Смекни!
smekni.com

Тургенев (стр. 1 из 4)

Романы Тургенева "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "От цы и дети", "Дым", "Новь" - художественная летопись жизни русскогонарода на протяжении почти полувека. Романы Тургенева - это "куски жизни", без грубых приключений, без "приёмов феерии". В них занима тельность сведена к минимуму и максимально усилены элементы соци альный и психологический. И прав Мопассан, когда особо подчёркива ет, что "Тургенев следил с бескорыстной страстью художника за раз витием и распространением революционной доктрины, которую он пред угадал, распознал и сделал общеизвестной". Не случайно романы Тур генева и в России и за рубежом воспринимались как художественныйкомментарий к русским революционным событиям пореформенной России.

Роман "Дым" возник из полемики Тургенева с революционной эми грацией в 60-х годах и свидетельствовал о критическом отношении пи сателя к русской прогрессивной молодёжи, представители которой в тегоды учились в Гейдельберге и находились под влиянием идей Герцена и Огарева. Этот роман был задуман, как произведение на тему о сос тоянии русского общества и общественной мысли. "Дым" был начат пи сателем в конце 1865 года и закончен в январе 1867 года. После "Ды ма" в творчестве Тургенева-романиста наступает пауза. "Дым" резко отличается от более ранних произведений писателя. В романах Турге нева проходят, сменяя друг друга, представители общественных нап равлений своего времени - Рудин, Лаврецкий, Инсаров, Базаров, Неж данов. Главный герой "Дыма" Литвинов не становится в ряд с этими своими собратьями. Даже в самом романе он не занимает такого места, как перечисляемые выше персонажи в произведениях, им посвящённых: в"Дыме" Литвинова заслоняет Потугин. Это наблюдение позволяет сде лать вывод, что "Дым" - скорее роман антипатий, чем симпатий.

После "Дыма" интерес Тургенева к общественно-политической тема тике не ослабел. Напротив, в условиях общественного подъёма писа тель пытается постигнуть смысл политических событий, происходящих в России. Стремление запечатлеть характерные черты деятельности ран них народников привело Тургенева к созданию романа "Новь". Над этим романом писатель работал шесть лет (с 1870 по 1876 года) , он был напечатан в журнале "Вестник Европы" за 1877 год. "Новь" был шестым и последним романом Тургенева-романиста. В романе "Дым" изображены два лагеря русского общественного движения пореформенной эпохи: лагерь Губарева и лагерь Ратмирова.

Тургенев весьма скептически оценивает деятельность сторонников того и другого.

Живя в Бадене, Тургенев имел возможность наблюдать героев для своего романа. Уже с первых страниц романа мы встречаем карикатурные образы отдыхающих бездельников. Первыми предстают перед нами члены Губаревского лагеря, в котором процветают пустые словопрения. Бам баев, "человек хороший из числа пустейших ... Вечно без гроша в кармане и вечно от чего-нибудь в восторге". И Ворошилов, молодой человек с серьёзным лицом, дороживший одними "сливками" образован ности, любящий упомянуть, хотя бы и некстати фамилии учёных знаме нитостей, ошеломляя неискушённых слушателей. А вот и Матрёна Семё новна Суханчикова, эмансипированная дама, странствующая из края в край, сочиняющая всякие небылицы и говорящая обо всех и обо всём с ожесточённым увлечением. Да и сам Губарев, "господин наружности почтенной и немного туповатой", постоянно расхаживающий среди галдящих сообщников и произносящий многозначительное: "Ммм". Этого "руководителя" мы повторно встречаем также в конце романа, вернувшимся в Россию и ставшим "помещиком-Держимордой". Биндасов и Пищалкин - две разновидности гоголевского Ноздрёва - дорисовывают карти ну Губаревского кружка, для которого Тургенев не пожалел сатирических красок.

Однако Губаревцы не заняли центрального места в романе. Турге нев считал главным удар по лагерю генерала Ратмирова. И в этом он был прав. Биография Ратмирова, рассказанная в сатирической тональности, пикник молодых генералов в Баден-Бадене, саркастически изображённая сцена магнетизирования рака, в которой принимает участие сановная знать, - всё это даёт основание утверждать, что Тургенев со злой иронией отзывался о чопорности и мнимом величии "особ высшего общества и со значительным весом". Писатель не считал необходимым изображать индивидуальные характеры молодых генералов, он предпочёл различать этих внутренне ограниченных людей по внешним признакам: "тучный генерал", "подслеповатый и желтоватый генерал", "раздражительный генерал". В образе красавца Ратмирова "гибкого и липкого", метящего в "государственные мужи", лицемерно говорящего о прогрессе как "проявлении жизни общественной", современники узнавали портреты и крепостника-усмирителя генерал-губернатора Альдебинс кого, и генерал-адьютанта Ахматова, который слыл учтивым, но засекал на следствиях крестьян, не возвышая голоса и не снимая перча ток. Не лучше генерала Ратмирова и его коллеги: "тучный генерал", рекомендующий прогресс с помощью насилия ("вежливо, но в зубы") ; генерал "раздражительный", заботы которого о просвещении выражаются в издевательском совете печатать в журналах только "таксы на мясо, или на хлеб, да объявления о продаже сапогом да шуб"; генерал "снисходительный", заклинающий не позволять "умничать черни" и ввериться "аристократии". Сама же аристократия, "сливки" высшего света, кочующая по курортам Европы, изображена в романе "Дым", как сборище скучающих паразитов, проигрывающих "в четверть часа за зелёным столом" трудовой вымученный оброк полутораста крестьянских семейств (князь Коко) . Как и главному герою Литвинову в заключении романа, автору в этот период кажется "дымом всё, собственная жизнь всё людское, особенно всё русское". Даже западническая проповедь Потугина, не случайно изображённого несчастным и одиноким неудачником, в конце концов также подвергается сомнению. И она (проповедь) тоже - "дым, дым и больше ничего".

