Смекни!
smekni.com

КВам душа такрадостно влекома…

О,какая веетблагодать

Отстраниц «Вечернегоальбома»!

КтоВам дал такуюясность красок?

КтоВам дал такуюточность слов?

Смелостьвсе сказать– от детскихласок

Довесенних, новолунныхснов?

Вашакнига – этовесть «оттуда»,

Утренняя,благостнаявесть…

Ядавно уж неприемлю чуда…

Нокак сладкослышать: «Чудоесть!»

М. Волошин

План


  1. МаринаЦветаева –великий романтикСеребряноговека.

  2. Особенностираннего творчестваЦветаевой.

  1. Своеобразиетем и средствих воплощенияв сборнике«Вечернийальбом».

  2. Особенностилирики в сборнике«Волшебныйфонарь». Откликив критике.

  3. Чертысходства иразличия двухсборниковПоэта.

  4. Месторанних сборниковв поэтическомнаследии.

  1. III.Значение раннейлирики в формированииПоэта

М.Цветаевой.

МаринаЦветаева –великий романтикСеребряного

века.

ТворчествоМарины Цветаевой- выдающеесяи самобытноеявление каккультуры серебряноговека, так и всейистории русскойлитературы.Она принеслав русскую поэзиюнебывалуюдотоле глубинуи выразительностьлиризма. Благодаря ей русскаяпоэзия получилановое направлениев самораскрытииженской душис ее трагическимипротиворечиями.

СегодняМарину Цветаевузнают и любятмиллионы людей:не только унас, но и во всеммире. Ее поэзиявошла в культурныйобиход, сделалосьнеотъемлемойчастью нашейдуховной жизни.Сколько цветаевскихстрочек мгновенностали крылатыми!На горизонтерусской поэзиинеожиданновырисовываласьромантическаятень Поэта. Тобыла стремительнаяженская фигура– с крыльямистихов за плечамии гордым профилем.Если Ахматовусравнивалис Сафо, то Цветаевабыла НикойСамофракийской:


Ношине будет у этихплеч,

Кромебожественнойноши – Мира!

Нежнуюруку кладу намеч:

Налебединую шеюЛиры.


Жизньпосылает некоторымпоэтам такуюсудьбу, котораяс первых жешагов сознательногобытия ставитих в самыеблагоприятныеусловия дляразвития

природногодара. Такойяркой и трагическойбыла судьбаМарины Цветаевой,крупного изначительногопоэта первойполовины ХХвека. Все в ееличности и вее поэзии (длянее это нерасторжимоеединство) резковыходило зарамки традиционныхпредставлений,господствующихлитературныхвкусов. В этомбыла и сила, исамобытностьее поэтическогослова.

МаринаИвановна Цветаевародилась вМоскве 26 сентября1892 года. По происхождениюона принадлежалак кругу научно– художественнойинтеллигенции.Огромное влияниена формированиивзглядов будущегоПоэта оказалаее мать. «Послетакой материмне осталосьтолько одно:стать поэтом»,- скажет позжеЦветаева.

Сраннего детстваМарина жилав мире героевпрочитанныхкниг: историческихи вымышленных,литературныхи реальных,одинаковострадая завсех. В жизниюная Цветаевабыла диковатаи дерзка, застенчиваи конфликтна.Илья Эренбург,хорошо знавшийее в молодости,говорил: «МаринаЦветаева совмещалав себе старомоднуюучтивость ибунтарство,пиетет передгармонией илюбовью к душевномукосноязычию,предельнуюпростоту. Еежизнь – клубокпрозрений иошибок».

Удивительнаяличностнаянаполненность,глубина чувстви сила воображенияпозволялиЦветаевой напротяжениивсей жизни, –а для нее характерноромантическоеощущение единстважизни итворчества– черпать поэтическое вдохновениеиз безграничной,непредсказуемойи в то же времяпостоянной,как море, собственнойдуши. Инымисловами, отрождения досмерти, от первыхстихотворныхстрочек допоследнеговдоха она оставалась,если следоватьее собственномуопределению,«чистым лириком».

