Смекни!
smekni.com

Мастер и Маргарита обсуждения романа (стр. 1 из 2)

Последний роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита" считается одним из самых сложных произведений ранней советской литературы. Это одновременно гротескно-фантастическая сказка о добре и зле, лирическая поэма о большой любви, философские размышления о жизни и смерти. Споры вокруг этого яркого произведения не прекращаются и по сей день. Многочисленные исследователи подвергли анализу философские концепции автора, изучали стиль и структуру романа, находя все новые точки зрения. Может ли что-то добавить к изучению вопроса алгоритмический анализ сюжета? Нам кажется, что да. Обнаруживается удивительная, кристально четкая алгоритмическая простота базовых схем с богатым разнообразием взаимодействий между ними, придающим неповторимый феерический фон описываемым событиям.

Прежде всего выделим главные действующие процессы. Это сделать довольно просто. В романе основные действующие лица объединяются в три независимые группы: Мастер и Маргарита; Воланд; Иешуа и Пилат. Темы Иешуа – Пилата начинают раскрываться во всем своем трагизме до появления Мастера. С них и начнем.

"В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат".Так впервые появляется тема Пилата.

Плавная, неторопливая ритмичность начальной фразы предопределяет весь ритм темы человека в плаще с кровавым подбоем. К теме Понтия Пилата следует отнести подчиненные короткие темы его соратников – кентуриона Марка Крысобоя, начальника тайной стражи Афрания, воинов.

Иисус Христос появляется как пленник Пилата. Он называет себя Иешуа Га-Ноцри. Между Пилатом и Иешуа происходит динамичный диалог, изменивший отношение прокуратора к его пленнику.

Короткой встречи оказалось достаточно, чтобы Пилат навсегда попал под влияние бродячего философа. На Иешуа поступил донос от Иуды из Кириафа. Пилат, боясь гнева римского кесаря, не может защитить Иешуа, и того казнят вместе с двумя разбойниками. Раскаяние преследует Пилата. Он дает тайное указание об убийстве Иуды, что мастерски выполняет Афраний. С момента встречи с Иешуа что-то случилось с неустрашимым воином Пилатом Понтийским, всадником Золотое Копье. Его во сне и наяву преследует одно и то же желание – он хочет "разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана". В итоге, отбыв свое наказание ожиданием в течение более двух тысяч лет, Пилат получает прощение. Мастер заканчивает тему Понтия Пилата: "– Свободен! Свободен! Он ждет тебя!.. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат".

Есть сильное взаимодействие между темами прокуратора и нищего философа. Зло воплощено в образе предателя Иуды и первосвященника Каифа, настоявшего на казни. Зло имеет скрытое воздействие на Иешуа, реализуемое посредством Понтия Пилата. В свою очередь прокуратор Иудеи совершает скрытое наказание предателя, осуществленное начальником тайной полиции Афранием и его подручными.

Процесс Мастера и Маргариты полностью симметричен процессу Понтия Пилата и Иешуа (рис. 27). Здесь также сильно взаимодействие между основными героями, начавшееся с первой встречи. Зло воплощено в образе Алоизия Могарыча, написавшего донос на Мастера и захватившего его квартиру, а также в образах демагогов – литературных критиков, разгромивших роман Мастера о Понтии Пилате и Христе. Мастер сжигает рукопись, страдает в клинике для душевнобольных. Маргарита при помощи потусторонних сил наказывает зло. В итоге с помощью Воланда Мастер и Маргарита получают желанный вечный покой.

При функциональном сопоставлении процессов Иешуа – Пилата и Мастера – Маргариты образ Пилата отражается в образе Маргариты, образ Иешуа – в образе Мастера, а образ Иуды – в образе современного анонимщика Алоизия Могарыча. Первосвященник Каифа, олицетворяющий зло религиозной демагогии и догматизма, отражается в образе литературных критиков романа Мастера. На соответствие образа Мастера образу Иисуса Христа прямо в тексте намекает Булгаков в заключительной части романа. "Себя Маргарита видеть не могла, но она хорошо видела, как изменился Мастер. Волосы его белели теперь при луне и сзади, собрались в косу, и она летела по ветру". Коса – атрибут многих изображений Иисуса Христа.

Образ Маргариты, так же, как и Понтия Пилата, описан в романе более детально по сравнению с образом Мастера и Иешуа.

В системе Мастер – Маргарита вначале трудно выделить управляющую тему. Но во второй части романа Маргарита явно захватывает лидерство. Она активно борется за судьбу Мастера, на равных вступает во взаимодействие с темой Воланда, наказывает людей, причинивших зло Мастеру, ведет его к вечному покою.

