Смекни!
smekni.com

Судьба народа в трагические периоды истории (по произведениям М. А. Шолохова)

Михаил Александрович Шолохов, родившийся в 1905 г., стал современником многих событий русской истории прошлого века. Он участвовал в боевых действиях на Дону во время гражданской войны, то есть на себе испытал не только все тяготы и лишения фронтовой жизни, но и ужасы братоубийственной войны. Все эти переживания нашли яркое отражение на страницах его произведений.

Своеобразие творческой позиции Шолохова, вытекающее из его понимания действительности, определялось прежде всего тем, что человек в его произведениях показан не столько в столкновениях с окружающими (хотя и они, конечно, есть), сколько в непосредственных столкновениях с историческими событиями. От А. С. Пушкина до Л. Н. Толстого исторические события являлись, как правило, фоном, на котором и разворачивались основные события повествования. На этом фоне герои соприкасались, объединялись или противостояли друг другу, но эти соприкосновения касались исключительно сферы нравственной.

В творчестве Шолохова, при сохранении классических конфликтов русской литературы, показана трагедия столкновения человека с роковыми силами судьбы. Произведения этого автора охватывают более полувека истории России, истории бурной и тяжелой.

История России никогда не протекала гладко и размеренно, тем более нельзя этого сказать о XX в., когда наша страна пережила две тяжелейшие мировые войны и одну гражданскую, да к томе же не менее жестокую и разрушительную революцию 1917г.

Войны начала века и Великая Отечественная война кардинально отличаются друг от друга и по характеру, и по содержанию. Первая мировая война послужила толчком к разрушению старою политического режима и к установлению нового. Все это привело к ломке веками существовавших отношений. Действия новых властей, пришедших к власти в ходе революции, вызывали большое противодействие со стороны практически всех слоев населения. В России разгоралась гражданская война — страшная, жестокая и бессмысленная. Ломались прежние связи, разрушались семьи. Страна подверглась нашествию иностранных интервентов. Лишь ценой неимоверных усилий удалось сохранить независимость и целостность государства.

Все эти трагические события отражены в романе-эпопее “Тихий Дон”, который можно назвать трудом жизни писателя. 14 лет, с 1926 по 1940 г., автор работал над этим произведением. В романе отражена жизнь казаков до и во время Первой мировой войны, во время революции и гражданской войны.

Роман показывает жизнь русского народа в один из тяжелейших периодов истории России. Автор раскрывает неразрывную связь человека со своей страной, с ее историей и судьбой. Он не может отрешиться от происходящих событий только по своему желанию.

Автор раскрывает в своих работах объемы не столько материальных, сколько моральных, душевных разрушений и страданий. Неприятие нововведений, потеря близких и любимых людей, несправедливое отношение властей — все это было повседневными реалиями того времени. Государство переживало тяжелое время, но ведь государство — это и есть народ. А в описываемый в романе период произошел раскол среди населения, раскол более страшный, чем социальное расчленение. Страна разделилась на два противоборствующих лагеря, каждый из которых фанатично отстаивал собственные идеи и цели. В результате рушились семьи, “брат шел на брата, а сын на отца”.

Создавая роман, Шолохов не сделал ни одного поклона ни в сторону белых, стремившихся вернуть прошлое, ни в сторону большевиков, утверждавших свою власть силой оружия.

Гражданская война закончилась. В стране бушевал экономический кризис. Ужасающая разруха усугублялась действиями нового правительства: проведение коллективизации встречало жесточайшее сопротивление со стороны населения, особенно свободолюбивых казаков. Период коллективизации отражен в романе “Поднятая целина”, он также не определил для читателя сторону, на которую встал автор произведения.

Шолохов показывал не только беды и горести простого крестьянского люда, который поддерживал идею создания колхозов. Писатель на примере Кондрата Майданникова — одного из лучших хозяев хутора — раскрывает трагедию хозяина-собственника, который также не отказывается вступать в колхоз, но которого гложет “подлюка-жалость к своему добру”. Боится хозяин, что не будет оно так же ухожено у коллективного хозяина. Как оказалось впоследствии, страхи его оправдались.

Другая сторона трагедии — Макар Нагульнов, мысли которого заняты “мировой революцией”. “С мальства” он испытывает ненависть к крестьянской собственности, и с нею он строит новую жизнь. “...Как служишь революции? — кричит он Разметно-ву после раскулачивания Гаева, — Жалеешь? Да я... тысячи станови зараз дедов, детишек, баб... Я их из пулемета... всех порежу!”

Таким был “великий перелом”, ярко описанный Шолоховым. Но страна пережила и это, она восстанавливала силы, залечивала раны. Не слишком много времени судьба предоставила ей для этого: в 1941 на русскую землю вторгаются иноземные захватчики. Вся страна восстала против иноземцев. Миллионы добровольцев устремились на защиту своих домов и семей. Даже сейчас, спустя почти 60 лет, трудно оценить объемы трагедии, масштабы разрушений.

Героями таких произведений, как “Они сражались за Родину”, “Судьба человека”, “Наука ненависти”, являются простые люди: колхозник Иван Звягинцев, агроном Николай Стральцов, шофер Андрей Соколов... Образ воюющего народа, который проявил стойкость и мужество в борьбе с захватчиком, встает со страниц книг Михаила Александровича. Он с психологической глубиной описал характеры сильных духом людей, которые не сломались на крутых поворотах истории.

“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества”, — говорил М. А. Шолохов.