Смекни!
smekni.com

Творческий путь В.В. Вересаева (стр. 1 из 4)

Творческий путь В.В.Вересаева

ПЛАН

1. Введение.

2. Творческий путь В.В. Вересаева

3. Заключение

Список литературы

Введение

Вересаев Викентий Викентиевич родился 4(16) января 1867 г. в городе Туле. Отец Вересаева, Викентий Игнатьевич Смидович,— сын польского помещика, лишенного, по семейным преданиям, состояния за участие в польском восстании 1830 — 1831 гг. и умершего в бедности; известный в Туле врач, был гласным городской думы, одним из создателей Общества тульских врачей, основателем городской больницы и санитарной комиссии. Мать Вересаева, Елизавета Павловна, воспитала восьмерых детей в строго православном духе, организовала у себя в доме первый в Туле детский сад. Духовная атмосфера в семье, подвижническая общественная деятельность отца оказали сильное влияние на формирование характера Вересаева. Его отец, Викентий Игнатьевич, воспиты­вал детей на лучших произведениях родной литературы, научил “читать и перечитывать” А. Пушкина и Н. Гоголя, А. Кольцова и И. Никитина, Н. Помя­ловского и М. Лермонтова. Проводя лето в крохотном имении родителей Владычня, В. Вересаев пахал, косил, возил сено и снопы — отец стремился привить детям уважение к любому труду, ибо считал, что “цель и счастье жизни — труд” (“Воспоминания”). На первых порах сын свято чтил идеалы отца. Его дневник и первые литературные опыты красноречиво об этом свидетельствуют. Поэтом он твердо решил стать еще в тринадцать — че­тырнадцать лет.

Творческий путь В.В. Вересаева

Редкое творческое долголетие выпало на долю В. В. Вересаева. 23 ноября (б декабря) 1885 года он, восемнадцатилетним юношей, впервые выступил в печати с художественным произведением — журнал “Модный свет” опубликовал его стихотворение “Раздумье” — и никогда уже не оставлял пера.

3 июня 1945 года, в последний день своей жизни, писатель редактировал сделанный им перевод “Илиады”. Шестьдесят лет проработал Вересаев в литературе. И каких лет! Современник М. Салтыкова-Щедрина и В. Гаршииа, В. Короленко и Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького, он был и нашим современником, современником М. Шолохова, А. Твардовского, Л. Леонова...

Его романы, его повести и рассказы — страницы летописи исканий русской интеллигенции в то бурное время. Ю.У. Фохт-Бабушкин считает, что повесть “Без дороги” (1894) рисовала крах народничества, рассказ “Поветрие” (1897) написан в поддержку только-только зарождавшегося марксистского движения, повесть “На повороте” (1901) отражала борьбу марксистов против “экономистов” и либералов, повесть “Два конца” (1899 — 1903) — о вызревании протеста в рабочем классе, записки “На японской войне” славили революционные свершения народа в 1905 году, повесть “К жизни” (1908) посвящена глухому времени реакции после поражения первой русской революции, роман “В тупике” (1920 — 1923) — периоду октябрьского переворота в России и гражданской войны, роман “Сестры” (1928 — 1931) — годам строительства социализма, а самые последние рассказы, и статьи писателя рождены Великой Отечественной войной.

Таковы исторические вехи, которые определили судьбы вересаевских персонажей. Его любимые герои нередко переходят из рассказа в повесть, из повести в рассказ, а события чаще развертываются в одних и тех же городах — Пожарске, Слесарске, Томилинске (под этими “псевдонимами” писатель обычно изображал родную Тулу). Все это превращает произведения Вересаева в своего рода цикл — “цепь... повестей, отражающих душевную жизнь “хорошей” русской интеллигенции” (“Записи для себя”). Как говорил сам писатель в 1935 году на вечере, посвященном пятидесятилетию его литературной деятельности, прошлое не знало “ничего подобного тому бешеному ходу истории, подобно курьерскому поезду мчавшемуся, который на протяжении моей сознательной жизни мне пришлось наблюдать”.

В эту бурную эпоху он всегда оставался верен своему идеалу, сформули­рованному еще в молодости. Двадцати двух лет, 24 октября 1889 года, Вересаев записал в дневнике: “...пусть человек во всех кругом чувствует братьев, — чувствует сердцем, невольно. Ведь это — решение всех вопросов, смысл жизни, счастье... И хоть бы одну такую искру бросить!”.

Вересаев уже в гимназии чувствовал эту безоружность своих идеалов и в дневнике мучительно размышлял над вопросом: для чего жить? Он занимает­ся историей, философией, физиологией, изучает христианство и буддизм и находит все больше и больше противоречий и несообразностей в религии. Это был тяжелый внутренний спор с непререкаемым авторитетом отца.

Полный тревог и сомнений, отправляется Вересаев в 1884 году учиться в Петербург, поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, веря, что там будут найдены ответы, без которых жизнь бессмысленна. Поначалу он со всей самозабвенностью молодости отдается народническим теориям, с ними связывает надежды на создание общества людей-братьев.

