Смекни!
smekni.com

“Хотим прекрасное в полете удержать...”

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль...

А. С. Пушкин

Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жу­ковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души.

“...Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сде­лал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жу­ковского мы не имели бы Пушкина”, — признавал В. Г. Белинский, счи­тавший Жуковского первым поэтом на Руси, чья поэзия “вышла из жизни”.

В стихотворении “Невыразимое” Жуковский сам определил своеобра­зие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение види­мых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний.

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Поэт желает удержать в полете

Не красоту невидимых явлений,

Но, то, что слито с сей блестящей красотою, —

Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою

Обворожающего глас,

Сие к далекому стремленье,

Сей миновавшего привет...

В этом суть поэзии Жуковского. Она — история души поэта, его вол­нений, мечтаний и дум, лирическим выражением которых становятся его элегии, баллады и поэмы. Тема очарования души, одаренной вдохновени­ем, видением прекрасного, всегда мгновенного и невыразимого, с которой связывается у Жуковского понимание поэзии” была основной для его твор­чества. Она особенно ярко раскрывается в элегии “Таинственный посети­тель”, о неуловимом чувстве очарования и томления души по неведомому идеалу говорят и стихотворения “Минувших дней очарованье…”, “К мимо пролетевшему знакомому гению”, “Я музу юную бывало...”.

Тот же характер элегического очарования и идеальности несет в себе лю­бовная лирика Жуковского, посвященная М. А. Протасовой. К ней относятся стихотворения “Мой друг, хранитель ангел мой...”, “О, милый друг! теперь с тобою...”, “К ней”, “Ты предо мною стояла тихо”.

Жуковский знал и изображал внутренний мир человека, не удовлетво­ренного действительностью и очарованного невыразимой красотой любви, дружбы, природы, воспоминаний о пережитом счастье, надежд и роман­тических упований на далекое, неведомое, “очарованное Там”.

Заслуга Жуковского как “поэта-романтика” заключается в том, что он сумел выразить не только свой внутренний мир, но и открыл средства поэ­тического изображения душевной жизни вообще. Своими романтически­ми элегиями и балладами он ввел в русскую литературу психологизм и тесно связал поэзию с индивидуальностью поэта, наполнив каждое стихо­творение глубоким лиризмом. У Жуковского искренни и лиричны и ду­шевные переживания, и картины природы, и даже патриотические стихи о Бородинском сражении. В патриотическом гимне “Певец во стане рус­ских воинов”, написанном в октябре 1812 года, изображаются не военные события, а настроения поэта — участника сражения. Оно написано в форме взволнованной речи:

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки, —

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя!

Поэзия Жуковского поражала современников и привлекает сегодняш­них читателей своей музыкальностью, мелодичностью. Жуковский созда­ет музыкальный словесный поток, в котором “слова — это ноты”.

Уж вечер... облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает.

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;

Простершись на. траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливался с рекой,

Поток, кустами осененный.

Это строки из знаменитой элегии “Вечер”, где музыка и слово будто сли­лись воедино. Не случайно обратил на них внимание П. И. Чайковский, ис­пользовавший их для дуэта Лизы и Полины в опере “Пиковая дама”.

Содержание элегии составляет лирическое переживание при созерца­нии поэтом природы, которое вызывает меланхолические воспоминания и раздумья о дружбе, “о счастье юных дней”, об умерших друзьях, о своей судьбе и своем призвании:

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем".

О дней моих весна, как быстро скрылась ты

С твоим блаженством и страданьем!

Мне рок судил: брести неведомой стезей,

Быть другом мирных сел, любить красы природы,

Дышать под сумраком дубравной тишиной

И, взор склонив на пенны воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, что стихи становятся единым, живым, плавно льющимся музыкально-лирическим потоком, в котором отражается душа с малейшими оттенками и нюансами ее переживаний. “Сущность и идея стиля Жуковского, его поэзия в целом — это идея романтической личности. Жуковский открыл русской поэзии душу человеческую...” (Г. А. Гуковский). Все это было развито Пушкиным, а также другими русскими поэтами: Лермонтовым, Некрасо­вым Тютчевым, Блоком. Внимательно перечитывая стихи Жуковского, понимаешь высокую художественную ценность его поэзии и то, как вели ко значение этого поэта не только для русского романтизма, но и для всей русской литературы.