Смекни!
smekni.com

Реальное и ирреальное в произведениях М.А. Булгакова Собачье сердце и Мастер и Маргарита. (стр. 1 из 2)

Реальное и ирреальное в произведениях М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита».

Автор: Булгаков М.А.

Творчество М.А. Булгакова – одна из прекраснейших страниц литературы, национальное достояние русского народа. Он следует литературным традициям Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина.

Большинство произведений Михаила Афанасьевича – это, в первую очередь, произведения о современном писателю мире, в которых происходит осмысление автором основ того общества, которое создавалось в нашей стране в 20-е – 30-е годы прошлого столетия; это попытка разобраться в непростом, противоречивом времени, его процессах.

Писатель вошел в мою жизнь как автор повестей, рассказов и фельетонов 20-ых годов, восхитительного романа «Мастер и Маргарита», чудовищной истории «Собачье сердце».

Хотелось бы остановиться на произведениях «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце», которые отличаются причудливыми переплетениями реального и фантастического, прекрасного и безобразного. Это обусловлено тем, что окружающая писателя действительность была столь нелепа и отвратительна, что вполне могла казаться фантасмагорической.

Герои этих произведений живут в одной и той же реальности- Москве первой четверти XX века. Живописная картина действительности того времени показана автором удивительно конкретно, исторически и психологически достоверно.

Так, например, в «Собачьем сердце» Булгаков не только представил пороки времени, но открыто выступил противником установившегося в стране порядка, при котором порядок отсутствовал, а восстановилась некая вакханалия ничтожеств.

В повести «Собачье сердце» звучит злободневная и одновременно вечная тема: опасность «революционного» преобразования природы и человека. Для раскрытия этой темы Булгаков, на мой взгляд, очень удачно использует элементы фантастики, сатиру, гротеск, которые идеально сочетаются с бытовым фоном.

Герой повести «Собачье сердце», профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский, занимается модной в то время проблемой омоложения человека. Писатель отдает должное таланту ученого. Он известен своими трудами и за границей, работоспособен ( принимает пациентов, а после, вечером, изучает медицинскую литературу), лечит представителей власти. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, не торопясь пообщаться со своим помощником Борменталем. Профессор рассуждает вслух, резко высказываясь о вреде чтения газет, которые нарушают пищеварение. Борменталь пытается возразить, что кроме советских газет, нет никаких, и Преображенский категорически замечает: «Вот никаких и не читайте». Кстати, газеты здесь не случайны: устами профессора автор выступает против продажности печати.

Профессор может позволить себе быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто необходимостью, а удовольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что «новоблагословенная очень приличная. Тридцать градусов». Филипп Филиппович возражает: «Водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать», потом он пророчески добавляет: «Они туда что угодно могут плеснуть». Все эти саркастические замечания, казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в те годы.

Профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент уже в замысле фантастичен: создать новое существо путем пересадки собаке части человеческого мозга. Будучи гениальным и образцовым ученым, он при проведении своих опытов упустил из виду одну «незначительную» деталь, которая впоследствии оказалась совсем не деталью, - не предусмотрел возможность получения не тех результатов, которые были им намечены. Шарик, будучи вечно голодным горемычным уличным псом, очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы первой четверти XX столетия, делает умозаключения. После операции этот умный, ласковый и по-своему неглупый пес превратился в грубого и невоспитанного хама, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина – трактирного балалаечника, пьяницы и дебошира, убитого в драке. Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл, но, как и другие ничтожества после революции, он во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Ему, наследнику Чугункина, не понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития.

Вчитываясь в страницы произведения, яснее и четче представляешь неприглядную картину жизни тех лет.

Первой проблемой, с которой столкнулся Шариков, после своего таинственного перерождения, была проблема отсутствия документов. «Как же так без документа? – говорит он профессору, – Сами знаете, человеку без документа строго воспрещается существовать». Шариков у автора желает именовать себя Полиграфом Полиграфовичем. И здесь высмеивается автором преувеличение значимости бумаг и зависимость от них человека. Не столь важно, как появился на свет человек, лишь бы у него были в порядке документы. Столь удачно высмеянные формализм и бюрократия 30-ых годов, кстати, преследуют нашу страну и по сей день.

Не задумываясь о моральной стороне дела, новые хозяева жизни реквизируют «лишние» жилплощади у «буржуев». Полиграф Полиграфович Шариков при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену.

Таким образом на страницах повести «Собачье сердце» Булгаков поднимает вопрос коммуналок, не изжитый до сих пор.

Шариков достаточно быстро адаптируется к действительности, занимает место в системе и даже получает работу, становится пусть небольшим, но начальником, возглавляет подотдел очистки. Он хорошо понимает свои права, не стремясь выполнять какие – либо обременительные обязанности.

Итак, булгаковский Шариков совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак в санитары по очистке города от бездомных собак и кошек. Что ж, преследование своих – характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения. Но Булгакову важно было выделить кошек как жертв шариковых, так как кошки так и не стали слепыми рабами человека. Истребление инакомыслящих начнется позже, но автор предчувствовал это и мастерски отразил, представляя два вида животных, не терпящих друг друга.

Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности – донос на профессора Преображенского, который становится характерной чертой социалистического общества на долгие времена.

Конечно, не фантастический научный эксперимент сам по себе стремился изобразить в своем произведении М.А. Булгаков, и в повести «Собачье сердце» он не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда «никто» вдруг становится «всем», но показал и зловещие перспективы этой метаморфозы.

Профессор, предвидя будущие катастрофы, исправил свою ошибку: Шариков вновь превращен в пса, который доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.

Таким образом, фантасмагория в «Собачьем сердце» помогает Булгакову ярче, острее показать те явления, которые он, как и профессор Преображенский, не принимал в новой действительности. Этот художественный прием является тем оружием, которым он сражается со швондерами и шариковыми, и талант писателя делает это оружие особенно опасным, но в то же время выглядит это увлекательно, смешно. Например, улыбку вызывают внутренние монологи и умозаключения голодного, продрогшего уличного пса Шарика: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например, - покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас»; «Он умственного труда человек…, этот не станет пинать ногой». С интересом следишь и за ходом фантастического эксперимента по пересадке собаке части человеческого мозга.

Успешно использует фантасмагорию Булгаков и в последнем романе «Мастер и Маргарита». Форма этого романа яркая, необычная. В нем переплетены несколько сюжетных линий, каждая из которых подчинена раскрытию замысла писателя. У литераторов до сих пор вызывает споры жанровая уникальность романа. Его определяют как роман-миф, философский роман, роман-мистика и так далее. Это так происходит потому, что роман соединяет в себе все жанры сразу, даже те, которые вместе существовать не могут.

Я бы выделил на грандиозной сценической площадке произведения три «сегмента»: исторический, реальный и фантастический. Они рядом, примыкают друг к другу, но иногда, как в калейдоскопе, меняются местами.

При чтении произведения мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней перед Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. Действия романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины, творчество.

С большим волнением и интересом знакомишься с тем, о чем говорится в историческом «сегменте». Это повествование о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Главным его стержнем является тема виновности Пилата, который является сложной драматической фигурой. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, Пилат склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы, но Иешуа не может слукавить. Из-за боязни доноса, боязни погубить карьеру Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков», - слышит во сне Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок», - неожиданно вмешивается внутренний голос Пилата и самого автора. Трусость – крайнее проявление внутренней подчиненности, «несвободы духа», главная причина подлостей на земле. И наказан за нее Пилат страшными муками – муками совести. Тема совести – одна из центральных в романе.