Смекни!
smekni.com

Образ Русского Севера в произведения Д. Новикова (стр. 1 из 2)

Введение

Тема данной дипломной работы «Образ Русского Севера в произведениях Д. Г. Новикова».

Понятие Русский Север - не имеет устоявшегося определения. Оно формируется в XIX - начале XX вв., когда в науке и искусстве осуществляется его «открытие». Русский Север начинает восприниматься не только в качестве географического понятия, но и как место развития самобытной русской культуры и особое культурное пространство.

Обычно под Русским Севером имеются в виду регионы расселения восточных славян в европейской части севера России[1]. Как отметили Т. А. Бернштам и К. В. Чистов, нельзя «ограничивать понятие «Русский Север» пределами быв. Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерней»[2], необходимо учитывать и южную «окраину» севернорусского региона. В традиционном культурно-географическом понимании пространство Русского Севера совпадает с территориями Архангельской, Вологодской, Мурманской областями, юго-восточной частью республики Карелия, юго-западной частью республики Коми, а также частью прилегающих к Северу территорий Кировской, Костромской, Ярославской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей.

Русский Север является более историко-культурным понятием, чем географическим или административным. Его выделение было обусловлено большим историческим и историко-культурным значением, как территории, «на которой распространен комплекс севернорусской традиционной бытовой культуры»[3]. Окраинное положение северных земель стало фактором консервации традиционной культуры русского народа. Здесь на протяжении столетий (вплоть до начала XX в.) сохранялись исконные пласты русского языка, живая этнокультурная самобытность, иконопись и деревянное зодчество, общий традиционный уклад жизни. Русский Север стал «не только хранилищем архаических форм культуры, но и средой, в которой они … активно перерабатывались, развивались, варьировались, совершенствовались»[4].

Русский Север - это своеобразный этнографический заповедник, хранилище живых народных культурно-бытовых традиций, письменных, устных и вещественных памятников народного творчества. Не удивительно, что он с давних пор вызывает устойчивый интерес у этнографов, историков, археологов, фольклористов и др. ученых, а его неповторимый образ увековечен в произведениях искусства, в том числе, и в художественной литературе.

Данная дипломная работа посвящена изучению отражения севернорусской ментальности в произведениях Дмитрия Геннадьевича Новикова. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Новиков – писатель, обладающий своеобразным авторским языком, глубоким подходом к современной действительности.

Обращение к творчеству этого карельского писателя было инициировано особой авторской манерой повествования. «Проза Дмитрия Новикова в русле той замечательной школы литературного искусства, к которой принадлежат в первую очередь Иван Бунин и Юрий Казаков», - такие отзывы получал Новиков в самом начале творческого пути[5].

Дмитрий Новиков родился в Петрозаводске в 1966 г., окончил пять курсов медицинского факультета Петрозаводского государственного университета, три года отслужил на флоте - Северном, Балтийском, Черноморском, потом ушел в бизнес. Начиная с 2000 г. произведения Новикова регулярно печатаются на страницах журналов «Север», «Дружба народов», «Новый мир», «Знамя», «Carelia» и т.д.; на сегодняшний момент вышло три его книги: «Танго Карельского перешейка» (СПб., 2001), «Муха в янтаре» (СПб., 2003) и «Вожделение» (М., 2005) .

Творчество Новикова сразу привлекло внимание читателей и критиков. Его литературный дебют состоялся в 2000 году: на страницах журнала «Север» появился рассказ «Муха в янтаре», как образно выразилась критик Н. Севец-Ермолина, - «его красный диплом в литературных университетах жизни»[6], принесший ему несколько премий и признание. В 2000 году этот рассказ стал победителем конкурса сетевой литературы Александра Житинского и Бориса Стругацкого «Арт Лито 2000». Изданная в 2003 году одноименная книга рассказов была названа лучшей в России, а Новиков - лучшим молодым прозаиком страны. В 2004 году он удостоился сразу трех премий: «Вдохнуть Париж», «Соколофф-приз» IV Форума молодых российских писателей. В 2007 году за «новаторское развитие отечественных культурных традиций»[7] Новикову присуждается Новая Пушкинская премия. По результатам исследования «Литературной газеты» творчество Новикова названо в числе лучших литературных дебютов начала третьего тысячелетия[8].

В отзывах на прозу Новикова не раз упоминалось о влиянии И. Бунина и Ю. Казакова, настолько хорошо продуманна, энергична и красочна и непринужденна каждая строка Новикова. И Русский Север - место рождения Новикова, этот, во многом особенный топос, просвечивает сквозь всю ткань его прозы.

Цель исследования состоит в комплексном анализе произведений Д. Г. Новикова, синтезирующих образ Русского Севера, не только как географического понятия, но и его метафорическую сущность.

Цель исследования обусловила следующие основные задачи:

1. Описать литературное течение, в русле которого пишет Д.Г.Новиков.

2. Охарактеризовать структурно-композиционную особенность книг Д.Новикова («Танго Корельского перешейка» и «Муха в янтаре»).

3. Выявить доминанты, придающие тексту художественное единство.

4. Исследовать пространственно- ременные аспекты в обозначенных книгах;

5. Структурировать систему персонажей , выявить их типологическую общность как отражение современных процессов жизни русского общества;

6. Синтезировать полученные наблюдения и результаты, чтобы выявить авторскую позицию;

7. Попытаться внести определённые характерологические штрихи в трактовку художественного метода писателя.

Предметом исследования являются сборники рассказов Д. Г. Новикова «Танго Карельского перешейка» (СПб., 2001) и «Муха в янтаре» (СПб., 2003).

В работе использовались следующие методы исследования: историко-типологический; сравнительно-сопоставительный; элементы мотивного анализа.

Новиков описывает современную ему действительность. В основе большинства рассказов Новикова лежит описание небольшого эпизода одного дня. Но биографические моменты в жизни героя, вписаны в историческое время, приметы которого легко найти в деталях, настроениях и фактах. Время в рассказах Новикова конкретизируется не только в характерных предметно-событийном наполнении, свойственных данному периоду, но и в точном указании времени года и времени суток.

Чаще всего действия в рассказах происходят на Севере: в городе, в котором нетрудно узнать Петрозаводск или за городом. Место действия конкретизируется топонимами (Гирвас, река Сума и др.) В рассказах Новикова очень много природы. Пейзажи Русского Севера: Белое море, леса и реки недвусмысленно подчеркивают одиночество человека.

Герои прозы Новикова - люди в основном уже не юные, вставшие на ноги, многие более или менее успешно занимаются бизнесом. Большинство героев имеют сходные черты с автором (внешность, образование, место службы, бизнес, увлечение литературой и т.п.). Героев отличает избыток жизненной энергии, физическая сила, интеллект и стремление реализовать эти качества. Во многих рассказах у Новикова показан человек, на первый взгляд, благополучный, обвыкшийся в жизни, но всерьез неудовлетворенный своим упорядоченным существованием. Они почти не знакомы с чувством одиночества, но, желая остаться один на один с природой и с собой, со своими мыслями и чувствами, чувствуют в нем потребность, и сами его ищут («Огонь вода», «Комплекс полноценности» и др.).


Библиография

Тексты

1. Новиков, Д. Г. Муха в янтаре: рассказы / Дмитрий Новиков.-СПб.: Геликон+Амфора, 2003.-211 с.

2. Новиков, Д. Г. Танго Карельского перешейка: рассказы / Дмитрий Новиков. - СПб. : Геликон Плюс, 2001. - 115 с. - (Конкурс сетевой русской литературы «Арт-Лито 2001») (Библиотека конкурса Арт-Лито).

Научные работы

1. Антоничева, М. О тенденциозности в литературной критике / М. Антоничева // Континент. - 2006. - № 2. - С. 399-402.

2. Беляков, С. Новые Белинские и Гоголи на час / С. Беляков // Вопросы литературы.-2007.-№4.-С. 77-94.

3. Беляков, С. Поминки по новому реализму? / С. Беляков //Урал.- 2006.- № 11.-С.238-240.

4. Бернштам, Т. А. Поморы: формирование группы и система хозяйства / Т. А. Бернштам ; под ред. К. В. Чистова. – Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1978. - 175, [1] с.

5. Бондаренко, В. Новый реализм / В. Бондаренко // Завтра.-2003.-№34.-С.7.

6. Волос, А. [Предисловие] // Дружба народов.-2002.-№12.-С.17.

7. Ганиева, Л. И скучно, и грустно / Л. И. Ганиева // Новый мир.-2007.-№3.-С. 176-185.

8. Голенко, Ж. Литературный симулякр / Ж. Голенко // Вопросы литературы.-2007.-№4.-С. 106-111.

9. Горенко, Е. Новые лауреаты Новой Пушкинской / Е. Горенко//Культура.- 2007.-31 мая.-№21.

10. Гуцко, Д. Высоконравственная затея/ Д. Гуцко // Вопросы литературы.-2007.-№4.-С. 101 – 105.

11. Дмитриев, А. Фантомы разбушевались/ А. Дмитриев // Знамя.- 2004.- №3.-С.186-188.

12. Ермолин, Е. Книжная полка Евгения Ермолина: [рецензии]// Новый мир.-2004.-№4.-C. 183-191.

13. Ермолин, Е. Случай нового реализма / Е. Еромолин // Континент.-2006.-№128.-С.409-410.

14. Ерофеев, В. Поминки по советской литературе / В. Ерофеев // Литературная газета.-1990.-№27.-С.8.

15. Иванова, Н. Ускользающая современность / Н. Иванова // Вопросы литературы.-2007.-№3.-С.30-53.

16. Казначеев, С. М. «Новый реализм» и язык современный русской литературы / С. Казначеев //Русская речь.-2001.-№6.-С.20-26.

17. Казначеев, С. М. Проблема нового реализма: регенерация метода / С. Казначеев // Филологические науки.-2008.-№1.-С. 24-34.

18. Калмыков, В. 50 самых ярких дебютов в прозе начала третьего тысячелетия / В. Калмыков // Литературная Россия.-2005.-25 марта.-№12.-С. 4.

19. Костырко, C. Книги : [рецензии] / Сергей Костырко // Новый мир. - 2006. - №1. - С. 215-219.