Смекни!
smekni.com

Анализ стихотворения А.А.Блока «Незнакомка»

«Незнакомка»написана 24 апреля1906 года. в Озерках.«Незнакомка»не только одноиз лучшихстихотворенийпоэта, но и одноиз совершеннейшихсозданий всейрусской лирики.

В первых местахстрофы «Незнакомки»перед читателемвозникаеткартина обывательскихбудней разгулявшейсяпошлости, написаннаяпоэтом с отвращением.«Пыль переулочная»,«испытанныеостряки», «гуляющиес дамами негде-нибудь, асреди канав».Здесь и природапредстает внеприглядномвиде. Даже луналишена привычногоромантическогоореола и «бессмысленнокривится», ивесенний воздух«тлетворен»,«дик и глух».

Лирическийгерой погружаетсяв хаотическиймир повседневности.«Незнакомка»у Блока символдругой лучшейжизни, поэт вэтом стихотворениивыступает каксимволист.

По вечерам надресторанами

Горячий воздухдик и глух,

И правит окрикамипьяными

Весенний итлетворныйдух.

Рифма перекрестная-мужская,используетсятакже дактиль(10). Преобладаетсогласный звук( л, м, н, р). Встихотворениииспользуетсясамая распространеннаяв русакомстихотворениистрофа – четверостишия.

Язык стихотворениябогат художественнымисредствами– эпитетами«женский визг»,ко всему приученный,«страннойблизостью»,«глухие тайны».

Я думаю, чтогерой достигсвоей цели –когда плохо,можно перенестисьв мир мечты.Читая стихотворение,начинаешьмыслить каки поэт. Стихи,написанныеБлоком, читатьинтересно, онипроизводятглубокое впечатление.


Вывод

На рубеже XIX иXX веков радикальноизменилисьбуквально всестороны жизниРоссии – экономика,политика, наука,технология,культура, искусство.Новая эпохаисторико-культурногоразвития отличаласьстремительнойдинамикой иострейшимдраматизмом.Особенно динамичноразвиваласьв это время русская поэзия.Позднее поэзияэтой поры получиланазвание «поэтическийренессанс»или «серебряныйвек». Эпитет«серебряный»подразумеваетиндивидуальностьи особое сияние,одухотворенность,возникнув поаналогии спонятием «золотойвек».

Акмеизм. Литературноеобъединение.«Цех поэтов»,вошли Гумилев,Городецкий,Кузмин, Мандельштам,Ахматова.Поэты-акмеистывыступали захудожественноеосвоениемногообразногои яркого земногомира.

Футуризм – этосамое крайнеепо эстетическомурадикализмутечение. Онивыступалипротив выраженияобщественныхтенденций вискусстве.

Кубофутуристы (В. Хлебников,Д. Бурлюк, В.Каменский, В.Маяковский)стремилисьв созданиютрудной игрыслов.

Эгофутуристы(И. Северянин)выступали какпоэты изысканнойобщедоступности.

Символизм –самое крупноеиз модернистическихтечений. Началоего теоретическомусамоопределениюбыло положеноД.С. Мержековским.Центральноеместо в поэзииотводилосьсимволу. Символизмстал важнымфактором русскойкультуры –духовной жизни.Символистыпроповедовалислитностьтворчестваи религии, кульформы, музыкальностьстиха.

К символистамотносится А.А.Блок – крупнейшийрусский поэт,формированиекоторого, какпоэтическойличности, проходилов непростыхусловиях историческойжизни Россиина рубеже XIX иXX веков.

Талант Блокабыл оценен:Зинаидой Гиппиус,В. Брюсовым, Н.Минским, К.Бальмонтом,Ф. Сологубом,АлександромБелым, ВячеславомИвановым идругими.

С их приходоммногие из символистовпересмотрелисвои взглядына литературу.

Перу Блокапринадлежатмногие интересныестихотворения,в которых содержитсякакой-либосимвол. Например,«нет концалесным тропикам»,символом являетсялес, в которомлюбил прогуливатьсяБлок.

