Смекни!
smekni.com

Художественная литература о Великой Отечественной войне (стр. 1 из 3)

НАПИСАНО ВОЙНОЙ

Концепция человека, как она утверждается литературой, с наибольшей убедительностью раскрывается в произведениях о Великой Отечественной войне. Особенный интерес учащихся вызывают произведения, повествующие о молодых героях.

Как складывался нравственный облик поколения советских людей, разгромивших фашизм? Как и откуда брались у молодых ребят, пришедших на огневые рубежи, те внутренние силы сопротивления, которые вызывали уважение и восхищение у всех честных людей Земли? Вот вопрос, на которые убедительно отвечает современная литература о войне.

Военные ситуации, исполненные особого драматизма, с их «предельной» заостренностью нравственного выбора, где человек обнаруживает себя «до дна» в добре и зле, мужестве страхе, духовном взлёте и нравственном падении, позволяют писателям открывать в своём герое главное, выявлять идейно-нравственные основы его личности.

Исследуя связь человека и общества, человек и мира, советская литература высвечивает социальные истоки этих связей.

Образ советского человека, солдата современными писателями рисуется как бы в двух аспектах, тесно взаимосвязанных: герой в противостоянии миру фашизма и герой в борении за нравственные подлинные ценности в себе в разных ситуациях - фронтовых, госпитальных, тыловых. Второй аспект изображения потребовал от писателей заострение нравственно – гуманистической проблематике произведений.

Советские писатели утверждают, что ценность человека на войне меряется не только выполнением боевых задний. Есть ещё одна мера – его «нравственные установления», составляющие основу характера, двигательные стимулы. В этом смысле лейтенант Кузнецов в романе «Горячий снег», герой В. Быков капитан Ивановский («Дожить до рассвета»), учитель Мороз («Обелиск») являются важными звеньями художественной системы не только писателей Ю. Бондарев и В. Быков, но и всей советской военной прозы.

-1-

В столкновении двух идеологий, двух нравственных различных устоев и систем победила наша система, наша нравственность, основанная на человечности и сознании

глубочайшей ответственности человека не только за себя, но и за судьбу других.

Тема война неиссякаема. Появляются все новые и новые произведения, которые вновь и вновь заставляют вернуться к огненным событиям теперь уже более сорокалетней давности и увидеть в советском человеке то, что мы ещё не достаточно глубоко не осознали и оценили. Что же нового сказала художественная литература о Великой Отечественной войне за последние годы, какие новые темы открыла или заострила? Остановимся на высказываниях самих писателей, которые помогут учителю – словеснику определить свой взгляд на произведения, которые он будет рекомендовать учащимся для чтения.

Редакция журнала «Дружба народа» обратилась к белорусским писателям А. Адамович, В. Быкову, А. Жуку, В. Козько, И. Шемякину с вопросом: «Что за последнее время в опыте общесоюзной и мировой литературы о войне вы считаете наиболее интересным?» Алесь Жук, отвечая на вопрос, в числе самых интересных называет «Я из огненной деревни», созданную А. Адамовичем, Я. Брылем и А. Колесником, и, отзываясь о ней, указывает на самые характерные особенности всей литературы о войне последних лет. Он говорит: «С годами эта страшная книга словно приближается к читателю, ибо вопреки всем ужасам со страниц её встаёт и величие народного подвига, непокоримость народного духа, неистребимость веры в человека и в человечность. В этой книге есть тот истина народный (выделено А.Жуком) взгляд на войну как на чуждое всему человеческому явление, как на преступление против человечности, которое не должно повториться». Эти слова в полной мере относятся ко всей прозе о войне, созданной в последнее десятилетие, к таким разным по стилю и жанру произведениям, как «Навеки – девятнадцатилетние» Г. Бакланового; повестям В. Кондратьева «Сашка», «Отпуск по ранению»; «Каратели» А. Адамовича; «Плотина» В. Семина и т.д.

-2-

Великая Отечественная войн потребовала от нашего народа, от каждого советского человека напряжение всех его душевных и физических сил. Вновь и вновь исследуют писатели истоки нашей

победы над фашизмом, сущность советского характера, человека – патриота, интернационалиста, гуманиста.

Война не только «отменяет», она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности. Ясность целей и задач на войне не может служить оправданием какой-либо моральной неразборчивости, некой духовной «упрощенности». Она не освобождает человека от необходимости в полной мере отвечать за свои поступки, осмысливать происходящее. Жизнь на войне – это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами в их сложности и противоречивости.

Остановимся на нескольких произведениях 70-80 - х годов, значение которых в формировании нравственного мира юного читателя трудно переоценить. Речь пойдёт о повестях В. Быкова, роман Ю. В. Бондарева «Горячий снег».