Однако, как впоследствии вспоминал писатель, “в начале восьмидеся­тых годов окончился героический поединок кучки народовольцев с огромным чудовищем самодержавия... Самодержавие справляло свою победу... Насту­пили черные восьмидесятые годы. Прежние пути революционной борьбы оказались не ведущими к цели, новых путей не намечалось. Народ безмолвствовал. В интеллигенции шел полный разброд”. Настроение “бездорожья” охватило ее большую часть.

Правда, в 80-е годы достигает сокрушительной силы сатира М. Салтыкова-Щедрина; своими очерками о деревне протестует против бесправия народа Глеб Успенский; усиливаются обличительные тенденции в творчестве В. Гаршина; о стремлении даже самых последних бродяг к “вольной волюшке” рассказывает В. Короленко. Но многие из тех, кто еще вчера увлекался народническими идеями, впадают в отчаяние и растерянность, отказываются от общественной борьбы, ищут забвения в поэтических грезах Н. Минского и С. Надсона, популярность которых стремительно растет.

И Вересаев, всегда проверявший любую теорию тщательным анализом, Вересаев, еще совсем недавно счастливый от того, что обрел “смысл жизни”, разочаровывается в беспочвенных народнических прожектах и одновремен­но во всякой политической борьбе. Он пробует отгородиться от тяжелых дум, с головой уйдя в университетские занятия и литературный труд. Пишет стихи, прочно замкнутые в круге личных тем и переживаний. Лишь здесь, в любви, думается ему теперь, возможна та чистота и возвышенность человеческих отношений, о которой мечталось. Да еще в искусстве: оно, как и любовь, способно облагородить человека.

Именно в это трудное для Вересаева время и начался его литературный путь. Вскоре после “Раздумья” Вересаев обращается к прозе: первое опубликованное стихотворение было и одним из последних. “...Во мне что-то есть, но... это “что-то” направится не на стихи, а на роман и повесть”, — отме­чал он в дневнике еще 8 мая 1885 года. Первая публикация Вересаева — стихотворение “Раздумье” было напечатано (“Модный свет и модный магазин”, 1885 г., № 44). Для первой публикации Вересаев выбрал псевдоним В. Викентьев. В 1887 году он пишет рассказ “Загадка”, который как бы подвел итоги юношескому периоду творчества и свидетельствовал о начале зрелости. Загадка была опубликована во “Всемирной иллюстрации”, 1887 г., т. 38, №9.

Может показаться, что “Загадка” мало чем отличается от стихов юного поэта: тот же молодой герой со своими чуть грустными, чуть показными раздумьями, не идущими дальше вроде бы сугубо личного и интимного. Однако писатель не случайно именно с “Загадки” исчислял годы жизни в литературе, именно ею открывал свои собрания сочинений. В этом рассказе были намечены основные темы и идеи, волновавшие Вересаева в первое десятилетие его литературной деятельности. Писатель славил человека, способного силой своего духа сделать жизнь прекрасной, спорил, по сути дела, с модной философией Н. Минского, утверждавшего, что “счастье в жертве”. Вересаев же доказывал, что истинное счастье в борьбе, призывал не терять веры в завтрашний день: “Пускай нет надежды, мы и самую надежду отвоюем!” Правда, ему все еще кажется, что искусство — одно из немногих средств превращения человека в Человека.

В 1888 году, уже кандидатом исторических наук, Вересаев поступает в Дерптский университет на медицинский факультет. “...Моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологиче­ской стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специаль­ность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнооб­разных слоев и укладов” — так в автобиографии объяснял он свое обращение к медицине. В тихом Дерпте, вдали от революционных центров страны, провел Вересаев шесть лет, занимаясь наукой и литературным творчеством.

Как и в “Загадке”, в первых произведениях, последовавших за ней, тему борьбы за человеческое счастье, за большого и прекрасного человека, тему борьбы со всем, что мешает утвердиться такой личности в жизни, В. Вересаев решает в плане морально-этическом. От попытки социального решения проблемы он пока далек, а потому, даже черпая из жизни факты откровенно социального, политического звучания, осмысляет их в аспекте морально-пси­хологическом. Так произошло, например, с рассказом “Порыв” (1889). Поводом для его написания явились споры молодого писателя с отцом, причем споры социально-политического характера. В рассказе, однако, тема решительно переведена в морально-этический план.

Переделка общества с помощью одного лишь искусства либо морального совершенствования людей — надежда не менее иллюзорная, чем ставка на религию. Но писатель не сдался на милость реакции, как это сделали некоторые его товарищи по университету; он оставался верен своему идеалу общества людей-братьев, хоть и весьма туманно представлял себе перспекти­ву борьбы. Свидетельство тому — небольшой рассказ “Товарищи” (1892), над которым Вересаев работал около двух лет.

И в “Товарищах”, повествуя о деградации части русской интеллигенции, Вересаев сосредоточивает свое внимание на моральном оскудении, оставляя в стороне политическую ее капитуляцию, место ее, роль и задачи в обществен­ной борьбе России. И все же активная, воинствующая позиция писателя резко отличала его от основной массы интеллигенции тех лет, сникшей или довольствующейся счастьем мещанина.