Смекни!
smekni.com

Человек и природа

"Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить сней" - так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой.Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже,когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людейсовсем другая, чем та, среди которой мы живем сейчас. Рекитогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду,леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушалотишину.

А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек иозер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц - становится все меньше и меньше. Безумный 20 век принес человечествувместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них оченьи очень важная - охрана окружающей среды.

Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно былозаметить, как беднеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, люди, которые ее наблюдают и изучают - ученые, писатели,работники заповедников, многие другие - обнаружили, что природанашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле. Еще в детстве все мы читали И.Соколова-Микитова,В.Бианки и других.

О взаимоотношениях между человеком и природой пишет с душевной болью Б.Васильев. Его роман "Не стреляйте в белых лебедей" - произведение о современной жизни, главная тема которого - извечный конфликт между силами добра и зла. Не только пробным камнем становится отношение к природе. Она становится нефоном, а словно бы действующим лицом, участвует в развитии сюжета.

Отношение к природе разделяет персонажей на два лагеря.На тех, кто понимает и любит ее, и других, жадных, жестоких.Вот Егор Полушкин - правдоискатель и поэт, теснейшими узамисвязанный с родной почвой, неудачник и бедолага. Это потому,что Егор живет по законам сердца и совести, воспринимая мирчерез благополучие, трагедию края. Он страдает душой, замечаяна каждом шагу, как оторвался человек от природы, приближая еек людям. Но, как и лермонтовский герой, он становится предметом насмешек. Помните:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Иное дела Федор Бурьянов, для которого природа не существует сама по себе. Он лишь хочет взять у нее то, что можно,выгадать для себя, а что останется другим людям, нашим потомкам, ему безразлично.

Нас так много стало на земле, столько на ней построеногородов, заводов, фабрик, столько земли распахано, что невольно человек стал теснить природу, все больше и больше нарушаяее законы. Сейчас уже люди стали сильнее природы, и перед ихружьями, бульдозерами и экскаваторами она устоять не может.

Об этом творчество прекрасного писателя Валентина Распутина. "Прощание с Матерой", другие его книги о том, что природа, земля и человек и их взаимоотношения - проблема не обычная, а глубоко нравственная, затрагивающая само существованиелюдей как людей. Природа была и должна оставаться учителем человека и его нянькой, а не наоборот, как возомнили люди.

В этом сообщении мне бы хотелось остановиться на оченьсвоебразном произведении Распутина "Живи и помни". Писательпоказывает в повести начало весны, пробуждение природы и жизни. И на фоне такого состояния природы изображена воровская ипрячущаяся судьба Андрея Гуськова и его жены Настены. Андрейдезертир, сама природа в изображении автора собой ему укор. НОсудить его трудно, да писатель и не выносит своего приговора.Однако у военного времени свои законы: его ждет безжалостныйтрибунал. Гуськов попадает в робинзоновские условия, прячетсясреди дикой природы. Между ним и его селом - Ангара, словночерта между прошлой и настоящей жизнью. Только Настена нарушает эту границу. Судьба бедной женщины трагична. Она бросаетсяв реку. Писателю удается лучше раскрыть нравственные страданиягероев через образы природы.

Ничто не может заменить нам живой, переменчивой природы,значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережнее, заботливее, чем прежде, относиться к ней. Ведь мы сами тоже еечастица, несмотря на то, что отгородились от нее каменнымистенами городов. И если природе становится плохо, непременнобудет плохо и нам.

Эта мысль присутствует в повести Г.Н.Троепольского "БелыйБим Черное Ухо". Автор считает, что человек лишь тогда можетназываться так, когда в основе его нравственности лежат подлинно гуманистические идеи и начала. Истинная доброта не нуждается в громких фразах. Она проста и скромна, неотделима отдругих высоких свойств человеческой души. И писатель убедительно доказал это, показывая на пути Бима к хозяину и благородных тем, кто живет по законам паразитизма.

И снова, как и в других произведениях, мерилом высоты человеческого духа становится любовь к природе.

История Белого Бима написана во имя и во спасение "братьев меньших". Она также создана во спасение человеческой души,во имя человечности. Такие книги учат нас видеть и пониматьприроду, ценить красоту, любить. Ведь человек по-настоящемубережет и защищает только то, что любит.

В предисловии к сочинениям Н.И.Сладкова мне очень понравилось одно высказывание. "Мы с нетерпением ждем сигналов изкосмоса, от далеких цивилизаций. И как-то не прислушиваемся ксигналам, что непрерывно звучат у нас на земле, - позывные птици зверей... Вслушайтесь в голоса живого!

Я проанализировала поэтический арсенал двух современных иочень многими любимых поэтов. Их лирика порой очень различнапо своей направленности. Различаются и лирические образы. Глубоко индивидуальны и язык обоих писателей, их поэтическиепристрастия. Однако неизбежно мы приходим к мысли о том, что вих творчестве немало и родственного. И, наверное, главное, чтоих объединяет - это цель творчества, стремление проникнуть вдушу людей. Оба они считают, что "поэт в России - больше, чемпоэт". Оба стремятся пробуждать в сердцах людей добрые чувствалирой. Это ведь свойственно нашей поэзии со времен Пушкина идаже раньше.

Алексей Николаевич изобразил очень далекую от нас эпоху.Кажется, не те уже времена, не те нравы, изменился сам обликнашей страны. Но если повнимательнее вглядеться, то мы увидим,как много общего между сегодняшним нашим переломом и тем временем, когда, по выражению поэта, Россия "мужала с гением Петра". Как много общего все же в характере нашего народа сохранилось! И опять та же проклятая проблема: догнать Европу! И втом, что писатель позволил нам вглядеться в самих себя в другой эпохе, огромная его заслуга.