Смекни!
smekni.com

Национальное собрание Республики Беларусь – представительный и законодательный орган (стр. 4 из 5)

После вступления в силу законов об изменении и дополнении Конституции новые нормы становятся неотъемлемой частью Основного Закона и имеют такую же юридическую силу, как и иные конституционный положения. Таким образом, законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию в иерархии правовых актов стоят на одном уровне с Конституцией, что однако не исключает проверки их конституционности Конституционным Судом.

Такую же юридическую силу, надо полагать, имеют и законы о введении в действие указанных законов. Этот ввод можно сделать исходя из того, что нормы о порядке вступления в силу действующей реакции Конституции включены непосредственно в ее текст. Таким образом, в Конституции проводится тезис о равной юридической силе первичных правовых норм и норм, определяющих порядок их введения в действие.

Кроме законов об изменении и дополнении Конституции, в Основном Законе выделяются законы о толковании Конституции. Эти законы применяются в таком же порядке, как законы об изменении и дополнении Конституции, за исключением того, что к процедуре принятия законов о толковании Конституции не предъявляется требования, установленные статьей 139 Конституции. Конституция специально не оговаривает место указанных законов в иерархии нормативно правовых актов, хотя есть основания полагать, что по своей юридической силе они идут в след за Конституцией. Думается, было бы оправдано закрепить это в Законе «о нормативно правовых актах Республики Беларусь».

Представляется интересным использование в статье 140 Конституции, «акт о толковании Конституции». Трудно представить, чем руководствовались в данном случае авторы проекта Конституции, поскольку из статей 97 и 98 усматривается, что Парламент принимает законы о толковании Конституции. И это логично, поскольку даже толкование любого иного закона согласно пункту 2 части первой статьи 97 Конституции осуществляется посредством принятия законов. Вместе с тем во избежание двусмысленности понимания термина «акт о толковании Конституции» в разрабатываемом проекте Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь» было бы целесообразно предусмотреть, что формой акта о толковании Конституции является закон.

В качестве еще одного вида законов можно выделить програмные законы. К числу программных законов часть четвертая статьи 104 Конституции относит законы об основных направления внешней и внутренней политики Республики Беларусь, и о военной доктрине Республики Беларусь. Даные законы также принимаются большинством голосов. Конституция прямо не устанавливает приоритета программных законов перед иными законами, хотя установление было бы в полне естественным. Сам термин «программный закон», а также предусмотренный Конституцией предмет их правового регулирования подчеркивают, что эти законы должны определять основной вектор государственной политики, в русле которой развивается текущее законодательство. Большая юридическая сила программных законов по сравнению с обычными законами предполагается и исходя из усложненной процедуры их принятия, хотя оптимальным было бы закрепление такого подхода на законодательном уровне.

Следующие видом законов являются иные, кроме вышеназванных, законы. Эти законы принимаются Национальным собранием по обычной законодательной процедуре направлены на правовое регулирование различных сфер общественных отношений. По процедуре принятия Парламентом можно выделить три разновидности законов:

Законы, принятые Палатой представителей и одобренные Советом Республики (часть вторая ст. 100 Конституции Республики Беларусь) законы, принятые Палатой представителей и не рассмотренные Советом Республики в установленные Конституцией сроки (часть четвертая ст. 100 Конституции); законы принятые Палатой представителей по требованию Президента либо по его поручению Правительства, если согласительной комиссией не принят соглашенный текст законопроекта (часть первая ст. 100 Конституции).

В Конституции содержится упоминание об отдельных правоотношениях регулирование которых производится законом. Это вопросы проведения выборов, гражданства, статуса столицы и т.д. кроме того, примерный круг законодательного регулирования очерчен в пункте 2 части первой статьи 97 Конституции. Приведенный там перечень вопросов по которым Парламент в праве принимать законы, достаточно широк. Это утверждение республиканского бюджета, ратификация международных договоров, установление республиканских налогов и сборов, принципов осуществления отношений собственности и многое другое. Вместе с тем этот перечень не является исчерпывающим, что может порождать споры относительно целесообразности выбора той или иной формы правового акта.

