Смекни!
smekni.com

Роль и место закона в конституционном праве России (стр. 2 из 4)

Осуществление указанных и иных, вытекающих из них задач является важным условием формирования Российской Федерации как правового государства.

2 Классификация законов, их соотношение

Все законы, как федеральные в широком смысле (т.е. конституционные и федеральные) так и законы субъектов Федерации можно различить:

1. по юридической силе

2. по территории действия

3. по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться

4. по порядку принятия

5. по возможности применения в отношении них отлагательного вето

1. по юридической силе

Верховенствующую роль как основного закона страны занимает Конституция Российской Федерации, следующую ступень в иерархической лестнице занимают федеральные конституционные законы, которые не могут противоречить Конституции, дальше идут федеральные законы, которые не могут противоречить Конституции и федеральным конституционным законам, также как и основные законы субъектов Федерации (Конституции республик, Уставы областей) должны соответствовать Конституции и федеральным законам, они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации. У Конституции Российской Федерации нет такого юридического «потолка».

2.по территории действия

Действие положений Конституции Российской Федерации, конституционных и федеральных законов распространяется по всей территории России, а действие Конституций республик, Уставов областей, распространяется только на определенную территорию субъекта Федерации (например, положения Конституции республики Татарстан не применимы на территории Тверской области, так как это разные субъекты Федерации и каждый из них имеет свой основной закон Конституцию республики и Устав области и свою территорию).

3. по предметам ведения которые в них могут затрагиваться

Конституцией устанавливаются пределы действия федеральных конституционных и федеральных законов (часть 1 ст.76),которые издаются по предметам ведения Российской Федерации. Речь идет о группе законов России, которые издаются исключительно Федеральным Собранием Российской Федерации по предметам ведения, указанным в ст.71 Конституции. Субъекты Федерации не вправе устанавливать по этим вопросам самостоятельное регулирование. Эти законы имеют прямое действие на всей территории России. Например, ФКЗ «О чрезвычайном положении», «О референдуме Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», «О воинской обязанности и воинской службе», «О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О ветеранах».

Частью 1 ст.72 Конституции определяются предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, т.е. те, в которых Российская Федерация и ее субъекты совместно ответственны за состояние дел. В этой сфере государственная деятельность в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией ни ее субъектами.

Федеральные государственные органы самостоятельно определяют свои полномочия по предметам совместного ведения.

Часть 2 ст.72 Конституции устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Например, в совместном ведении РФ и субъектов находится такой вопрос, как охрана окружающей среды. Для реализации этого положения Конституции используют закон РСФСР «Об охране окружающей среды, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законы Костромской области, как субъекта Федерации, Устав Костромской области, «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями».

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равны. До принятия Конституции 1993 года Федеративный договор предусматривал существенное различие в статусе трех групп субъектов Федерации, а именно республик, краев и областей, автономий. Так например, Федерация и республика имели право совместно устанавливать общие принципы бюджетной системы, края и области в установлении этих принципов не участвовали. Не имели они также права участвовать и в разграничении государственной собственности на своих территориях на федеральную и собственность соответствующего субъекта, хотя такое право республик было зафиксировано. Дискриминация в отношении краев и областей была столь очевидна, что Федеративный договор Федерации с ними уже в момент его подписания был дополнен протоколом, несколько уравнивающим права края и области с права республик. Федеративный договор не гарантировал субъектам Российской Федерации равные права, тем самым узаконивал неравенство граждан России, ставя в прямую зависимость реализацию их прав от их проживания в республике, области, крае и т.д. Этот недостаток устранен частью 1 раздела 2 Конституции, в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Полномочия каждого отдельного субъекта Российской Федерации четко указываются ст.73 Конституции, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Это означает, что в сферу ведения субъекта Федерации входит все то, что отнесено к ведению Федерации, а также к полномочиям Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. В Конституции не приведен перечень предметов ведения исключительно субъекта Федерации, так как объем и разнообразие деятельности субъектов Федерации настолько велики и разнообразны, что перечислить все, чем они обязаны заниматься и за что они ответственны, практически невозможно. Более того, приведение такого списка не только не нужно, но и вредно, поскольку субъекты Федерации оказались бы в ряде случаев вынужденными ограничивать круг вопросов, которыми им нужно заниматься.

Конституция Российской Федерации не перечисляет полномочия субъектов Федерации. Она лишь определяет предметы ведения РФ (ст.71) и дает Федерации право определять свои полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72), оставляя за субъектами право регулировать свои полномочия в сфере совместного ведения. Это позволяет с необходимой для практической деятельности всех государственных органов – федеральных и субъектов Федерации – точностью определять пределы полномочий субъектов РФ. Часть 6 ст.76 устанавливает важную гарантию приоритета нормативно правового акта субъекта Федерации в случае противоречие между федеральным законом и нормативно правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с частью 4 этой же статьи. При возникновении противоречия между данными сторонами приоритет отдается правовому акту субъекта Российской Федерации.

Признание приоритета актов субъекта Федерации по вопросам их собственного регулирования отражено только в Конституции 1993 года (ст.76) и юридически гарантирует то положение, что субъекты Федерации вне пределов, указанных в ст.73 «обладают всей полнотой государственной власти». Ст. 76 устанавливается порядок разрешения противоречий между федеральными законами и нормативными правовыми актами.

4.по порядку принятия

Верховенство федеральных конституционных законов по отношению ко всем другим правовым актам, включая и федеральные законы, обуславливает особую, более сложную процедуру их принятия.

Федеральные конституционные законы принимаются так называемым квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания. Это означает, что конституционный закон считается принятым, только если за него проголосовало не менее трех четвертых от общего числа членов Совета Федерации и не мене двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы, в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 апреля 1995 года по делу о толковании статей 103 (часть3), 105(части 2 и 5), 107 (часть3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации, дал разъяснение, что «статья 100 (часть 1) Конституции РФ устанавливает, что совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. В силу статей 102 (часть 3), 103 (часть 3), 105, 108 (часть 2) Конституции федеральные законы, постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются палатами Федерального Собрания раздельно. В статье 107 (часть 3) Конституции РФ подчеркивается, что повторное рассмотрение федерального закона палатами Федерального Собрания осуществляется в установленном Конституцией порядке, т.е. также раздельно. В тех предусмотренных частью3 статьи 100 Конституции случаях, когда палаты собираются совместно, голосования не проводится и решения не принимаются.

Примером деления законов по порядку их принятия могут служить и законы Костромской области. Устав области внесение в него поправок, изъятий, изменений и дополнений принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов (ст. 104 Устава области). По предметам своего ведения Законодательное Собрание области принимает законы области большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Уставом области (часть 2 ст. 55 Устава области).

5. по возможности принятия Президентом Российской Федерации в отношении их отлагательного вето