Смекни!
smekni.com

Плутарх. Сулла (стр. 1 из 2)

Работа по предмету: источниковедение. Поиск и анализ произведения:

Выполнил: Анохина М.В.

Уральский государственный универитет им. М. А. Горького

Екатеринбург 2005

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Сулла.

«Гл.1. ХХХI. /…/ тому, кто умертвит осужденного, он назначил награду за убийство – два таланта, даже если раб убьет господина, даже если сын – отца. Но самым несправедливым было постановление о том, что гражданской чести лишаются и сыновья и внуки осужденных, а их имущество подлежит конфискации. Списки составлялись не в одном Риме, но в каждом городе Италии. И не осталось незапятнанными убийством ни храм Бога, ни очаг гостеприимца, ни отчий дом. Мужей резали на глазах жен, детей – на глазах матерей.

ХХХIII. /…/ Он провозгласил себя диктатором, по прошествии ста двадцати лет восстановив эту должность. Было постановлено, что он не несет никакой ответственности за все происшедшее, а на будущее получает полную власть карать смертью, лишать имущества, выводить колонии, основывать и разрушать города, отбирать царства и жаловать их, кому вздумается.»

Введение

Исторический период

Отрывок относится к началу 1 в. н.э., 80-е, 90-гг.

1.2. Сведения об авторе

Автор отрывка, Плутарх - древнегреческий писатель и историк. Плодовитый автор, написал более двухсот книг, посвященных самой разнообразной тематике. Главное сочинение - Сравнительные жизнеописания выдающихся греков и римлян Это 46 «парных» биографий (а также несколько одиночных) знаменитых греков и римлян. Рисуя образы прославленных деятелей Греции (Солон, Фемистокл, Перикл, Александр Македонский и др.), он каждому из них находит параллель в римской истории (Цезарь, Помпеи, Гракхи, Сулла и др.). Благодаря этому труду он и вошел в историю как создатель нового литературного жанра – биографии. Остальные дошедшие до нас многочисленные сочинения объединяются под условным названием Моралии. Всего до нас дошло 22 сравнительных жизнеописания, причем одно из них представляет сдвоенную сравнительную характеристику "Агиса и Клеомена" с "Грацци" и четыре отдельных биографии Артаксеркса, Арата, Гальба и Озо.

Сведения о жизни самого Плутарха содержатся либо в его собственных произведениях, либо в некоторых античных документальных записях. Плутарх родился во 40-м году первого века нашей эры. Город Херонея, откуда он родом, находился в греческой области Беотия. Хотя беотийцы считались людьми невежественными и грубыми, Плутарх происходил из хорошей семьи и получил отличное воспитание и образование сначала на родине, а затем в Афинах. Он быстро стал учёным и уважаемым человеком, бывал в Александрии и Риме, заслужил римское гражданство, читал лекции, возможно, даже обучал будущего императора Траяна, однако большую часть жизни провёл дома. «Что до меня, то я живу в маленьком городе, и чтобы он не сделался ещё меньше, охотно в нём остаюсь», — не без гордости говорил Плутарх.

Земляки избирали его надзирателем за общественным порядком и за городским строительством, распорядителем в жертвоприношениях и играх. Занимал он и высшую городскую должность архонта-эпонима. Император Траян пожаловал ему звание консуляра, а император Адриан назначил его — что, правда, не очень достоверно — прокуратором Ахайи. Плутарх ревностно воспитывал собственных детей и основал в Херонее академию. Судя по всему, он постоянно заботился о том, чтобы общественное мнение связывало его имя только с полезными и высоконравственными делами. «Да я предпочёл бы, — однажды заметил он, — чтобы люди говорили, что Плутарха вовсе нет и никогда не было, чем говорили бы, что Плутарх человек непостоянный, легкомысленный, раздражительный и вспыльчивый, мелочно мстительный, злопамятный…»

В возрасте около пятидесяти лет Плутарх, как он пишет о себе в трактате «Надо ли старику заниматься политикой», оказался пожизненно избран жрецом дельфийского святилища Аполлона. Исполнением жреческих обязанностей он снискал себе ещё много почёта.

В 1877 году в Дельфах найден постамент с надписью, свидетельствующей о том, что здесь некогда была воздвигнута статуя Плутарха. Мраморная голова, затем обнаруженная поблизости, вполне возможно, принадлежала этой статуе.

1.3. Источник

Источник взят из «Сравнительных жизнеописаний» (в другом варианте - «Параллельные жизнеописания»), самого знаменитого сочинения автора. Двадцать три пары биографий греческих и римских героев: например, «Александр и Цезарь», «Демосфен и Цицерон». Приведенный здесь отрывок принадлежит главе «Сулла», 31-й и 33-й ее частям.

1.4. Незнакомые термины

Незнакомых терминов в данном отрывке мне не встречалось, за исключением определения, на которое стоит обратить внимание, - «талант» (греч. TALANTON, букв. - вес, весы), означающее самую крупную весовую и денежно-счетную единицу Др. Греции, Египта, Вавилона, Персии и ряда областей М. Азии.