Лирическаягероиня Цветаевойполностьюотражает чувстваи переживаниясамой Марины,так как онапринципиальнопоставила знакравенства междусобой и ее лирическойгероиней. Поэтомустихи Цветаевойочень личностные,им она доверяласвои чувства,свою жизнь.Цветаева всегдаговорила, чтоона не поэтесса,а «поэт МаринаЦветаева», онане относиласебя не к одномулитературномутечению, таккак всегдасчитала, чтопоэт в своемтворчествеиндивидуален.Со страстнойубежденностьюона утверждалапровозглашенныйею еще в раннейюности жизненныйпринцип: бытьтолько самойсобой, ни в чемне зависеть:ни от времени,ни от среды.

Всвоих стихах,в жизни, в быту,в любви онабыла романтиком.Все, что попадалов поле ее зрения,тотчас чудеснои праздничнопреображалось,начинало искритьсяи трепетатьс какой – тоудесятереннойжаждой жизни.Однажды Маринаслучайно обмолвиласьпо чисто литературномуповоду: «Этодело специалистовпоэзии. Моя жеспециальность– жизнь». Этислова можносделать эпиграфомк ее творчеству.

Маринабыла оченьжизнестойкимчеловеком. Онажадно любилажизнь и, какположено поэту– романтику,предъявлялаей требованиягромадные,часто непомерные.

Своеобразиетем и средствих воплощенияв сборнике «Вечерний альбом».

СтихиЦветаева началаписать с шестилет (не толькопо-русски, нои по-французски,по-немецки). В1910 году еще несняв гимназическойформы, тайкомот семьи, собраластопку стихов– исповедь запоследние двагода и отнеслав типографиюА. И. Мамонтова.Заплатив запечатанье 500экземпляров,через месяцуже держалав руках довольнонеказистуюкнигу в сине-зеленойкартоннойобложке подназванием«Вечернийальбом».

Посути, это былдневник оченьодаренногои наблюдательногоребенка. Но отмногих своихсверстниц, тожеписавших стихи,юная Цветаеваотличаласьв своем альбоме,по крайнеймере, двумячертами: вопервых, ничегоне выдумывала,то есть почтине впадала всочинительство,и, во вторых,она никому неподражала.

Первым,кто сразу жепрочитал «Вечернийальбом» и тотчасна него откликнулся,был МаксимилианВолошин. По егомнению, до Цветаевойникому в поэзиине удавалосьнаписать одетстве издетства. О детствеобычно рассказываливзрослые –сверху вниз.«Это очень юнаяи неопытнаякнига, - писалВолошин.

– Многиестихи, если ихраскрыть случайнопосреди книги,могут вызватьулыбку. Ее нужночитать подряд,как дневник,и тогда каждаястрочка будетпонятна и уместна.Если же прибавить,что ее авторвладеет нетолько стихом,но и четкойвнешностьювнутреннегонаблюдения,импрессионистическойспособностьюзакреплятьтекущий миг,то это укажет,какую документальнуюважность представляетэта книга,принесеннаяиз тех лет, когдаобычно словоеще недостаточнопослушно, чтобыверно передатьнаблюдениеи чувство…».

ДлягимназисткиМарины Цветаевой,тайком выпустившейсвой первыйсборник, такойотзыв был великойрадостью иподдержкой.В Волошине онанашла другана всю жизнь.

Одобрительноотозвался о«Вечернемальбоме» и Н.Гумилев. «МаринаЦветаева внутреннеталантлива,внутреннесвоеобразна…этакнига, - заключилон свою рецензию,- не только милаякнига девическихпризнаний, нои книга прекрасныхстихов».

СтрогийБрюсов, особеннопохвалил Маринуза то, что онабезбоязненновводит в поэзию«повседневность»,«непосредственныечерты жизни»,предостерегаяее в опасностивпасть в «домашность»и разменятьсвои темы на«милые пустяки»,сообщил о своихнадеждах увидетьвпредь в стихахЦветаевойчувства «болееострые» и мыслиболее «нужные»,что заделосамолюбиеМарины. На егопугающий отзыв


Цветаеваответиластихотворением:


Улыбнисьв мое «окно»,

Ильк шутам меняпричисли, -

Неизменишь всеравно!