«Верю в СолнцеЗаветы» – символомявляется памятникхристианскойлитературы,заключительнаякнига НовогоЗавета.

Стихотворения,написанныеБлоком, читаютсяс интересом,особый интересу меня произвелк «итальянским»стихотворениям«Равенна»,«Перуджия»,«Флоренция»,«Благовещание»,«Успение». Вэтих стихотворенияхсдержится нетолько символ,но ещё и художественноевремя. Художественноевремя в «Итальянскихстихах» А. Блока– это темы, связанныес важнейшимипроблемамитворчества поэта. В этомцикле раскрываетсяинтерес А. Блокав искусствуэпохи Возрождения.Поэтическоевоплощениеживописныхи скульптурныхобразов являетсяосновой синтезаискусств. Важнуюроль играетискусство вмировоззренииА. Блока, оностановитсякак бы иныммиром, противопоставляемымнеприемлемойреальности.Вечность искусства– ключеваяформа бытия для поэта в1909 – 1910 гг. Столкновениепрошлого ибудущего вреальностиявилось основойдля динамикихудожественноговремени в«Итальянскихстихах».

Временноепространстводелится на трикатегории:прошлое, настоящееи будущее. Лирическийгерой Блокаживет сразув прошлом, настоящеми будущем, онстановитсясовременникомнесколькихэпох. Тем неменее, ведущееместо занимаютописания прошлого.В первом жестихотворениицикла «Равенна»возникает образстолицы ЗападнойРимской империи– города, в которомвремя как быостановилось,о чем свидетельствуетлексика стихотворения.Главные образы– Гала Плацидияи ТеодорияВеликого связаны,с одной стороны,с темой смерти,с другой – стемой вечнойжизни и воскрешения.Эта двойственностьпредается черезсовмещениенесопоставимыхмотивов, использованиеглаголов настоящеговремени в изображениипрошлого, сочетаниепонятий мгновенияи вечности.Образы «медьторжественнойлатыни», теньДанта «с профилеморлиным» раскрываютмысль великой,возрождающейсилы искусства.

В стихотворениях,посвященныйФлоренции,образы контрастны.Знакам современнойФлоренции(«всееропейскаяжелтая пыль»)противостоятобразы еговеликого прошлого.В романтическихвоплощенияхмузыки и словедениявозникает мечтао будущем рождениив стихотворении,посвященномВенеции – «Слабеетжизни гул упорный».

Характер отношенияА. Блока к категориямвремени сложен.Поэт, со всейболью сознаваятрагическуюобреченностьнастоящего,чувствовалзавораживающуюкрасоту каждогомгновенияжизни, мечтало будущем и жилв прошлом, видяименно в немпервоначальнуючистоту.

Использованнаялитература

  1. Кошечкин С.«Блок А.А.: ...И смиром утверлиласьсвязь: лирика,поэмы». – Москва:«Воениздат»,1978 г.

  2. Орлова В. «БлокА.А.: стихотворенияи поэмы». – Москва:«Художественнаялитература»,1980 г.

  3. Исаакович И.«Блок А.А.: стихотворения.Поэмы. Театр».1 том. – Ленинград:«Художественнаялитература»,1972 г.

  4. Рыжов К. «Стовеликих россиян».– Москава: «Вече»,2000 г.

  5. Чечулина Н.Блок А.А. «Избранныепроизведения».– Лениздат,1980 г.

  6. Зини С.А. Избранное/ А.А. Блок – Изд-воАСТ, 2002 г.

  7. Сурхова А.А.Блок А.А. «Запискии книжки». –Москва: «Художественнаялитература»,1965 г.

  8. Фридлянд В.Г.«Лирика. Театр».– Москва: «Московскаяправда», 1982 г.

План


Введениес. 3

Биография итворчествоА.А. Блокас. 6 - 19

Заключениес.20

Анализ стихотворенияс.28

Использованнаялитературас.31