Смекни!
smekni.com

Реферат

по произведению Чингиза Айтматова

,,Плаха”.

Выполнил ученик

11А класса

школы №458

Ястребов Павел

Санкт – Петербург - 2004 г.

Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке Шекер Кировского района Киргизской ССР. Трудовая биография будущего писателя началась в годы Великой Отечественной войны. ,,Самому теперь не верится, — вспоминал Чингиз Айтматов, — в четырнадцать лет от роду я уже работал секретарём аул совета. В четырнадцать лет я должен был решать вопросы, касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да ещё и в военное время.”

Герой социалистического труда (1978), академик Киргизской ССР, лауреат Государственной премии (1968, 1977, 1983), лауреат Ленинской премии (1963), кавалер ордена Дружбы (1998), принятого из рук Бориса Николаевича Ельцина, экс-главный редактор журнала ,,Иностранная литература” В 1990 г назначен послом СССР в Люксембурге, где и проживает в настоящее время в качестве посла республики Киргизия.

Своей искренностью и прямотой найденные писателем герои как бы сами подсказывали ему манеру повествования – взволнованную, чуть приподнятую, напряженно – доверительную, и, часто, исповедальную – от первого лица.

С первых же произведений Ч. Айтматов заявил себя писателем, поднимающим сложные проблемы бытия, изображающем непростые, драматические ситуации, в которых оказываются люди, как сказано, сильные, чистые и честные, но сталкивающиеся с не менее сильными противниками – то ли блюстителями старых нравов, то ли хищниками, властолюбивыми деспотами. Писатель всё шире и глубже захватывает жизнь, пытаясь проникнуть в сокровенные её тайны, не обходя острейших вопросов, порожденных двадцатым столетием.

,,Многая мудрость порождает печаль,” – так говорили древние. Не миновало это и Чингиза Айтматова. Его творчество потрясает острым драматизмом взятых жизненных коллизий, ошеломляющими поворотами в судьбах героев, порой трагических судьбах в самом возвышенном значении этих слов, когда и сама гибель служит возвышению человека, пробуждению скрытых в нем ресурсов добра.

Усложняются, естественно, и принципы повествования. Рассказ от автора порой совмещается посредством несобственно-прямой речи с исповедью героя, нередко переходящей во внутренний монолог.

Внутренний монолог героя столь же незаметно переливается в речь автора. Действительность захватывается в единстве её настоящего, её корней и её будущего.

Писателю удалось убедительно показать богатейший духовный мир простого человека, имеющего своё мнение о самых сложных проблемах человеческого бытия. Глазами его главного героя на нас смотрит сама наша эпоха с её победами и поражениями, её горечами и светлыми надеждами.

В 1986 году выходит роман ,,Плаха”. Эта книга об отношениях человека и природы, о поисках смысла жизни, и о назначении религии в её лучшем проявлении для нас , и о беде нашего времени – наркомании, и о многом другом. По охвату тем, многоплановости, философскому подходу и глубине символики это произведение превзошло всё ранее написанное.

Роман основывается на противоречивости человеческой природы. С одной стороны – человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой – разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле — всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!

Роман построен сложно. В нём переплетаются две основные сюжетные линии — жизнь волчьего семейства и судьба Авдия Каллистратова.

Главный герой романа – Авдий Каллистратов был изгнан из семинарии за ересь. Суть ереси была в том, что он был одержим мыслью о ,,Боге – современнике.” Он считал, что бог, как и человек с течением времени меняется. Но это не совмещалось с учением церкви, за что он и был изгнан. Одновременно с этим его выселили из квартиры, т.к. квартира предоставлялась только служителям церкви, кем Авдий уже не являлся. Не имея другого выхода, Авдий Каллистратов стал неофициальным корреспондентом одной из газет, где и получил своё задание отправиться в Моюнкумскую саванну за материалом про анашистов, собирающих коноплю. Им движет не только задание газеты, но и мысль спасти павших и вновь сделать из них людей. С ,,гонцами” за анашой его свёл племянник друга его отца, больше не занимавшийся этим делом.

Уже в саванне произошла его первая встреча с волчицей Акбарой и её семейством. Собирая на конопляном поле пыльцу, самое ценное, из чего впоследствии изготовляется наркотик-пластилин, он увидел троих волчат. Надышавшись пыльцы и охмелев, он не осознавал той опасности, которой грозила ему эта встреча. Подойдя к волчатам, он не заметил волчицу. Через мгновение она уже бежала на него с целью перегрызть горло, но, увидев, как он беспомощен, перепрыгнула через него, вызвав у Авдия панику и бегство. Из шквала чувств, налетевших на Акбару при появлении человека, выделяются три – ненависть к врагу, нежная любовь к своему потомству и верность спасительному союзу с Ташчайнаром. ,,В этой паре лютых Акбара была головой, была умом, а он был верной силой, надёжной, неутомимой, неукоснительно исполняющий её волю.” Власть принадлежит уму, а не силе. Автора интересуют отношения внутри семейного союза, принцип сохранения прочности этой первоячейки власти. Природа, по мысли автора, учит, что, когда сила выходит из повиновения, уму надо запастись терпением и не идти на уступки. Как Ташчайнар к Акбаре, так и сила вернётся к уму, ибо нуждаётся в нем больше, чем он в ней.

