Смекни!
smekni.com

Тема победы в древнерусской литературе (стр. 1 из 3)

Г.Ю. Филипповский

На всем пространстве средневековой русской литературы, начиная со «Слова о Законе и Благодати» (Илариона, первого русского митрополита, перв. пол. XI в.) и «Повести временных лет» (XI-XII вв.), тема борьбы мирового Добра и Зла и духовной победы добра над злом сочетается с темой защиты Русской Земли, военной победы над ее недругами. В программном «Слове» - похвале князьям Владимиру и Ярославу, строителям новой христианской Руси, вошедшей отныне в мировую семью христианских народов, Иларион славит «великого кагана нашеа земли Володимера, вънука стараа-го Игоря, сына же славнааго Святослава, иже въ своа лета владычествующе, мужь-ствомъ же и храборъствомъ прослуша въ странахъ многах, и победами и крепо-стию поминаются ныне и словуть» [1]. Тут же автор «Слова» возглашает: «Христос победи! Христос о доле! Христос въцарися!», а в написанном им «Исповедании веры» Иларион, следуя средневековому представлению о Христе как Царе Царей, говорит о нем: «…Яко победитель Христос, царь мой…» [2]. Составители «Повести временных лет», литературно-исторической эпопеи ранней Руси, нередко использовали лексемы «победа», «победить», рассказывая о деяниях старых князей, но, начиная с Владимира и Ярослава, вводили эти слова в контекст христианской победы над сатанинскими силами Зла. Так, в статье 988 года о крещении Руси князь Владимир говорит: «Призри на новыя своя,… мне помози, Господи, на супротивного врага, да на-деюся на тя и на твою державу, побежаю козни его» [3]. В похвале духовному строительству Ярослава под 1037 год автор «Повести временных лет» замечает: «И радовашеся Ярослав, видя многи церкви и люди крестьяныи зело, а врагъ сетоваше, побежаемь новыми людьми крестьяными» [4].

Не случайно и Иларион в своем «Слове», и составители «Повести временных лет» сравнивали князя Владимира с Константином Великим, первым христианским императором Рима: «По-добниче великааго Константина, равно-умне, равнохристолюбче…» [5]; «Се есть новы Костянтинъ великаго Рима, иже крести вся люди своа самъ, и тако сий створи подобно ему» [6]. Современник Константина первый историк христианской церкви епископ Кесарии Евсевий Памфил (IV в.) в своей «Жизни блаженного василевса Константина» подробно описывает обстоятельства победы над язычником Максенцием (312 г.), принятия Константином христианства как официальной религии Римской империи, чудесного знамения и видения лабарума со словами «Сим победиши» − креста с монограммой Христа: «Явившееся знамение - символ бессмертия и торжественный знак победы над смертью, которую одержал Он, когда приходил на землю» [7]. Здесь нужно видеть истоки темы христианской победы в средневековой русской литературе и культуре.

Ведущий русский медиевист ХХ века академик А.С.Орлов в своей монографии 1945 года «Героические темы древней русской литературы» писал: «Влияние церковных памятников на все виды европейской литературы средневековья было настолько сильно, что его не приходится игнорировать. В «светской» письменности оно сказывалось, начиная от языка и поэтики и кончая идеологическим осмыслением изображаемого. Это церковное воздействие на светское повествование началось еще в византийской литературе и, благодаря церковному авторитету Византии для Руси, отразилось в нашей «светской» книжности… Средневековое русской повествование полно героическими сюжетами в обоих своих руслах - в церковном и светском, такими сюжетами, в которых деяния изображаются как труд и подвиг, направленные к общему благу народа, согласно пониманию его в феодальную эпоху жизни государства» [8]. Сразу стоит сказать, что ярче всего героический мотив победы в древнерусской литературе и культуре нашел отражение в эпоху Владимирской Руси XII века, в княжение Андрея Бого-любского. Тогда в 1164-1165 гг. была сделана попытка установления церковно-государственного праздника Победы по следам победоносного похода на волжскую Болгарию. Одновременно этот праздник, 1 августа, был посвящен Спасу и Богородице, а также Кресту (Происхождение Честного и Животворящего Древа Креста Господня). Праздник был установлен в воспоминание о крещении Руси князем Владимиром Святославичем. Лично Андреем Боголюбским было составлено особое «Установление» о введении нового церковно- и военно-государственного праздника, его книжниками написаны «Сказание о победе над волжскими болгарами и празднике 1 августа Спаса и Богоматери», «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери», а также «Житие» Леонтия Ростовского как новых покровителей Владимирской державы Андрея Боголюбско-го [9]. В произведениях речь идет о победе одновременно Андрея Боголюбского над волжскими болгарами и византийского императора Мануила Комнина над сарацинами при помощи икон Богородицы, Спаса и Креста, которые носили перед войсками. Сам праздник 1 августа следовал традиции византийского императорского праздника, римского военно-политического календаря, со времен Константина, включавшего тему «победного Креста»: «Победоносный явися пресвятый Крест живодавца Христа съвыше бесомь въсе множество отгоняя варварское шатание и победителя явлея царя нашя» [10]. Сохранились выносные двусторонние иконы Владимирской Богоматери и Спаса Нерукотворного XII века, на обороте которых изображение Креста, причем на обороте иконы Спаса Нерукотворного - композиция «Никитирион» -