«Острыхчувств» и «нужныхмыслей»

Мнеот Бога не дано.


Нужнопеть, что всетемно,

Чтонад миром снынависли…

-Тактеперь заведено.-

Этихчувств и этихмыслей

Мнеот Бога не дано!


Стихиюной Цветаевойбыли еще оченьнезрелы, ноподкупали своейталантливостью,известнымсвоеобразиеми непосредственностью.На этом сошлисьвсе рецензенты.Хотя оценкиМ. Волошина, В.Брюсова, Н. Гумилеваи казалисьзавышенными,Цветаева ихвскоре оправдала.

Вэтом альбомеМарины Цветаевойпоявляетсялирическаягероиня – молодаядевушка, мечтающаяо любви. «Вечернийальбом» – этоскрытое посвящение.Перед каждымразделом –эпиграф, а тои по два: из Ростанаи Библии.

Таковыстолпы первоговозведенногоМариной Цветаевойздания поэзии.Какое оно ещепока

ненадежное,это здание; какзыбки его некоторыечасти, сотворенныеполудетскойрукой. Немалоинфантильныхстрок – впрочем,вполне оригинальных,ни на чьих непохожих:


  • «Кошкузавидели, курочки

Сталис индюшкамив круг…»

Мамау сонной дочурки

Вынулакуклу из рук.

Нонекоторые стихиуже предвещалибудущего поэта.В первую очередь– безудержнаяи страстная«Молитва»,написаннаяМариной в деньсемнадцатилетия,26 сентября 1909года:


Христоси Бог! Я жаждучуда

Теперь,сейчас, в началедня!

О,дай мне умереть,покуда

Всяжизнь как книгадля меня.


Тымудрый, ты нескажешь строго:

«Терпи,еще не конченсрок».

Ты саммне подал - слишкоммного!

Яжажду сразу- всех дорог!

……………………………………….

Люблюи крест, и шелк,и каски,

Моядуша мгновенийслед…

Тыдал мне детство– лучше сказки

Идай мне смерть– в семнадцатьлет!

Нет,она вовсе нехотела умеретьв этот момент,когда писалаэти строки; они– лишь поэтическийприем. В стихотворении«Молитва»скрытое обещаниежить и творить:«Я жажду всехдорог!». Онипоявятся вомножестве –разнообразныедороги цветаевскоготворчества.

Встихах «Вечернегоальбома» рядомс попыткамивыразить детскиевпечатленияи воспоминаниясоседствовалане детскаясила, котораяпробивала себепуть сквозьнемудренуюоболочкузарифмованногодетского дневникамосковскойгимназистки.«В Люксембургскомсаду», наблюдаяс грустью играющихдетей и их счастливыхматерей, завидуетим: «Весь миру тебя», - а в концезаявляет:


Яженщин люблю,что в бою неробели

Умевшихи шпагу держать,и копье, -

Но знаю,что только вплену колыбели

Обычное– женское –счастье мое!


В«Вечернемальбоме» Цветаевамного сказалао себе, о своихчувствах кдорогим еесердцу людям;в первую очередьо маме и о сестреАсе. Н. Гумилев,прочитав «Вечернийальбом» (1910), заметил,что «мама»почти не сходитс его страниц.В стихотворении«Ricordoditivoli»(Воспоминаниео Тиволе» - итал.)Марина писалао сестре Анастасии,с «высоты»взрослогочеловека.

Мальчикк губам приложилосторожносвирель,

Девочка,плача, головкуна грудь уронила…

-Грустнои мило! -

Скорбносклоняетсяк детям столетняяель.


Темнаяель в этой жизнивидала такмного

Слишкомкрасивых, сбольшими глазами,детей.

Нетпутей

Имв нашей жизни.Их счастье, ихрадость – убога.


