Смекни!
smekni.com

«Вишнёвый сад» А.П. Чехова, как пьеса о прошлом, настоящем и будущем

«ВИШНЁВЫЙ САД» А.П. ЧЕХОВА, КАК ПЬЕСА О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ.

Антон Павлович Чехов – писатель могучего творческого дарования и своеобразного и тонкого мастерства, проявляющегося с равным блеском, как в его рассказах, так и повестях и пьесах.

Пьесы Чехова составили в русской драматургии и русском театре целую эпоху и оказали неизмеримое влияние на всё последующее их развитие.

Продолжая и углубляя лучшие традиции драматургии критического реализма, Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей её обычности, будничности.

Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей, Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько органически связанных, переплетающихся между собой конфликтов. При этом ведущим и объединяющим является по преимуществу конфликт действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей их социальной средой.

В пьесе «Вишнёвый сад» основной конфликт, отражая глубокие общественные противоречия конца XIX – начала XX века, заключается в желании Раневской сохранить за собой вишнёвый сад и в стремлении Лопахина превратить вишнёвый сад в капиталистическое предприятие.

Но, подчёркиваz индивидуальные положительные особенности дворянских персонажей, Чехов убедительно показывает, что, будучи представителями паразитического класса, отживающих общественных отношений, они являются отрицательными в своих определяющих чертах. Так, доброта Раневской не выражает её жизненных принципов. Это лишь условность, видимость, манеры поведения человека по существу откровенно эгоистичного. Эгоизм Раневской воспитан в ней всем образом её жизни, привычкой к тому, чтобы люди преклонялись перед её богатством, благоговели перед её красотой и выполняли её прихоти.

Смысл жизни она видит лишь в сменяющихся личных удовольствиях, в сердечных увлечениях, но и здесь она не обладает ни глубиной, ни цельностью чувств. В сущности – это всего-навсего чувствительно-слезоточивая, экзальтированная, капризная и легкомысленная барыня, с весьма не глубокими, быстроменяющимися настроениями. Лично у меня Любовь Андреевна вызывает неприязнь, это действительно человек прошлого, отживающий свой век, потому что она уже не сможет жить по-новому, не сможет изменить свои жизненные принципы. У действующих лиц «Вишнёвого сада» противоречие между социально-типическим и индивидуальным наиболее резко проявляется в характере купца Лопахина.

Лопахин не является той общественной силой, которая была способна в корне изменить жизнь и внести в неё начала подлинной справедливости и красоты. Свою огромную энергию, практическую хозяйственную сметку он направляет на удовлетворение не общественных интересов, и личных стремлений к наживе и обогащению.

Но у Лопахина есть такие индивидуальные качества, которые находятся в противоречии с сущностью его характера. Это известная мягкость, доброта, лиризм, стремление к красоте. Разве типично для купца сочувствие Раневской, стремление помочь помещице спасти вишнёвый сад от продажи и появления неловкости от того, что приобрёл вишнёвый сад именно он. Разве типична для купечества такая черта Лопахина, о которой говорит Трофимов: - «тонкая, нежная душа»?

Но поступки Лопахина определяются не этими частными, индивидуальными чертами, а теми, которые отражают социально-типическую сущность его характера. Несмотря на свойственную ему сентиментальность, Лопахин купил имение Раневской, которой он многим обязан, он явно бестактно, при ней начинает рубить вишнёвый сад.

На мой взгляд, Лопахин – человек цели, и как он ведёт себя с Раневской и остальными, это не имеет большого значения - главное то, что это человек практичный, жизнедеятельный и на него всегда можно положиться, ведь это человек настоящего.

Ответственность за завтрашний день в пьесе ложиться на молодое поколение его представителем является Петя Трофимов.

Трофимов – демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям. Создавая образы Трофимова, Чехов выражает в этом образе такие ведущие черты, как преданность общественному делу, стремление к лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм, принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов несмотря на свои 26 или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный опыт. Его уже два раза исключали из университета. У него нет уверенности, что его не исключат в третий раз и что он не останется «вечным студентом».

Эгоизму помещиков и купцов Трофимов противопоставляет свою преданность общественному делу, свой патриотизм.

Трофимов – человек именно такого мировоззрения, и это является причиной его абстрактных представлений о будущем и о путях борьбы за него.

Трофимов был для Чехова лишь отражением совершавшегося в тогдашней действительности социального брожения, собирания прогрессивных сил для решительной борьбы с самодержавием, деспотизмом.

Жизненная правда во всей её последовательности и полноте – вот чем руководствовался Чехов, создавая свои образы. Именно поэтому каждый персонаж его пьес представляет собой живой человеческий характер, привлекающий огромным смыслом и глубокой эмоциональностью, убеждающей своей естественностью, теплотой человеческих чувств.

По силе своего непосредственного эмоционального воздействия Чехов едва ли не самый выдающийся драматург в искусстве критического реализма.

Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и волнениям обычных людей, будили дух протеста против косности и рутины, звала к социальной активности к улучшению жизни. Поэтому она всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние. Значение чеховской драматургии уже давно вышло за пределы нашей родины, оно стало мировым. Драматургическое новаторство Чехова широко признано за рубежами нашей великой родины. Я горжусь тем, что Антон Павлович русский писатель, и как бы ни были различны мастера культуры, они, наверное, все согласны с тем, что Чехов своими произведениями подготавливал мир к лучшей жизни, более прекрасной, более справедливой, более разумной.