ПОВЕСТИ В. БЫКОВА

Василь Владимирович Быков относится к поколению фронтовиков, на долю которых выпала вся тяжесть войны. Видел и пережил Быков так много, что сама его жизнь могла бы стать сюжетом для повести и романа. Достаточно такого факта. На обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших была и его фамилия. Он узнал об этом много лет спустя. Спас его счастливый случай: тяжело раненный, он выполз из хаты, которую через несколько минут проутюжил фашистский танк. Подобрали его санитары другой части, а в полку посчитали погибшим и послали матери «похоронку».

До войны В. Быков учился в Витебске в художественном училище и, может быть, стал бы скульптором или живописцем, но война определила его путь – писателя. В. Быков не мог не рассказать о том, что пережил сам, и что пережили те, кто воевал рядом с ним, кто остался в живых и кто не вернулся. На вопрос,

-3-

почему он пишет только о войне, В. Быков отвечает: «Вероятно, потому, что прошедшая война всеобъемлюща и там всему было место…. Во время войны, как никогда ни до, ни после неё, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев». Писателя интересует, прежде всего, и «главным образом нравственный мир человека, возможность его духа». В. Быков избрал жанр повести, что даёт ему возможность в небольшом временном пространстве сосредоточить такие «мгновения» нравственной, духовной жизни, в которые герои решают для себя вопросы огромной важности. «Принимаясь за новую вещь, я знаю наверняка, что это будет повесть…. Я не ощущаю тесноты в этом обжитом мною жанре. Я думаю, что это очень ёмкая форм прозы…».

Ещё одна особенность в творчестве В. Быкова отмечается критикой – постоянства конфликт. Он ставит своих героев в такие критические ситуации, которые сразу же выявляют их главную сущность. Отстоять в себе человека, противопоставить, человеческое начало звериной сущности врага, чтобы победить его, - вот та главная моральная задача, которую, так или иначе, решают для себя герои В. Быков.

И ещё одну особенность творчества В. Быкова следует подчеркнуть. «Нет необходимости, - писал критик Ю. Селезнев, - доказывать то, что Василь Быков – писатель современный. Война для него – в прошлом, но её уроки – живое, осязаемое, насущное сегодня».

Одно общее чувство пронизывает все произведения Быкова: «чувство это – от каждого зависит всё! От того, как поступит, как поведёт себя человек на каком – то участке войны, земли,- кажется, что именно от того зависит все и вся в мире». Этим же гражданским пафосом проникнут последняя повесть писателя – «Знак победы», опубликованная в журнале «Дружба народов» (1983 № 3 – 4). Здесь, так же как и в предыдущих произведениях В. Быкова, есть острая ситуация: полиция ломится в хату Степаниды, требуя, чтобы он сказал, куда спрятала бомбу. Она поджигает дом и в пламене гибнет сама. Но главное в повести другое. Рассказывая о жизни Степаниды и её мужа Петрова хутора Яхимовщина, писатель показывает, как сформировалась личность

-4-

Степаниды и откуда у неё, полуграмотной белорусской крестьянки, хватило сил на такой поступок и от куда появилось то духовное превосходство, которое позволило ей не признать над собой власти фашистов, воспротивится их порядку и совершить геройский поступок. Она до всего дошла сама. Никто ей не мог ни помочь, ни подсказать, как бороться. Возможно, со временем с ней связались бы партизаны, и ей было бы легче. Но она осталась одна лицом к лицу с беспощадной и наглой силой. Даже жалкиё Петров был от неё оторван.

За годы Советской власти, а она установилась в этих краях совсем недавно, Степанида успела понять её главную суть, оценить и принять всем своим существом то главное, что принесла Советская власть простому человеку, - уважение к человеческой личности. «На счастье или на беду, она знала, в чём её хватит с избытком, от чего она не отречется хотя бы на краю гибели. За свою трудную жизнь она все – таки познала правду и по крохам обретала свою человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, уже не станет скотом».

Степанид не может сама высказать всё, что думают, наблюдая, как ведут себя враги в её дворе. Но она, воспринявшая народную мораль, понимает, что нарушаются извечные устои человеческого бытия и что её постояльцы сами себя исключают из общечеловеческих обычаев и нравов. Вот как передаёт её мысли автор: «Иногда она слышала о немцах: культурная нация. Может, в чём – либо и культурная, но разве культурная может позволить себе открыто разбойничать, как это делают немцы? Она не читала их книжек, не разбиралась в их высокой политике. Она привыкла судить о большом по малому, о мире – по своей деревне. И она не ошибалась. Она знала, что хорошие люди не поступают подло ни по своей воле, ни по принуждению. Подлость – оружие подлецов. Уже одно то, что немцы пришли на её землю с оружием, значило, что правда не на их стороне. У кого, правда, тому не надобно оружие. Опять же достаточно посмотреть, кто с ним за одно, чтобы понять, кто они сами. До последней своей минуты она не покорится им, потому что она человек, а они звери».