Смекни!
smekni.com

Одинок я, нет отрады Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

«Одинок я, нет отрады» (Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова)

Автор: Лермонтов М.Ю.

«Поэт совсем другой эпохи, — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Трагизм судьбы М Ю Лермонтова в светском обществе представлен в стихотворениях «Смерть поэта», «Как часто пестрою толпою окружен..», «Свет». Светское общество в них не просто скучно а преступно, оно убивает поэтов.

Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении «Стансы» появляется новое осмысление этой

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом,

Ни с кем в Отчизне не прощусь —

Никто о мне не пожалеет!.

Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души

Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом ни отчизна не дают ему успокоения:

Изгнаньем из страны родной

Хвалюсь повсюду, как свободой.

Тема изгнанничества является центральной в стихотворении «Тучи». Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герои стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они «вечные странники», а не изгнанники Поэт иронично называет их тоже -изгнанниками». Обращение к тучам нежное — «тучки», а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — «Тучи». Тучкам «наскучили нивы бесплодные», а для лирического героя это «милый север- Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению Большое количество риторических вопросов выражают сомнения тоску лирического героя, его бесконечное одиночество

В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.

В стихотворении «Желанье» лирический герой просит сначала как будто только временной свободы:

Дайте раз на жизнь и мне волю,

Как на чуждую мне долю.

Посмотреть поближе мне

А в стихотворении «Узник» мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, а невозможности обрести свободу:

Одинок я — нет отрады стены голые кругом...

Эта тема развивается в балладе «Пленный рыцарь». Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи:

Нет на устах моих грешной молитвы.

Нету ми песен во славу любезной...

У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему «голову давит», «шлема забрало — решетка бойницы», щит — дубовые двери темницы». Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки.

Смерть, как приедем, подержит мне стремя:

Слезу и сдерну с лица я забрало!

Смерть выступает в роли оруженосца, слуги. Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу.

Период «безвременья» 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В.Г Белинского, «...нет пушкинского разгула на пиру жизни».

Таким образом, мы видим, что мотивы одиночества преобладают в творчестве М.Ю. Лермонтова. Несмотря на то, что поэт был одним из образованнейших людей эпохи, он не находил понимания у представителей своего сословного круга. Лермонтов отличался независимостью в суждениях, с негодованием высказывался о власти. Все это нашло отражение в его творчестве.