Моресинеет вдали,как огромныйсапфир,

Детскиекрики доносятсяс дальней лужайки,

Ввоздухе – чайки…

Мальчикиграет, а девочкев друге весьмир…


Ясночитая в грядущем,их ель осенила,

Мощная,мудрая, многовидавшая ель!

Плачетсвирель…

Девочка,плача, головкуна грудь уронила.


Легколи поверить,что эти стихинаписала девушка,едва перешагнувшаяпорог отрочества:такова былаМарина. Она всезнала заранее.Ее грусть, вней заложеннаяеще в детстве,чуя все, чтопридет потом,делала ее ещев пятнадцатьлет тою столетнююелью над темидетьми.

В«Вечернемальбоме» встречаютсяперекличкис


Брюсовым.Это мотивывстречи, экзотики,чародейства,городская тема,стихотворения,образцом длякоторых послужилибрюсовскиебаллады.

Впервом сборникеЦветаевойкритика отметила«хорошую школустиха», егомузыкальностьи изящество.Модная тогданапевная декламацияотразиласьв звукозаписии синтаксисестихотворений:приемы синтаксическогопараллелизма,лексическиеповторы, восклицания.В основе композициибольшинствастихотворенийлежат строфическиеповторы и кольцевоестроение. Строкуона, повинуясьинтонации имузыкальнымсинкопам, безжалостнорвет на отдельныеслова и дажеслоги, но и слогисвоевольнопереносит изодного стиховогострочечногоряда в другой,даже не переносит,а словно отбрасывает,подобно музыканту,изнемогающемув буре звукови едва справляющемусяс этой стихией.Д. Бродский водной из своихстатей говорилдаже о «фортепианном»характерецветаевскихпроизведений.Эмоциональныйнакал стихотворенийповышаетсяинверсиями(«брат нежныймой», «ход замедлялсяголовы»), патетическимиобращениямии восклицаниями.«Оборванныефразы» заставляютчитателя замеретьна высотеэмоциональнойкульминации,особое значениеимеют символыводы, моря, неба.

Однаиз главных чертлирики Цветаевой– самодостаточность,творческийиндивидуализми даже эгоцентризм,они проявляютсяв постоянном

ощущениисобственнойнепохожестина других,обособленностисвоего бытияв мире быта. Вранних стихахэто отъединенностьгениальногоребенка – поэта,знающего своюправду, от миравзрослых:


Мызнаем, мы многоезнаем

Того,что не знаютони!


Ранееосознаниепротивостоянияпоэта и «всегоостальногомира» сказалосьв творчествемолодой Цветаевойв использованииизлюбленногоприема контраста.Это контраствечного исиюминутного,бытия и быта.

«Вечернийальбом» завершаетсястихотворением«Еще молитва».Цветаевскаягероиня молитсоздателяпослать ейпростую земнуюлюбовь.

Влучших стихотворенияхпервой книгиЦветаевой ужеугадываютсяинтонацииглавного конфликтаее любовнойпоэзии: конфликтамежду «землей»и «небом», междустрастью иидеальнойлюбовью.

Особенностилирики в сборнике«Волшебныйфонарь». Откликив критике.

Знакомствос МаксимилианомВолошиным вконце 1910 г. значительнорасширяет круглитературныхинтересовЦветаевой.Сказываетсяэто и на стихотворенияхследующегосборника, которыйвышел в 1912 году.В это времяЦветаева –«великолепнаяи победоносная»– жила оченьнапряженнойдушевной

жизнью.Устойчивыйбыт уютногодома в одномиз старомосковскихпереулков,неторопливыебудни профессорскойсемьи – все этобыло внешностью,под которойуже зашевелился«хаос» настоящей,не детскойпоэзии.