Как в мире людей, волкам даются имена. Ташчайнар - Камнедробитель. С именем волчицы связана поучительная история. ,,Волчица прозывалась среди здешних чабанов Акдалы иначе говоря, Белохолка, но вскоре по законам трансформации языка превратилась в Акбары, а потом в Акбару – Великую, и между тем никому невдомёк было, что в этом был знак провидения.” Кроме того, у Акбары есть индивидуальный признак - ,,прозрачно-синие глаза, редчайший, а возможно, единственный в своём роде случай.”

Духовности Авдия и его идеям утверждения добра только добром противостоит ,,идея” Гришана, вожака Анашистов, убежденного в том, что он помогает людям на их дороге к счастью. Авдий называет Гришана ,,маленьким Наполеоном”, но тот считает себя Наполеоном ,,большим”. В свою очередь Гришан иронически величает Авдия ,,мессией”, ,,Спасителем”, ,,новым Христом”. “Я – говорит он Авдию, - помогаю людям почувствовать счастье, познать бога в кайфе. Я даю им то, что ты не можешь дать им ни своими проповедями, ни молитвами… У меня к Богу есть свой путь, я вхожу к нему иначе, с чёрного хода. Не так твой Бог разборчив и недоступен, как тебе мнится.”

Гришан не может понять того, что не в кайфе человек получает наслаждение, теряя контроль над собой настоящую свободу. Противостояние перерастает в взаимную непринимаемость добра и зла, счастья и свободы человека. При этом выражается мысль о том, что какой-либо дурман – наркотический, религиозный – зло. Однако выход из этого зла каждый видит по – своему, и каждый идёт на свою плаху: компания Гришана – на лавку подсудимых, а Авдий – не переубедив никого, побитый, летит, выкинутый ими на ходу с поезда, под уткос.

В больнице города Жалпак – Саз Авдий знакомится с биологом Ингой Фёдоровной, как и он занимавшейся проблемой борьбы с анашой. У них возникают близкие отношения, и по возвращении домой он получил телеграмму с просьбой приехать обратно. В городе ему не удалось написать свои газетные очерки, ему не удалось переубедить гонцов за анашой бросить их опасный промысел и покаяться, так что он с радостью возвращается в Жалпак – Саз. Он не застаёт её в городе и идет на вокзал, где его подбирает для охоты на сайгаков Обер – Кандалов.

Насмотревшись зверств над животными, Авдий, что называется, ,,сошел с катушек”. Как и в истории с ,,гонцами”, он призывает участников облавы покаяться. Еще с большей жестокостью, чем гришановцы расправились с Авдием члены группы Обер – Кандалова, сколоченной им, чтобы урвать жирные куски подвернувшегося им калыма. Но в отличие от гришановцев ,,хунта” – так он и его люди называют себя – создана по поручению властей для участия в облаве на сайгаков, и в ней нет людей вне закона. Облава поднята на уровень острейшего противоречия между властью человека и Природой.

Айтматов уподобляет Обер – Кандалова Сталину. Обер – Кандалов предлагает Авдию отречься от Бога, за что обещает жизнь.

Главарь хунты берет пример со Сталина, считая себя продолжателем его дела. Уподобление Сталину опирается на репрессивно – командный стиль руководства, на характерное отношение к личности человека и нетерпимость к проявлению любого инакомыслия. Оно оригинально закрепляется и обыгрывается пародийной трансформацией фамилии главаря, одновременно и напоминающей об изменении имени Акбары, и тонко намекающей на схожие моменты в истории фамилии обоих вождей – и Хунты, и Советского Союза. Вначале фамилия сталиниста 70 – х годов была Хандалов, потом дважды поменялась на Кандалов и Обер – Кандалов, лишившись в результате определённой национальной окраски, но сохранив восточный колорит и обретя вместе с тем символический стальной звон кандалов и характерную приставку ,,обер”, которая вызывает в памяти прошедшую войну против фашизма и намекает на тогдашнее привычное титулование Сталина (Верховный). Оказывается, члены Хунты по – своему называют Обер – Кандалова просто ,,обер” - ,,обер” он и есть обер в полном смысле этого слова.

,,Так будет со всяким – зарубите это на носу! – грозил он, окидывая взглядом прикрученного к саксаулу Авдия. – Я бы каждого, кто не с нами вздернул, да так, чтобы сразу язык на бок. Всех бы перевешал, всех, кто против нас, и одной вереницей весь земной щар, как обручем, и тогда бы уж никто ни единому нашему слову не воспротивился, и все ходили бы по струнке …”