«Поклонение победному Кресту». Несомненно также, что на литературные тексты Владимирской Руси 60-х гг. XII в. повлияло переводное византийское по происхождению «Сказание о явлении Честного Креста и о Победе», сохранившееся в древнерусской рукописной традиции второй редакции русского Пролога, появившейся в XII веке [11]. Сказание это, безусловно, создано в Византии в связи с военно- и церковно-государственной традицией IV века, времени Константина Великого, истоков государственного христианства. Этой же традиции пытался следовать в середине XII века на Руси князь Андрей Боголюб-ский. Даже краткая начальная редакция «Жития Леонтия Ростовского» [12], созданная владимирскими книжниками князя Андрея (возможно, при его участии), включает в качестве центрального эпизод победы епископа Леонтия и клира Ростовского Успенского собора над местными язычниками. Как рассказывает «Житие», они угрожали убить епископа и выступили против него с камением и дрекольем. Но Леонтий не растерялся, собрал клир собора и в полном облачении, с крестами, иконами, хоругвями, всеми атрибутами Силы Божией, выступил против беснующихся язычников и одержал победу - язычники пали замертво при виде Крестного воинства. Затем епископ Леонтий их воскрешает к новой христианской жизни.

Неудача с введением военно- и цер-ковно-государственного праздника Победы 1 августа в эпоху Андрея Боголюбского была отчасти связана с резкой запретительной реакцией византийского патриарха Луки Хризоверга [13], частично - с поражением войск Андрея Боголюбского под стенами Новгорода в 1170 году. Убийственным для престижа Владимирской Руси и ее князя было то, что победа новгородцев была мотивирована заступничеством иконы Богородицы Знаменье (так стали отныне называть эту чудотворную выносную двустороннюю сохранившуюся доныне прославленную икону). Сказание об этой иконе (краткое летописное конца XII века и пространное - как часть пространного «Жития архиепископа Иоанна» XV в.) рассказывает, что стрела суздальцев попала, поранив лицо Богородицы на иконе, - Богородица расплакалась и наказала нечестивых суздальцев, принеся им поражение. Пострадал не только военный, но и духовный престиж Андрея Боголюбского, что вкупе с иными причинами вскоре привело его к краху. И если победные мотивы в текстах Владимирской Руси XII в. о Владимирской иконе Богоматери привели к появлению новой темы ее победы в московской повести XV века о Темир-Аксаке (иконе приписано спасение Москвы от Тамерлана), то победные мотивы кратких сказаний о чуде иконы Богородицы Знаменье XII в. сделали новые новгородские версии XV в. сказаний об этой иконе (в частности в «Житии архиепископа Иоанна») знамением сопротивления силе Москвы (для новгородцев это были по-прежнему суздальцы) [14].

Мотив христианской победы в первом русском святительском житии Леонтия Ростовского, начальная краткая редакция которого возникла в 60-е гг. XII в., в качестве образца и предшественника восходит к тексту Несторова «Жития Феодосия Печерского» конца XI-начала XII вв. Своеобразный поединок отрока Феодосия, ментальность и устремления которого совпадают с евангельским принципом «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18. 36), с матерью, воплощающей страстное, земное начало - символическое столкновение, противоборство христианства и язычества, - заканчивается победой Феодосия, христианского начала: мать из любви к сыну уступает, принимает христианство и поселяется в ближайшем к Феодосиевым пещерам женском монастыре. Кстати, в текстах жития Леонтия Ростовского, жития Феодосия Печерского присутствуют многие эпизоды прямых текстовых влияний. Жития Борисоглебского цикла XI-начала XII утверждают духовную победу христиан-страстотерпцев св. братьев Бориса и Глеба над окаянным братоубийцей Святополком. Впервые в русской литературе тема военной победы как Божьего

Суда звучит в финале «Повести об ослеплении князя Василька Ростиславича», принадлежащей перу древнерусского писателя Василия и включенной им в Мо-номахову редакцию «Повести временных лет» под 1097 г. Речь идет об эпизоде битвы на Рожни, где встретились на поле войска невинно пострадавшего князя Василька, его брата Володаря Ростислави-чей и злодея крестопреступника Свято-полка. Ведущей, как и в повести в целом, выступает тема Креста: начинается произведение сценой клятвы князей на кресте в символическом по названию городке Любече, клятвы в любви, мире и согласии, которая вскоре нарушается Святополком и Давидом, заманивающим и ослепляющим теребовльского князя Василька Ростиславича. Лейтмотив Креста (противопоставленный образу-символу ножа как олицетворения Зла), пройдя через всю повесть, звучит и в финальном эпизоде развязки, где Василько поднимает крест: «И межи нами буди хресть сий честный» [15] - да рассудит нас Крест. Происходит Суд-битва, в ходе которой автор говорит о чуде - видении Креста над битвой: «И поидоша обои противу собе к боеви, и съступишася полци, и мнози человеци благовернии видеша крестъ на Василковыми вои узвышься вельми». Знамение свыше предрекает победу Васильку и поражение крестопре-ступнику Святополку, что и происходит затем: «Брани же велице бывши и мно-гымь падающим от обою полку, виде Святополкъ, яко люта брань, и побеже, и прибеже к Володимерю. И Володарь же и Василко, победивша, стаста ту». Как и впоследствии в текстах времени Андрея Боголюбского середины XII века, мотив военной победы в повести о Васильке сочетается со знамением креста, восходя с точки зрения традиции, в том числе литературной, к византийскому «Сказанию о явлении Честного Креста и о победе силы Божия». Мотив военной победы, как некогда в сюжете IV в. о Константине Великом, соединяется органично с мотивом победы христианской, в «Повести о Васильке» они трансформируются в классический, уже чисто литературный мотив преступления и наказания, столь хорошо впоследствии известный по роману Ф.М. Достоевского. Здесь, на рубежах XI-XII веков, - истоки русской литературы, ее возникновение и формирование, а мотив победы принял в этом процессе самое непосредственное и весьма важное участие.