательство об интеллектуальной собственности, оно оказывается простой декларацией, если не обеспечена защита этих прав. После крушения Российской империи охрана прав человека на результаты его интеллектуальной деятельности никогда не была приоритетной целью и задачей государства. Если авторы и получали какое-то подобие прав на результаты своей интеллектуальной деятельности, то это делалось в основном в политических и экономических интересах государства. Во многих случаях государство объявляло себя собственником результатов интеллектуальной деятельности своих граждан. Несмотря на присоединение в 1965 г. к Парижской конвенции по охране промышленной собственности и в 1973 г. — к Всемирной конвенции об авторском праве, основным нарушителем прав на интеллектуальную собственность продолжало оставаться государство. Тоталитаризм проявлялся не только в подавлении свободомыслия и самовыражения, но и в репрессивных действиях в тех случаях, когда кто-либо пытался заявить о правах на результаты своей интеллектуальной деятельности. Пресекались также попытки лиц использовать результаты интеллектуальной деятельности, которые, по существу, национализировало государство. В таких условиях практически не было случаев, когда кто-то мог воспользоваться результатами «государственной» интеллектуальной собственности. Государство не допускало конкуренции в присвоении результатов интеллектуальной деятельности, и ни о каком массовом нарушении прав интеллектуальной собственности не могло быть и речи.