В ту пору Тургенев не видел в России сил, способных противостоять реакции и возглавить движение общества по пути прогресса. В то время он находился в изоляции от передовой русской общественности и потому в романе ярко просматриваются скептицизм и уныние. Мы не видим здесь демократической, любящей народ молодёжи; персонажи Литвинов и его невеста Таня, милая, простая, умеющая прощать девушка, мало похожая на смелых и сильных характером героинь других тургеневских романов, приятные молодые люди, но они не увлекают за собой ни героев романа, ни читателя.

Что же собой представляет главный герой романа Григорий Литви нов? По отзыву Тургенева Литвинов "дюжинный честный человек", но

личность слабая и безвольная. Однако нашёл в себе силы отвергнуть

предложение Ирины следовать за семьёй Ратмировых и утешаться лю бовью украдкой, также нашёл и возможность помириться с Таней. Лит винов противопоставляется завсегдатаям "русского дерева" в Бадене.

Рассказывая предысторию своего героя, автор как бы мимоходом заме чает, что Литвинов побывал в ополчении во время Крымской кампании 1855 года, ездил за границу изучать агрономию и технологию и вообще накапливать опыт и знания в хозяйственных вопросах. Прожив четыре года в различных городах Западной Европы, он возвратился в Россию с тем, чтобы помогать в хозяйстве своему отцу, "сбитому с толку эмансипацией". Этого героя Тургенев заставил сказать своим растерянным соотечественникам, что вся их жизнь, "всё людское, особенно всё русское" - это дым и пар. Такой взгляд на общественное развитие России не мог удовлетворить Писарева, и он вполне резонно писал Тургеневу: "Мне хочется спросить у вас, Иван Сергеевич, куда Вы де вали Базарова?". Тургенев считал, что время Базаровых навсегда прошло и что нынешний герой дня - это скромный труженик, маленький и незаметный, "дюжинный честный человек", каким он представлял Литвинова. Однако Литвинов получился не столько скромным тружеником, сколько хозяином, лишь стремящимся к преобразовательской деятельности; по существу - это Лежнёв из романа "Рудин", только оказавшийся в других условиях. Герой Тургенева стоит вне политики. Он да же порой склонен афишировать своё политическое безразличие. Так, например, когда Губарев спрашивает Литвинова, каковы его политические убеждения, тот отвечает ему с улыбкой: "Собственно у меня нет никаких политических убеждений". Тургенев отразил в романе "Дым" всю неприглядность пореформенной действительности: "Новое принималось плохо, старое всякую силу

потеряло; неумелый сталкивался с недобросовестным; весь поколеблённый быт ходил ходуном, как трясина болотная". Писатель хочет верить в Литвинова, однако понимает, что это капля в море. Он пишет: "Хозяйничанье в России невесёлое, слишком многим известное дело; мы не станем распространяться о том, как солоно оно показалось Литвинову.

О преобразованиях и нововведениях, разумеется не могло быть и речи; применение приобретённых за границей сведений отодвинулось на неопределённое время; нужда заставляла перебиваться со дня на день, соглашаться на всякие уступки - и вещественные и нравственные".

Несмотря на то, что Литвинов противопоставлен почти всем персонажам романа, как некий идеал скромного честного труженика, и что, по замыслу писателя, люди этого типа призваны изменить Россию в пореформенные годы, герой получился слабым.

В романе "Дым" с предельной ясностью, как ни в одном из других произведений, обнаружились западнические иллюзии Тургенева. Рупором своих идей автор сделал отставного надворного советника, закоренелого западника Созонта Потугина. Ему Тургенев передаёт свою неприязнь к "вавилонскому столпотворению" в кружке Губарева, его устами клеймит и представителей высшего света. Большинство резких выпадов Потугина направлено против доктринёрства Губарева, против рабства мысли, которым заражены Пищалкины, Бамбаевы, Суханчиковы - "слепые орудия высших целей". Тургенев утверждал: "Быть может, мне одному это лицо дорого; но я радуюсь тому, что оно появилось... Я радуюсь, что мне именно теперь удалось выставить слово "цивилизация" на моём знамени, и пусть в него швыряют грязью со всех сторон". Упорная защита Тургеневым идей Потугина могла быть одной из причин того, что вся демократическая критика отрицательно оценила роман "Дым". В любовной интриге романа главную роль играет Ирина - героиня драматической судьбы. Властная, гордая и порывистая в проявлении своих чувств, но в конце концов сломленная жизнью, Ирина выступает как воплощённый укор окружающему её светскому обществу. Тургенев показал, как эту молодую прекрасную женщину с сильным характером засасывает мир сановной пошлости и пустых интересов. Безвыходность положения Ирины заключается в том, что, увидев в Литвинове единственного честного человека и поняв, что только он может оказать ей большую моральную поддержку, она в то же время не в состоянии порвать со светским окружением, ибо глубоко отравлена его пороками.