1.5. Насколько полон или ограничен источник

Нередко можно услышать фразу «Ты словно сошел со страниц Плутарха». И в то же время совершенно противоположную фразу – «Врет как Плутарх». По словам сведущих, биограф писал о великих, но не всегда достоверно. Причем, масштабность личности, описываемой историком вовсе не означала его положительность. У Плутарха наблюдается много неточностей. Но он при составлении своих биографий стремился в первую очередь не к исторической достоверности, а к тому, чтобы описанные им лица могли служить иллюстрациями нравственных принципов, все равно достойны они порицания или восхищения. Плутарх прямо пишет, что не намерен писать подробную историю.

Жан Воден, к примеру, обвиняет Плутарха не только в незнании, но также и в том, что этот автор часто пишет о вещах невероятных, (как то: неправдоподобный рассказ про поимку спящего сатира в лесу Нимфея, которого привели к Сулле. На вопросы, существо отвечало конным ржанием, за что было прогнано. (Гл. 27) Или же многочисленные рассказы про предзнаменования в виде то тут, то там разверзшихся небес, либо земли и прочих мистических явлений. Немало сомнительных моментов у Плутарха и в вопросах войны и политики) от начала до конца выдуманных, что Плутарх изображает вещи не такими, каковы они в действительности, это было бы не очень серьезным упреком, ибо то, чего мы не видели своими глазами, мы берем из вторых рук и принимаем на веру, и в действительности можно заметить, что Плутарх иногда сознательно рассказывает один и тот же эпизод различным образом. Плутарх и впрямь не хотел ни сам признавать невероятных вещей, ни побудить нас верить в них, за исключением тех случаев, когда дело касается вещей, принимаемых из уважения к древней традиции или из почтения к религии. Что же касается слов "говорят, будто", то нетрудно убедиться, что Плутарх употребляет их не с целью заронить в нас сомнение, приводит примеры событий, случавшихся в его время, в которые еще труднее поверить.

На мой взгляд, источник, хоть и не обладает где-то фактической конкретикой, местами не совпадает в фактах с другими источниками, тем не менее он достаточно полон для изучения, спорные моменты встречаются лишь изредка в мелких деталях. Тем более, что Плутарх является едва ли ни единственным автором подробного описания жизни Суллы, а все остальные зарисовки тоже записаны с чьих-то слов, в связи с чем о достоверности здесь судить сложно.

1.6. Вывод

Взятый из «Сравнительных жизнеописаний» древнегреческого историка, автора описательного жанра - биография - Плутарха отрывок 31-й и 33-й глав биографии римского полководца Суллы содержит относительно достоверное воссоздание кровавого и жестокого захвата в 1 в. до н.э. известным политическим деятелем и полководцем Рима и провозглашения Суллой самого себя диктатором. Источник изобилует новыми терминами, частично взятыми из языка оригинала, в котором автор постарался отразить описываемый им период времени. Источник не вполне достоверен, однако большое количество произведений Плутарха, охватывающих достаточно большой период времени может объяснить его некоторые недостатки.

2. Основная часть

2.1. Аспект анализа источника

У Плутарха есть фигуры легендарные, мифологические, но большинство — конкретные исторические лица.

В «Жизнеописаниях» Плутарх создает идеальную картину, ставшую канонической, исторической древности Греции и Рима. Плутарх подходит к биографии не как ученый фактограф, а как моралист: поэтому он прежде всего выделяет основные черты нравственного облика своих героев, постепенно развертывающиеся в разных ситуациях его жизни, а затем группирует вокруг этого стержня свой материал. Получается своеобразный психологический этюд на биографическом материале, скорее напоминающий о «Характерах» Феофраста, чем о традиционном типе биографии. Такой моралистический подход придает персонажам Плутарха законченный пластичный, хотя во многом и условный облик, а изложению Плутарха — повествовательную последовательность и связность, подкрепляемую традиционным для диатрибы ассоциативным сцеплением мыслей.

Моралистический подход подчеркнут парным подбором греческих и римских биографий: краткое вступление к каждой паре биографий обычно намечает общие черты облика героев, более подробное заключение («сопоставление» - жанр, хороню разработанный и риторических школах) —их индивидуальные отличия. Моралистический подход в сочетании с культом полисной древности порождает возвышен но-идеализированную трактовку героев: даже немногим одиозным персонажам (Демотрий, Антоний) придан импонирующий размах страстей. По существу, Плутарх решал ту же проблему монументально-сентиментального изображения старины и ее актуального переосмысления, какую на сто лет раньше в Риме решал Ливий.

Что касается Суллы, у Плутарха он изображен честно и бесстрастно, отчего выводы о достоинствах и недостатках читатель может делать сам. Читая «Суллу», можно проанализировать, что, как и все тираны, Сулла был человеком высокомерным, непостоянным и бесчеловечным. С многочисленными друзьями был весел и общителен, но хитер и харизматичен, отличался необузданностью в страстях, что делало характер его правления неоднозначным. Примечательно высказывание Карбона, о том, что, воюя с жившими в душе Суллы лисицей и львом, он больше терпел от лисицы. В целом повествование захватывает простотой изложения и живостью языка, которым оно написано.