Ктому времениЦветаева ужехорошо зналасебе цену какпоэту, она ужедогадалась,что ее поэзияпо духу своему– мятеж, пожар,ракета, что онапо сути своей– вперекорвсему: и покоюсна, и тишинесвятилищ, ифимиаму славы,и даже пылизабвения, которую,может, на столет покроютсяее книги. Онабыла уверена– пожар разгорится:ведь искраброшена и бегзадан! Ее молодыестрочки рассекаливоздух молниеносно,как крыльяласточки. Перваякнига «Вечернийальбом» и вособенностивторая, «Волшебныйфонарь», вышли,словно подчиняясь,бегу автора,друг за другом.

Характернообращение кчитателю, которымоткрывалсяэтот сборник«Волшебныйфонарь»:

Милыйчитатель! Смеясь,как ребенок,

Веселовстреть мойволшебныйфонарь.

Искреннийсмех твой, дабудет он звонок

Ибезотчетен,как встарь.


Всепромелькнутв продолжениемига:

Рыцарь,и паж, и волшебник,и царь…

Прочьразмышленья!Ведь женскаякнига –

Тольковолшебныйфонарь!

В«Волшебномфонаре» мывидим зарисовкисемейного быта,очерки милыхлиц мамы, сестры,знакомых, естьпейзаж Москвыи Тарусы.

Маринаочень сильнолюбила город,в котором родилась,Москве онапосвятила многостихов:


Надгородом отвергнутымПетром,

Перекатилсяколокольныйгром.


Гремучийопрокинулсяприбой

Надженщиной отвергнутойтобой.


ЦарюПетру, и вам, оцарь, хвала!

Новыше вас, цари:колокола.


Покаони гремят изсиневы –

НеоспоримопервенствоМосквы.


  • Ицелых сороксороков церквей

Смеютсянад гордынеюцарей!


Сначалабыла Москва,родившаясяпод пером юного,затем молодогопоэта. Во главевсего и всяцарил, конечно,отчий «волшебный»дом в Трехпрудномпереулке:


Высыхалив небе изумрудном

Каплизвезд и пелипетухи.


Этобыло в доместаром, домечудном…

Чудныйдом, наш дивныйдом в Трехпрудном,

Превратившийсятеперь в стихи.


Такимон предсталв этом уцелевшемотрывке отроческогостихотворения.Дом был одушевлен:его зала становиласьучастницейвсех событий,встречалагостей; столовая,напротив, являласобою некоепространстводля вынужденныхчетырехкратныхравнодушныхвстреч с «домашними»,-столовая осиротевшегодома, в которомуже не быломатери. Мы незнаем из стиховЦветаевой, каквыглядела залаили столовая,вообще сам дом,- «на это естьархитектура,дающая». Но мызнаем, что рядомс домом стоялтополь, которыйтак и осталсяперед глазамипоэта всю жизнь:


Этоттополь! Под нимютятся

Нашидетские вечера

Этоттополь средиакаций,

Цветапепла и серебра…


Вэтой книге уМарины, впервые,появилась темалюбви.

КнигаЦветаевой«Волшебныйфонарь» встреченабыла болеесдержанно: «те же темы, теже образы, толькобледнее и суше…стихуже не льетсявесело и

беззаботно,как прежде; онтянется иобрывается…»– писал Н. Гумилев.Сдержанностькритиков заставляетЦветаеву задуматьсянад своей поэтическойиндивидуальностью,она начинаетпоиск новогопоэтического«я».

Чертысходства иразличия двухсборниковПоэта.

Темыи образы двухпервых книгЦветаевойобъединяет«детскость»– условнаяориентацияна романтическоевидение мираглазами ребенка.Это подчеркиваети названиевымышленногоиздательства« Оле – Лукойе»,по имени герояандерсоновскойсказки, навевающегодетям сказочныесны. Детскаявлюбленность,непосредственность,бездумноелюбованиежизнью по-новомупреломлялимотивы Брюсова,Бальмонта,Блока, освобождаяих от идеологическихэлементовсимволизма.Поэтическийязык этих сборниковуниверсалени включаеттрадиционныйнабор символовлитературыпервого десятилетияХХ века. Стихотворения«Волшебногофонаря» менееподражательны,хотя и продолжаютизбраннуювначале тему«детскости».Однако во второйкниге на фонепристрастияпоэтессыгероического,обреченногопроступаетироническоеотношение кбыту. Именноиронию какосновное качествопоэзии Цветаевойотмечает МихаилКузмин, сопоставляяахматовский«Вечер» и цветаевский«Волшебныйфонарь».

Композиционнаяструктурапервых книгЦветаевой,

ихисповедальностьцеликом реализуютпредставлениео символистскомсборнике. Всяархитектоникакниг: названиеразделов, эпиграфы,служащие ключомк их содержанию,заголовкистихотворений– раскрываетпоследовательностьэтапов путигероини отбезмятежногосчастья детствак утрате изначальнойцельности. Втаком строениисборниковугадываетсяиз традиционныхмифов символистов– миф о потерянномрае.

Вэтих книгахона определиласвое жизненноеи литературноекредо – утверждениесобственнойнепохожестии самодостаточности,обеспеченныхглубиной души.Именно тогда,в тех первыхнаивных, но ужеталантливыхкнижках, выявилосьдрагоценнейшеекачество еекак поэта –тождество междуличностью(жизнью) и словом.Быть самойсобой, ни у когоничего незаимствовать,не подражать,не подвергатьсявлияниям –такою Цветаевавышла из детстваи такою осталасьнавсегда.

Месторанних сборниковв поэтическомнаследии.

«Вечернийальбом» и «Волшебныйфонарь» интересныдля нас сейчаскак книги –предвестиябудущей МариныЦветаевой. Вних она вся –как в завязи:со своей предельнойискренностью,ясно выраженнойличностью, идаже нота трагизма,в целом дляэтих книг нехарактерная,все же глухопрозвучаласреди детски– простодушныхи наивно – светлых

стихов:


Тыдал мне детстволучше сказки

Идай мне смертьв семнадцатьлет…


Значениеранней лирикив формированииПоэта М.Цветаевой

МаринаЦветаева –Поэт, которогоне спутаешьни с кем другим.Ее стихи можнобезошибочноузнать – поособому распеву,неповоротнымритмом, необщейинтонацией.С юношескихлет уже началасказыватьсяособая цветаевскаяхватка в обращениисо стихотворнымсловом, стремлениек афористическойчеткости изавершенности.Подкупала такжеконкретностьэтой домашнейлирики.

МаринаЦветаева –большой поэт,и вклад ее вкультуру русскогостиха ХХ веказначителен:она вписалановаторскую,выразительнуюи исполненнуювысокого драматизмастраницу. НаследиеЦветаевойвелико и труднообозримо. Еене впишешь врамки литературногоотрезка. Онанеобычайносвоеобразна,трудноохватимаи всегда стоитособняком.

Однимблизка ее ранняялирика, другим– лирическиепоэмы; кто – топредпочтетпоэмы – сказкис их могучимфольклорнымразливом; некоторыестанут поклонникамипроникнутыхсовременныхзвучаниемтрагедий наантичные сюжеты;кому – то окажетсяближе философскаялирика 20-х годов,иные предпочтутпрозу илилитературныеписьмена,

вобравшиев себя неповторимостьхудожественногомироощущенияЦветаевой.Однако все еюнаписанноеобъединенопронизывающейкаждое словомогучей силойдуха.

Иранние ее сборники«Вечернийальбом» и «Волшебныйфонарь» – заявилио Поэте Цветаевойкак о самомярком романтике,устремленномв Будущее, жаждущемнового светлогомира, не принимающеммира быта, серостии сытости. Иэто ее главнаячерта будетее особенностьюна протяжениивсего творчества.


ТворчествоМарины Цветаевой- выдающеесяи самобытноеявление всейрусской литературы.Она принеслав русскую поэзиюнебывалуюдотоле глубинуи выразительностьлиризма. Благодаряей, русскаяпоэзия получилановое направлениев самораскрытииженской душис ее трагическимипротиворечиями.

МаринаЦветаева родиласьв Москве 26 сентября1892 года. С раннегодетства Маринажила в мирегероев прочитанныхею книг, в жизниже юная Цветаевабыла диковатаи дерзка, заносчиваи конфликтна.Для нее характерноощущение единстважизни и творчества.

Лирическаягероиня Цветаевойполностьюотражает чувстваи переживаниясамой Марины,так как поэтессаизначальнопринципиальнопоставила знакравенства междусобой и своейлирическойгероиней. Исходяиз этого стихиЦветаевой оченьличностные.Цветаева всегдасчитала, чтопоэт в своемтворчестведолжен бытьиндивидуален.Из этого принцип:быть толькосамой собой,ни в чем не зависетьни от времени,ни от пространства.

В даннойработе 3 главы:

Перваяглава «МаринаЦветаева –великий романтиксеребреноговека». Здесьосвещаетсяавтобиография,основные лейтмотивытворчестваи жизненныепринципы поэтессы.

Втораяглава «Особенностираннего творчестваМарины Цветаевой».В этой главеизлагаютсясуть своеобразиятем и средстваих воплощенияв сборниках«Вечерний альбом» и «Волшебныйфонарь». Рассматриваютсячерты сходстваи различия этихсборников.

Третьяглава «Значениеранней лирикиЦветаевой».В ней рассматриваетсязначение раннихсборников вформированииглавной чертытворчестваЦветаевой.

Цельданной работызаключаетсяв том, чтобырассмотретьподробнееосновные аспектыраннего творчестваМарины Цветаевойна примере«Вечернийальбом» и «Волшебнойфонарь».


МаринаЦветаева началаписать с 6 лет.В 1910 году тайкомот семьи, заплативза печатанье500 экземпляров,через месяцдержала в рукахкнигу «Вечернийальбом».

С одобрительнойкритикой этойкниги выступилиМ. Волошин и НГумилев. А Брюсовпредостерегее об опасностивпасть в «домашность»и разменятьсвои темы на«милые пустяки».В этом сборникестихи Цветаевойеще очень незрелы,но уже появляетсяобраз лирическойгероини: Молодаядевушка, мечтающаяо любви.

Некоторыестихотворения,например «Молитва»(26 сентября 1908г.),предвещалибольшое будущеепоэту. В «Вечернемальбоме» нарядус детскимивпечатлениямии воспоминаниямизапечатленане детскаясила.

Критикиотмечают хорошуюшколу стиха,музыкальностьи изяществопервого сборника.И уже здесьвырисовываетсяинтонацияглавного конфликтаее любовнойпоэзии: конфликтамежду «небоми землей», междустрастью иидеальнойлюбовью


В 1912 годувыходит второйсборник «Волшебныйфонарь». Цветаевауже хорошознает себе ценукак поэту, онауверена – пожарразгорится,ведь искраброшена, и бегуже задан.

В «Волшебномфонаре» многозарисовоксемейного быта,очерки милыхлиц, мамы, сестры,посвященонесколькостихов Москве.Но эта книгазаставляетЦветаеву начатьпоиск новогопоэтического«я», так какнет новых тем,стих тянетсяи обрывается,говорил Гумилев.


Основноесходство двухпервых сборниковМарины Цветаевойзаключаетсяв том, что ихобъединяет«детскость»;детская влюбленность,непосредственность,бездумноелюбованиежизнью. Но, темне менее, стихииз второгосборника менееподражательны,и на фоне пристрастиепоэтессы кобреченномугероизму проступаетироническоеотношение кбыту.

В первыхсборникахформируетсяосновное жизненноекредо МариныЦветаевой: бытьсамой собой.

МаринаЦветаева –поэт, которогоне спутаешьни с одним другим,ее стихи обладаютособым распевом,ритмом и интонацией.Подкупаетчеткость,конкретностьи завершенностьее стихов.


Я считаю,что ранниесборники «Вечернийальбом» и «Волшебныйфонарь» заявилио Цветаевой,как о самомярком романтике,устремленнымв будущее, жаждущемнового и светлогов мире, которыйне принимаетмира быта, серостии сырости. Иэта ее главнаячерта будетее особенностьюна протяжениивсего творчества.