В системе Иешуа – Пилат с самого начала более активен прокуратор из Иудеи. Хотя он и попадает под влияние идей своего пленника, все же этот процесс изменения личности показан как внутренний перелом, к которому он уже подготовлен.

Симметричность систем Иешуа – Пилата и Мастера – Маргариты распространяется и на описания действий внутри тем. "Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день..." (о Пилате). "...Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы... Она несла желтые цветы. Нехороший цвет" (о Маргарите). Допрос Иешуа начинает Пилат: "Так это ты подговаривал народ разрушить ершалаимский храм?" Беседу с Мастером завязывает Маргарита: "Нравятся ли вам мои цветы?" Прокуратор мучается жестокой головной болью, которая утихает при встрече с Иешуа. Маргарита мучается одиночеством. Мастера поразила не столько красота Маргариты, "сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах". Пилату мерещится чаша с темной жидкостью: "Яду мне, яду!". Маргарита "отравилась бы, потому что жизнь ее пуста". Мастер болезненно переживает неудачу своего романа, заболевает, его преследуют кошмары. Распятый Иешуа переживает кошмар наяву.

Последние минуты земной жизни Иешуа и Мастера также полны внутренней аналогии.

"Становилось все темнее. Туча залила уже полнеба, стремясь к Ершалаиму, белые кипящие облака неслись впереди напоенной черной влагой и огнем тучи. Сверкнуло и ударило над самым холмом. Палач снял губку с копья.– Славь великодушного игемона! – торжественно шепнул он и тихонько кольнул Иешуа в сердце. Тот дрогнул, шепнул: – Игемон..." (об Иешуа)."Азазелло извлек из куска темной гробовой парчи совершенно заплесневевший кувшин. Вино нюхали, налили в стаканы, глядели сквозь него на исчезающий перед грозою свет в окне. Видели, как все окрашивается в цвет крови.– Здоровье Воланда! – воскликнула Маргарита, поднимая свой стакан.

Все трое приложились к стаканам и сделали по большому глотку. Тотчас предгрозовой свет начал гаснуть в глазах у мастера...– Отравитель, – успел еще крикнуть мастер" (о Мастере).

Поиск соответствий и аналогий между процессами Мастер – Маргарита и Иешуа – Пилат может быть продолжен.

Симметричность процессов Мастера – Маргариты и Иешуа – Пилата в той или иной степени отмечалась в литературоведении. Например, в предисловии к цитируемому изданию "Мастера и Маргариты" Е.Сидоров пишет:

"Два романа – Мастера и о Мастере – зеркально повернуты друг к другу, и игра отражений и параллелей рождает художественное целое, сопрягая легенду и быт в историческую жизнь человека".

Рассмотрим тему Воланда. Удивительно, что и тут она построена на том же принципе треугольника, как и предыдущие темы (рис. 28). Прежде всего, о каком Воланде идет речь? Воланд в романе представлен двумя образами: Воланд – человек (профессор черной магии, иностранец) и Воланд – князь тьмы. Общий образ Воланда следует рассматривать как сложный, состоящий из двух активно взаимодействующих тем. Это же относится и к свите Воланда. Воланд-человек, разбираясь в земных делах, постоянно сталкивается со злом. Но сам он не наказывает людей, а выполняет это при помощи Воланда-дьявола и его помощников (наказание сверхъестественностью ситуаций, в которые попадают обыватели). Восприятие зла идет посредством Воланда-дьявола, который сразу распознает его. Воздействие зла на Воланда-дьявола носит скрытый (информационный) характер. (Какое зло может причинить человек Властелину зла?) Интересно, что Воланд-дьявол представлен Булгаковым не как источник зла, а как высокопрофессиональный мастер, вынужденный иметь дело с человеческим злом, фиксировать и наказывать его.

В системе Воланд-человек и Воланд-дьявол управление принадлежит образу Воланда-человека. Все поступки Воланда слишком уж человечны, а действия Воланда-дьявола определяются человеческими мотивами. Даже на балу сатаны он больше человек, чем дьявол ("Нога разболелась, а тут этот бал").

С алгоритмической точки зрения в романе "Мастер и Маргарита" действуют три процесса, состоящие из двух сильно взаимодействующих тем. Ни один из этих процессов не подчинен никакому другому. Разорвать отдельный процесс, считая главными более мелкие, например только тему Пилата или Мастера, нельзя – разрушится целостность системы. На это, кстати, указывает и сам автор. Пилату часто снится один и тот же сон:

"– Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом ставший на дороге всадника с золотым копьем. Раз один – то, значит, тут же и другой! Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей и тебя – сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.– Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат. И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне".