Смекни!
smekni.com

Любовная лирика Александра Сергеевича Пушкина (стр. 1 из 3)

Александра Сергеевича Пушкина по праву можно считать величайшим русским поэтом, который открыл золотую страницу в истории русской литературы. Пушкин неисчерпаем, и каждое новое поколение ищет в нем свой мотив и себя измеряет его «пространством». В светлые дни осени, и я возвращаюсь к Пушкину. Его мир лишен очертаний — во всем видна рука гения: небеса светлы и высоки, душа легка и полна, сквозь прозрачный воздух и свет тонко прорисован смысл бытия. Невозможно войти в пушкинский мир: человеческая душа рождается вместе с ним. Она не отличает себя от этого мира. Тяжесть плоти покидает ее. И тогда душа замирает и парит. Вся его поэзия — это любовь: любовь к Отечеству, любовь к близким, любовь к друзьям. Но особое место занимает любовь к женщине. Он умел любить изысканно, восторженно, страстно. Екатерина Бакунина, Елизавета Воронцова, Евпраксия Вульф, Елена Раевская, Анна Керн, Анна Оленина, Наталья Гончарова. Они взволновали чувства поэта. Они разбудили в нем мечтательность, и светлую радость. В представлении Пушкина любовь — это возвышенное чувство, это непередаваемая радость. Она не может быть вечна. Во всяком чувстве Поэта есть что-то благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное…

29 января 1815 года. Лицей.

“Я счастлив был!… нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился

ожиданием, с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не было видно!

Наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице - сладкая минута!”

Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался

Отрадой тихою, восторгом упивался…

И где веселья быстрый день?

Промчался лётом сновиденья,

Увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!

В лицее Александр Сергеевич Пушкин пережил свою первую, трепетно-

возвышенную любовь, которая принесла ему много страданий.

Катенька Бакунина, сестра лицеиста Бакунина, весной и летом жила с

матерью в Царском Селе. В неё были влюблены Пушкин, Пущин, Малиновский. По скромности своей, Екатерина Павловна не стремилась кружить головы своим поклонникам и прошла в жизни Пушкина и его лицейских товарищей лёгкою и светлою тенью.

О ней думает Пушкин, когда во второй главе “Евгения Онегина” пишет:

“Она поэту подарила младых восторгов первый сон,

И мысль о ней одушевила его цевницы первый стон”.

Екатерине Павловне Пушкин посвятил своё стихотворение “Желание”:

Медлительно влекутся дни мои,

И каждый миг в унылом сердце множит

Все горести несчастливой любви

И все мечты безумия тревожит.

Но я молчу; не слышен ропот мой;

Я слёзы лью; мне слёзы утешенье;

Моя душа, пленённая тоской,

В них горькое находит наслажденье.

О жизни час! лети, не жаль тебя,

Исчезли в тьме, пустое привиденье;

Мне дорого любви моей мученье, -

Пускай умру, но пусть умру любя!

Это стихотворение передаёт только одну грань любовного чувства – печаль уныния, тоску первой несчастливой любви.

Но даже эти страдания и слезы, дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от неё.

Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека – этом смысл стихотворения.

6 сентября. 1823года.

Пушкин только что приехал из Кишинёва в Одессу. Здесь он впервые

познакомился с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Она произвела на Пушкина большое впечатление.

Граф Соллогуб писал: “Екатерина Ксаверьевна была одной из самых

привлекательных женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательную, женственною грацией, такою привлекательностью, таким неукоснительным щёгольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюбились в неё”.

Она подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем, с надписью на древнееврейском языке.

Он носил почти постоянно этот перстень (по поводу которого написал своё

стихотворение “Талисман”) и подарил его на смертном одре поэту Жуковскому:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья

Ты в день печали был мне дан.

К Елизавете Ксаверьевне обращены шедевры его лирики “Сожжённое письмо”:

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет…

Минуту!.. вспыхнули! пылают - лёгкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит… О провиденье!

Свершилось! Тёмные свернулися листы;

На лёгком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась.

Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

По требованию графини Воронцовой Пушкин должен был сжигать её письма.

В Михайловском он работал над третьей главой романа “Евгений Онегин”.

Иногда к нему приходили письма от Воронцовой. Может быть, под впечатлением писем от неё Пушкин пишет знаменитое письмо Татьяны:

Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу ещё сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз,

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить и потом

Всё думать, думать об одном

И день, и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне всё вам скучно,

А мы… ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.

На протяжении многих лет поэт рисовал портреты Воронцовой на полях своих рукописей.

Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине тёплое

воспоминание и ежедневно читала его сочинения.

Весна 1819 года. Петербург. Дом Олениных.

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина. На Пушкина значительное впечатление произвело уже первое мимолётное знакомство.

Анна Керн была в это время во всём очаровании своей молодости и красоты.

Ей шёл девятнадцатый год, хотя уже около двух лет она была замужем за

генералом Ермолаем Фёдоровичом Керном, за которого была выдана замуж против своего желания ещё очень юной. Провинциальная красавица, воспитанная на сентиментальных романах, она тяготилась своей семейной жизнью и всячески стремилась приобрести независимость.

“Позволительно ли быть до того прелестною?! ”- воскликнул Пушкин, увидев её. Весь вечер он старался привлечь её внимание, заслужить хотя бы улыбку, взгляд. Но ему так и не удалось приблизиться к ней.

И вот прошло шесть лет. Многое переменилось с тех пор. Жизнь даровала Пушкину и мрачные, и светлые минуты, тусклые будни и ослепительные праздники.

Пушкин в Михайловском. В июне 1825года Анна Керн неожиданно приехала в Тригорское к своей тётке Осиповой.

“Мы сидели за обедом и смеялись, - вспоминала Анна Керн, - вдруг вошёл

Пушкин с большою толстою папкой в руках. Он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях … Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам “Цыган”. Я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу…”

Как-то вечером, вскоре после приёма Анны Керн, Прасковья Александровна предложила всем отправиться на прогулку из Тригорского в Михайловское.

Пушкин очень обрадовался. Заложили экипажи и поехали. Через много лет Анна Петровна вспоминала: “Погода была чудесная, лунная июльская ночь дышала прохладой и ароматом полей. Ни прежде, ни после я не видела его так добродушно весёлым и любезным’’.

На второй день Анна Петровна уезжала. Утром Пушкин пришёл в Тригорское и на прощанье подарил ей отпечатанную главу “ Евгения Онегина ”.

В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты…

Перед нами встаёт образ женщины удивительного обаяния, способной внушить чувство самое чистое и глубокое. И если даже образ этот не столько реальный, сколько идеальный, рождённый фантазией поэта, первоосновой его всё же была женщина вполне реальная - Анна Петровна Керн.

Стихотворение – это целая “поэма ” о подлинной любви, о её этапах. Первая встреча с Анной Петровной Керн на балу в Петербурге в 1819 году и кратковременное увлечение ею летом 1825 года в селе Михайловском – вот реальная основа стихотворения. Оно чётко делится на три равные части, по две строфы в каждой. Такая композиция организует восприятие стихотворения и придаёт гармоническое единство в целом.

Любовь воспринята поэтом как светлая непередаваемая радость, подлинно возвышенное чувство.

Даны самые общие контуры пленительного женского облика. Их очень

немного: “ голос нежный ”, “милые черты ’’, “ небесные черты”. Дважды

повторенные сравнения “ как мимолётное виденье, как гений чистой красоты ” также не придают женскому образу конкретного характера – наоборот, они усиливают впечатление чего – то необычно прекрасного, возвышенного, но лишённого живых, определяющих признаков. Здесь любовь – уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу.