Смекни!
smekni.com

Романтизм в биографической новелистике Паустовского (стр. 1 из 12)

1. ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................... 3

2. РОМАНТИЗМ РУБЕЖА ВЕКОВ: ПОНџТИЕ И ОСНОВНЫЕ чЕРТЫ..................................... 5

2.1 К концепции романтизма................................................................................................. 5

2.2 Романтическая эстетика.................................................................................................. 8

3. НОВЕЛЛА В РОМАНТИЗМЕ............................................................................................... 10

3.1 Жанр новеллы.................................................................................................................. 11

3.2 Эволюция жанра в романтизме....................................................................................... 12

4. ХУДОЖЕСТВЕННАџ БИОГРАФИџ В РОМАНТИЗМЕ......................................................... 13

5. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ чЕРТЫ БИОГРАФИчЕСКИХ НОВЕЛЛ ПАУСТОВСКОГО................. 14

5.1 Биографическое произведение как вид литературы........................................................ 14

5.2 Типы биографических произведений............................................................................... 15

6. ОБЫчНОСТЬ НЕОБЫчНОГО ГЕРОџ................................................................................ 17

7. “ЛИРИчЕСКИЕ КУЛЬМИНАЦИИ” ПАУСТОВСКОГО........................................................... 20

7.1 Роль кульминационного момента в структуре романтической новеллы....................... 20

7.2 Напряженный лиризм романтического образа............................................................... 25

8. РОЛЬ УСЛОВНОСТИ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОМАНТИчЕСКОЙ НОВЕЛЛЕ............... 30

8.1 Символика в романтическом тексте................................................................................ 30

8.2 Достоверность и условность в биографии героя.......................................................... 33

9. ГЕРОЙ И СРЕДА................................................................................................................ 35

9.1 Характер отношений....................................................................................................... 36

9.2 Предназначение творца................................................................................................... 39

9.3 К проблеме “романтического пьдестала”........................................................................ 43

10. СРЕДСТВА СОЗДАНИџ РОМАНТИчЕСКОЙ ОБРАЗНОСТИ ТЕКСТА................................ 45

10.1 Синестезии и их роль в романтическом тексте............................................................. 45

10.2 Антропоморфизм........................................................................................................... 47

10.3 Психологический параллелизм..................................................................................... 48

10.4. Литературная реминисценция...................................................................................... 49

11. КОНФЛИКТ И ХАРАКТЕР ЕГО РАЗРЕШЕНИџ................................................................. 51

ЗАКЛЮчЕНИЕ....................................................................................................................... 56

Литература...................................................................................................................... 58

Словари............................................................................................................................. 60

1. Введение

2. Романтизм рубежа веков: понятие и основные черты

2.1 К концепции романтизма

2.2 Романтическая эстетика

3. Новелла в романтизме

3.1. Жанр новеллы

3.2 Эволюция жанра в романтизме

4. Художественная биография в романтизме

5.Типы и основные черты биографических произведений

5.1 Биографическое произведение как род литературы

5.2 Типы биографических произведений

6. Обычность необычного героя

7. “Лирические кульминации” Паустовского

7.1 Роль кульминационного момента в структуре романтической новеллы

7.2 Напряженный лиризм романтического образа

8. Роль условности и ее использование в романтической новелле

8.1 Символика в романтическом тексте

8.2 Достоверность и условность в биографии героя

9. Герой и среда

9.1 Характер отношений

9.2 Предназначение творца

9.3 К проблеме “романтического пьедестала”

10 Средства создания романтической образности текста

10.1 Синестезии и их роль в романтическом тексте

10.2 Антропоморфизм

10.3 Психологический параллелизм

10.4 Литературная реминисценция

11. Конфликт и характер его разрешения

1. Введение

Паустовский вошел в историю советской литературы как признанный мастер в жанре короткой повести, новеллы. Свойственные этому жанру краткость повествования, компактность композиции, прямота сюжетных линий как нельзя лучше способствовали раскрытию его писательского дара. Впервые в жанре новеллы писатель попробовал свои силы еще на заре своей писательской биографии, в начале 20-ых гг. Биографические новеллы, написанные позднее, раскрыли новые грани таланта писателя. “Меня в жизни привлекали больше всего такие случаи, обстоятельства и люди, которые оставляли ощущение промелькнувшей небылицы” (Паустовский 1934:23).

Выбор темы диплома обусловлен желанием проанализировать принципы построения романтического образа в портретной и художественной биографиях (см. подробнее с. 15-16), выявить в них общие и специфические черты. Следует отметить, что творчество Паустовского, хотя и было достаточно хорошо изучено советскими исследователями, все же почти не рассматривалось ими под таким углом зрения. Имеющаяся критическая литература советских авторов по этому вопросу носит в основном обзорный характер. Таковы, в частности, монографии Д. Царика, Г. К. Трефиловой, С. Ф. Щелоковой, использованные при написании данной работы. Гораздо более полно изучено исследователями, как советскими, так и зарубежными, романтическое направление в литературе и его жанровая разновидность - биографическая новелла. Упомянем, в частности, имена таких исследователей романтизма, как Г. А. Гуковский, Н. А. Гуляев, В. И. Хрулев, И. М. Дубровина, В. В. Ванслов, В. И. Кулешов, Ж. Барзан, Л. Фарст, М. Пэкхам, А. Рэнд, П. Брукс...То, что некоторые из них были, к тому же, видными теоретиками этого литературного направления, лишь повышает ценность их работ. Отметим также, что при написании диплома использовалась и критическая литература, содержащая анализ жанровых особенностей биографической новеллы. Это прежде всего работы А. Л. Валевского и В. С. Барахова.

Объектом нашего исследования будут биографические новеллы К. Паустовского - “Старый повар”, “Корзина с еловыми шишками”, “Равнина под снегом”, “Ночной дилижанс”. Сюжет вышеназванных новелл неизменно основан на биографическом факте, что обуславливает их жанровую принадлежность. В качестве биографических произведений новеллы были включены в один из сборников серии “Жизнь замечательных людей”, определяемых редакцией как “Серия биографий”. (Паустовский К. Г. Близкие и далекие. М. 1967) К жанру биографических произведений относит их и Д. Царик (1979:107).

Рассматриваемые новеллы имеют немало общего и в художественном отношении. Они повествуют о событиях зарубежной истории, объединены общей темой (влияние прекрасного на души людей), то же обстоятельство, что они были написаны в различные периоды творческой биографии, лишь подчеркивает неизменный интерес автора к этой вечной проблеме. Неповторимость рассказу придавало сочетание ярких образов, картин с документальностью повествования. “Писатель предпочитал брать в союзники случай, совпадение, редкостное стечение обстоятельств. Этим, по-видимому, объясняется и его не слишком характерное для русской классической традиции тяготение к жанру ... новеллы, где события по преимуществу необычные, и люди, выходящие из ряда вон, составляют основной предмет изображения.”(Трефилова 1983:84) О чем бы ни писал Паустовский, о встрече Эдварда Грига и Дагни Педерсен или о чуде, сотворенном Моцартом для умирающего старика-повара, всегда его произведения пронизаны светлой верой в человека. Отличает же вышеупомянутые новеллы подход автора к решению поставленных им художественных задач. Перед нами два типа биографических произведений, для обозначения которых мы будем пользоваться терминологией Валевского. Новеллы “Равнина под снегом” и “Ночной дилижанс” будут рассматриваться нами в качестве художественных биографий. Характеризуя эту группу новелл Д. Царик писал, что в них писатель “прибегает к свободной интерпретации некоторых второстепенных деталей в биографии художника, придавая им обобщающее значение...” (Царик 1979:107) В качестве же образца портретных биографий выбраны новеллы “Старый повар” и “Корзина с еловыми шишками”. В них автор “силой своего творческого воображения <...> создает такие ситуации или эпизоды, которые, не противореча сумме известных нам фактов, сохраняя впечатление достоверности, позволяют <...> воспроизвести эмоционально-насыщенный, живой и трепетный облик мастера культуры, удовлетворяющий требованиям художественной правды.” (Царик 1979:107)

В данной работе ставится целью проанализировать принципы организации романтического текста и характер романтического образа в вышеотмеченных типах новелл, найти в них общие и отличительные черты. Сравнительный анализ будет поэтому основным методом нашего исследования. Во избежание возможных недоразумений при толковании термина “романтизм” сочтено необходимым в первой части работы остановиться на этом вопросе подробнее. Главная же часть работы содержит анализ проявлений романтизма в основных элементах композиции новелл. Конкретный художественный материал позволит нам наглядно увидеть все своеобразие и неповторимость романтического мировосприятия Паустовского.

2. Романтизм рубежа веков: понятие и основные черты

2.1 К концепции романтизма

Рубеж веков вошел в мировую историю как период бурных социально-политических потрясений. Необходимость их отражения в искусстве обуславливала поиск новых форм художественного познания действительности. Общее сознание чрезвычайности, стремление уйти “прочь от унылой обыденщины, на широкий простор кипения сил, куда-то ввысь, вдаль, вглубь”(Венгеров 1972:7), и породило возрождение романтических тенденций в литературе. Происходит “своего рода революция европейской общественной мысли, направленная на устранение элементов догматизма в мышлении и придание ему необходимой динамики.” (Peckham 1970:14) Результатом ее и стало возрождение романтических тенденций в искусстве ведущих европейских стран.

В этом процессе можно выделить два этапа. (Царик 1979:12) На первом из них происходит постепенное расшатывание роли социального фактора в объяснении характера персонажей. В соответствии с романтическим принципом отдаленности во времени и пространстве ”они получают <...> несомненное правдоподобие, иначе говоря, социальную определенность в духе необычной реальности. Однако это еще предвестие романтизма, романтизм реалистического типа ”. (Царик 1979:12)