Смекни!
smekni.com

О стиле Исаака Бабеля ("Конармия") (стр. 2 из 2)

Образ пути - линейного, вытянутого пространства - тоже представлен в "Конармии" "расщепленным", расчлененным на продольные части - "пластинки", "нити", "струи", "струны", "линии", "жилы". Акцент на "разбитости" и неясности дороги усиливается здесь постоянно возникающим мотивом "вдруг", мотивом внезапности, реализуемым - чаще всего - соответствующим глагольным рядом, семантика которого - краткость и отрывочность пути ("лопнуть", "всхлипнуть", "взвизгнуть", "сжаться", "вздрогнуть", "задохнуться", "броситься", "впрыгнуть" и пр.).

Указания на подобный - "динамически-застывающий", "динамически-статуарный" принцип построения поэтики, вытекающий из бабелевского стиля, где тенденция разрушения и разлома оказывается подчеркнуто интенсивной, - тоже рассосредоточены в тексте "Конармии". Автор постоянно фиксирует внимание на отдельных "слагаемых", "единицах", "случаях", сопровождаемых жестокой и - более того - агрессивной тональностью ("черепки посуды", "разрезанные пополам иконы", "вырванная борода", "раздавленный фитилек", "расцарапанное лицо", "мать в революции - эпизод" и т.д.) 1 .

Наконец, принцип "рассечения" и "дробления", столь существенный в разносоставном, антиномичном стиле Бабеля, - рождает и такое характерное его проявление, как мотив "спутанности", "кружения", "изгиба", "плутания", включающийся в образ остановленного движения. Постоянно формируясь в тексте "Конармии", он же "исполняет" роль бабелевских словесных стилевых знаков: "петляли и описывали круги"; "звезда плутала", "загнан в комнату", "выехали на вспаханное поле без дороги", "круги польского разгрома". И еще: "Волынь вползает на цветистые пригорки и ослабевшими руками путается в густых зарослях хмеля"; "Збруч шумит и закручивает каменистые узлы своих порогов"; "мы крутимся по гулкому зданию с оплывающим воском в руках <...> Мы кружимся и ищем" (II, с.10); "я кружу по Житомиру и ищу робкой звезды" (II, с.29); "<...> мы остались одни и до вечера мотались между огневых степей" (II, с.45); "обоз тягуче кружился по Бродскому шляху" (II, с.84); "войска наши дрогнули и перемешались" (II, с.128).

Итак, "рассыпанная" и "спутанная" структура "Конармии", проистекающая из закона гротескной антиномии ("гротескной алогизации" - М. Бахтин), оказывается наполненной специфической художественной содержательностью. Она воспринимается (особенно в контексте прозы А. Платонова, Л. Добычина, Б. Пильняка, Ю. Тынянова, Д. Хармса) как концепция изувеченного, сломанного, деформированного мира. Мира, где, при нарушении устоявшихся, старых связей, - новые предстают как ложные и аномальные - они строят "перевернутый", абсурдный мир, "мир наоборот", "антимир" ("секущий дождь", "исковерканный городишко", "истаявшие лица", "опаленная земля"). В результате, в "Конармии" конструируется картина, напряженнейший тон которой (он усиливается тенденцией живой жизни - природы, духовности - подавляемыми в тексте книги) выражает безмерное, апокалиптическое потрясение, ощущение катастрофы, состояние "предконца" ("сердце мое, обагренное убийством, скрипело и текло" - II. с.34). В вопиющих рассекновениях и разломах живого мира, в "парадоксальном объятии" контрастных линий, складывающих бабелевский стиль, - сосредоточен пафос тревоги и предупреждения (самим стилем!) об опасности. Предупреждения - еще тогда (в 1923 - 1924 годах!) - о насилии и агрессии, принесенными войной и несовместимыми для Бабеля с необходимой ему идеей "человечной революции" (неслучайно один из ключевых образов повести - это образ "рук, рассекающих вселенную").

Богатые эстетические истоки "Конармии" (русская и французская литературная классика, литература Ренессанса - Рабле, Данте; еврейская культура; авангардистская, в частности, - абсурдистская проза XX века) - проливают свет не только на неодномерный состав стиля Бабеля и на его структурную закономерность (созидание-разрушение). Стиль Бабеля, с его поразительным по своей силе контрапунктическим ядром, говорит о нем как об оригинальнейшем художнике 20-х годов, положившем начало "русской литературе "абсурда", чья поэтика парадоксов и деформаций строила - многими стилевыми путями - образ разрушающегося, анормального, абсурдного мира.

Список литературы

1. Видимая антиномичность разного типа - это свойство стиля художников именно XХ века, с их устремленностью к формам новым - сложным, смешанным, синтетическим, подчеркнуто авангардным, способным раскрыть образ сдвинувшейся, смещенной, "наоборотной" реальности. См.: Эйдинова В. Дуалистическая природа стиля О. Мандельштама (проза поэта); Пресняков О. От личности автора к его стилевой структуре // XX век. Литература. Стиль (стилевые закономерности русской литературы XX века. 1900 - 1930 гг.). Вып.1. Екатеринбург, 1994.

2. Некоторое приближение к природе стиля Бабеля ( и к его двойственной сущности, и к его дробному характеру) мы находим в работах Вяч. Полонского ("книга, где живут рядом, изредка соприкасаясь и как бы застывая в этом противоестественном сплетении - два мира"); А. Воронского ("Конармия" как "потухший костер", "под пеплом - горячие угли"); Л. Поляк ("мир Бабеля - мир рассыпанных вещей"); Н. Драгомирецкой ("в "Конармии" намечено противоречие, которое только называется и словно бы застывает"); Г. Белой ("В многоголосости его прозы - нерасторжимое единство патетики и скорби, лирики и иронии, любви и ненависти").

3. Бабель И. Дневник (конармейский) // Бабель И. Соч.: В 2 т. М., 1992. Т.I. С.384. В дальнейшем в тексте статьи указываются том и страницы данного издания.

4. Бабель И. Из планов и набросков к "Конармии" // Из творческого наследия советских писателей: Литературное наследство. М., 1965. Т.74. С.496.

5. Бабель И. Конармия // Бабель И. Соч.: В 2 т. М., 1992. Т.II. С.16. В дальнейшем в тексте статьи указываются том и страницы данного издания.

6. Литературное наследство. Указ. соч. С.495.

7. См.: Малкова В. Образ движения в прозе И. Бабеля ("Конармия") // Тезисы Всероссийской научной студенческой конференции. Новосибирск, 1991.

Примечания

1 Данные ключевые стилевые моменты (отдельность, осколочность!) тоже выстраивались в материалах к "Конармии" (и в "Дневнике", и в "Набросках"): "Передать дух разрушенного Люшнева"; "Куртку Ивана заливает кровь - описать раненого"; "История с евреем, которому поляки запускали под ногти булавки, обезумевшие люди"; "рассказ о Левке, о том, как он плетил соседа Степана, обижавшего население". Или: "описание боя: пыль, солнце, детали, подробности, затем у нас на тачанке - мертвецы"; "главу о Бродах - отдельными отрывками"; "короткие главы, насыщенные содержанием"; "по дням, коротко - драматически"; "описать каждую сестру - отдельно"; "форма эпизодов" и т.д.