Смекни!
smekni.com

Богатство мыслей и чувств лирики А.С. Пушкина (стр. 1 из 2)

Реферат

по литературе.

Тема:

«Богатство мыслей и чувств лирики А.С.Пушкина».

План.

I.Вступление. Лирика А.С.Пушкина в оценках критиков философов и религиозных деятелей.

II.Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина. 1. Тема свободы - ведущая тема лирики Пушкина. 2. Служебные и общественные идеалы. 3. Осуждение тирании, угнетения. а) Мотив личной свободы. б) Уважение личности другого человека, его свободы. в) Cвобода творческой личности. г) Свобода как всеобъемлющие понятие, как основа
жизни человека. 4. Тема гражданственности и патриотизма в лирике
А.С.Пущкина. а) Мотивы любви к родной природе. б) Мотив служения общественным идеалам как
проявление гражданской позиции. в) Политические идеалы А.С.Пушкина. 5. Тема дружбы. 6. Любовная лирика. 7. Тема назначения поэта и поэзии.

III. Заключение.

I.

В свое время В. Г. Белинский в силу присущей ему способности исто-рического мышления счел нужным ограничительно определить социальную значимость своих оценок художественных произведений. Он писал о Пушки-не: "Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не ос-танавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продол-жающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы неверно поняла она их, но всегда оставит сле-дующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна никогда не выскажет всего".

В 1859 году Аполлон Александрович Григорьев писал о Пушкине: "Пушкин - наше все: Пуш-кин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашем душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другим миром. Пушкин - пока единственный полный очерк народной личнос-ти,... полный и целый, но еще не красками, а только контурами набро-санный образ нашей народной сущности... Сфера душевных сочувствий Пуш-кина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после и будет правильного и органически - нашего".

Вокруг имени Пушкина создается атмосфера своего рода обожествления носителя и выразителя основных свойств "национальной души". Хотя есть и ни менее великие писатели. Пушкина - в меру уровня культурности господствующих классов дореволюционной Рос-сии - усиленно изучают, издают, на нем "воспитывают" подрастающие по-коления.

Чтобы показать, какое содержание нередко вкладывали в понятие "на-циональный поэт", приведем один пример. В торжественной речи, произне-сенной в 1891 году на празднике памяти Пушкина в одной из гимназий, учащимся сообщались следующие истины: "Идеал пушкинского политического устройства такой: свободная преданность долгу внизу, но милосердное могущество наверху... Пушкин был убежден, что православие есть основа нашего национального характера, нашей народности, что монахам мы обя-заны нашей историей, следовательно, и просвещением"

Чрезвычайно любопытную характеристику пушкинского гения полсотни лет тому назад дал французский критик Мелькиор де Вогюэ в своей книге о русском романе.

В главе, посвященной русскому романтизму и пушкинской поэзии, М. де Вогюэ пишет: "Надо признать, что творчество Пушкина, взятое в целом, не обнаруживает никаких этнических черт. Это - романтик, проникнутый духом, воодушевлявшим в то же самое время его собратьев в Германии, Англии и Франции; он выражает всеобщие чувства и влагает их в русские темы; но национальную жизнь он созерцает извне, как и все из его мира, глазами художника, свободного от всякого влияния расы.

"...Разве это значит умалить Пушкина, похитив его у расы для того, чтобы отдать человечеству? Я этого не думаю".

"...Случайность, заставившая его родиться в России, могла бросить его в любую другую страну; его творчество от этого нисколько бы не из-менилось, оно бы осталось тем, что оно есть, простым и верным зерка-лом, в котором отражаются все человеческие чувства под одеждой, приня-той около 1830 года образованным обществом Европы. Эти же стихи, вос-певающие русскую природу, русскую любовь, русский патриотизм, если в них изменить некоторые слова, будут воспевать те же предметы для анг-личанина, француза или итальянца".

"...Если прекрасно быть сыном Рюрика, то еще более прекрасно быть сыном Адама; и если, как это иные думают, является большей заслугой быть понимаемым только в Москве, то, может быть, еще большая заслуга, заставлять думать, плакать и улыбаться повсюду, где дышит человек; и Пушкину это удалось".

II.

"Его надо сослать в Сибирь" - негодовал император. Разумеется, его, возглавившего заговор против отца, болезненно задел намек в оде "Вольнос-ть.

О мученик ошибок славных,

За предков в шуме бурь недавних

Сложивший царскую главу.

И все же возмущала ни она, а стихи типа Сказок и посланий например - "К Ча-адаеву". Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось слу-жебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка: Пушкина удаля-ли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года - чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегру-жен не был. В этом была относительная свобода, но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником - и это не могло не сказаться в его творчестве. 1820-1822 годы в творчестве Пушкина - расцвет романтизма.

В стихотворении "Деревня" (1819) Пушкин выступает против крепостно-го права. Чтобы подчеркнуть всю несправедливость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приему противопоставле-ния. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение крепостного крестьянства.

Различное содержание двух частей стихотворения определило и разли-чие образных средств языка поэта. Интонация речи в первой части сти-хотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: "барство дикое", "на пагубу людей избранное Судьбой", "неумолимого владельца".

Чтобы лучше понять идейно - образное содержание романтического мето-да, давайте обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры - к "Узнику". Это своеобразная формула романтического миро-восприятия.

Стихотворение открывается обручи "темницы" и томящегося в ней "уз-ника". Вам никогда не приходило в голову задать вопрос: за какое прес-тупление герой "сидит"? На какой срок осужден? Как происходил суд? Где расположена тюрьма? Разумеется, не приходило. И это абсолютно Нормаль-но и правильно. Потому что по законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать. Основное содержание романтизма - выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма - тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся без-ликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море - стихия.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ...

Отчего именно орел? Почему не щегол, не синица? Образ орла - очень романтический символ. Прежде всего, это птица гордая (не дается в ру-ки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем - мощь свободного полета, тяга в поднебесье... Обратите внимание: стремление к свободе у орла - врожденное, ведь он вскормлен в неволе. То есть, это стремление - определяющее качество; утратив его, орел пе-рестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника? В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в во-ображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному:

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.."

Романтическое стихотворение "К морю" вчерне написано было перед отъездом поэта из Одессы, а обработано и закончено в начале октября 1824 года.

Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышле-ниями поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море потому близко и дорого Пушкину, что оно представляется живым воплощением мя-тежной и свободной стихии, мощи и красоты. Этими качествами в восприя-тии романтически настроенных современников Пушкина обладали два "влас-тителя дум" тогдашнего молодого поколения - Байрон и Наполеон.

В строфах, посвященных Наполеону, Пушкин ясно не говорит о своем отношении к нему. Но раньше в стихотворении "Наполеон" (1821) поэт охарактеризовал его как тирана.

В Байроне привлекают Пушкина такие черты знаменитого английского поэта, как гениальность ("умчался гений"), свободолюбие ("исчез, опла-канный свободой"), неукротимый дух борца ("как ты, могуч, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим").

Стихотворение "К морю" было прощанием Пушкина не только с морем, но и с романтической лирикой.

Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота.

С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарово, любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла свое художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе "Евгений Онегин".

Но к реалистичному изображению природы Пушкин подошел не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят романтический характер. Та-ково, например, стихотворение "К морю" (см. выше).