Надо полагать, при решении вопроса о необходимости принятия закона следует исходить из подходов содержащихся в Указе Президента Республики Беларусь от 4 марта 1999 г. №99 «О некоторых вопросах законопроектной деятельности в Республике Беларусь». Пунктом 2 которого предусмотрена, что форма закона используется в том случае, если такие отношения невозможно регламентировать иными нормативными актами. Таким образом, Глава государства ориентирует на то, чтобы законом регулировались лишь наиболее значимые, фундаментальные общественные отношения, носящие долговременный характер.

Среди законов особое место занимают кодексы, которые являются базовыми законами в соответствующей отросли права. Однако включение в кодексы положений о большой юридической силе этой категории законов представляется небесспорным. Поскольку такая норма уже содержится в новом Гражданском кодексе данная проблема может быть решена путем рассмотрения вопроса о конституционности указанной нормы Конституционным Судом.

Вопрос о соподчиненности законов и актов Президента я рассматривать не буду. Что касается соотношения законов и иных нормативных актов, то приоритет закона здесь неоспорим. Это совершенно определенно усматривается в части четвертой статьи 116 Конституции.

Кроме законов, палаты Национального собрания принимают постановления. Среди правоведов нет единого мнения относительно того, могут ли постановления палат парламента нести нормативный характер. Совершенно очевидно, что подавляющее большинство постановлений палат не являются нормативными. Согласно ст. 104 Конституции постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и конкретного характера. относительно постановлений Совета Республики Конституция не содержит подобного указания, хотя нормативность большинства из них обусловлена конституционным полномочием этой палаты.

Однако, исходя из Конституции, могут иметь место случаи, когда постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания носят нормативный характер. К таким можно отнести постановления об отмене временных декретов Президента, а также постановления о принятии, изменении и дополнении регламентов палат. На регламентах палат следует остановится особо. Их нормативность не вызывает сомнений, по сколько регламент по своей сути является собранием парламентских процедур. Думается, не правы те государствоведы, которые пытаются приуменьшить юридическую значимость регламентов палат. Порядок деятельности Палаты представителей и членов Совета Республики регулируется регламентом на основании Конституции. Исходя из этого, правила регламентов, касаются организации работы палат Парламента, по нашему мнению, должны быть обязательными для всех участников законодательного процесса.

Анализ конституционных норм (в частности ст. 116 и 137) приводит к выводу, что по своей юридической силе постановления, как правило, стоит ниже законов, а так же декретов и указов Президента. Что касается их соотношения с иными правовыми актами, то провести такое сравнение невозможно или, весьма затруднительно. Постановления палат принимаются исключительно по вопросам компетенции палат и не вторгается в сферу компетенции иных государственных органов, равно как и иные органы, за исключением главы государства, не вправе вмешиваться в правовое регулирование вопросов внутренней организации н парламентской деятельности. Исключение из указанного правила является те случаи, когда из смысла Конституции, безусловно, вытекает особая юридическая сила решений палат Парламента. Это касается отдельных вопросов исключительной компетенции палат, в частности отмены временных декретов Президента и некоторых других. Надо полагать, что такие постановления, принятые в случаях, предусмотренных Конституцией, и с соблюдением установленной процедуры, имеют большую юридическую силу по сравнению со всеми иными правовыми актами, в том числе актами главы государства, поскольку должны исполнятся даже в случаях коллизий их с последними.

И, наконец, следует упомянуть об обращениях, декларациях и заявлениях Палаты представителей, которые принимаются постановлением палаты и сами не содержат правовых норм.


Заключение

Цель Парламента в государстве состоит в том, чтобы посредством представительства достойных избранников из народа отображать волю народа и своей нормотворческой деятельностью улучшать жизнь общества, а также быть сдерживающим противовесам для других ветвей власти.

В свете теории разделения властей Парламент это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении государственной власти. Законодательные полномочия образуют главную часть компетенции парламента. Реализация данной функции занимает зачастую наибольшее место в деятельности Парламента, ибо исключительно законом определяются права и свободы человека и гражданина, государственное устройство, упорядочиваются важнейшие блоки общественных отношений, регламентируется юридический режим собственности и т.д.