Смекни!
smekni.com

Александр Андреевич Чацкий

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Вней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом дворян -крепостников, борьба нового мировоззрения состарым. Эту борьбу идей "века нынешнего"и"века минувшего"Грибоедов показал с точки зрения передового человека своеговремени, близкого по взглядам к декабристам. Главный герой комедии - А. А. Чацкий. В нем писатель воплотил многие качествапередового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Чацкий рано лишился родителей и, будучи сыном умершего друга Фамусова, Андрея Ильича Чацкого, рос и воспитывался в доме Ф. . Чацкий с нежностью вспоминает о детстве, проведенном вместе с Софьей, в которую влюблен. Со словСофьи мы узнаем, что он покинул их дом, где ему было скучно, редко у них бывал, затем опять "прикинулся влюбленным, взыскательным и огорченным", а потом поехал"ума искать". Сам Чацкий говорил, что "хотел объехать целый свет, ноне объехал сотой доли". Чацкий был на военной службе, вероятно, с русской армией за границей. Молчалин напоминает ему, чтов Москве много говорили о службе Чацкого в Петербурге, о связи его с министрами и о разрыве с ними. О настоящих занятияхЧацкого говорит Фамусов:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти - так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит. После длительного путешествия он спешит в Москву, для встречис любимой девушкой. Любовь его к Софье - чувство искреннее. Емухочется верить во взаимность, поэтому он не верит в любовьСофьи к Молчалину. Он понял, что заблуждается, только тогда, когда стал свидетелем объяснения Молчалина с Лизой. Любовьпоглотила Чацкого, он страдает и называет свое чувство сумасшествием. В ответ на это Софья замечает:"Вот нехотя с умасвела!". Это определение и послужило толчком для развитиясплетни о сумасшествии Чацкого опасного по своим взглядамчеловека. Личная драма Чацкого, придающая движение всему сюжету, углубляет и осложняет общественную его драму, способствуетвозрастающей резкости его выпадов против дворянской Москвы. Вэтой критике нравов и взглядов фамусовского общества яснопредставляется, против чего выступает Чацкий, каковы еговзгляды. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, к рабской мораликосности, к идеалам "века минувшего", "невежеству".

Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждаетпрогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Смысл жизни он видит в служении народу, Родине.

Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах спредставителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о "Несторе негодяев знатных", обменявшем своих верных слуг на трехборзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые "нев войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели", отех, "чья чаще гнулась шея".

Он презирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Он клеймит "век минувший":"Прямой был век покорности и страха". Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся вписаться в полк шутов". Критически относится к засилью иностранцев:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев. Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки илипосвятить себя "искусствам творческим высоким и прекрасным". Стремление Чацкого "служить", а не "прислуживаться", служить "делу" а не "лицам", его "связь с министрами" и дальнейший полный разрыв - это намек на желание прогрессивно настроенной молодежи преобразовать общество мирным, просветительским путем.

Чацкий ничего не сделал, но он говорил, и за это его объявили сумасшедшим. Старый мир борется со свободным словом Чацкого , используя клевету. Борьба Чацкого обличительным словомсоответствует тому раннему периоду движения декабристов, когда они считали, что много можно добиться словом, и ограничивались устными выступлениями. Однако борьба словом не приводитк победе. Старый мир еще настолько силен, что побеждает Чацкого, бегущего из дома Фамусова и из Москвы. Но бегство Чацкогоиз Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримостьвзглядов между Чацким и Фамусовским обществом ставит нашегогероя в трагическую ситуацию. По замечанию Гончарова, его роль"страдательная":в одно и тоже время он и "передовой воин", "застрельщик", и при этом он "всегда жертва". "Чацкийсломлен колличеством старой силы, нанеся ей в свою очередьсмертельный удар качеством силы свежей", - так определял значение Чацкого И. А. Гончаров.