Смекни!
smekni.com

Системный анализ правового характера категории "административное правонарушение" (стр. 2 из 12)

Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел и принял 13 октября 1967 г. постановление «О практике применения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». В нем давалось поручение Комиссиям законодательных предположений Совета Союза и Совета национальностей разработать проект Основ законодательства СССР и союзных республик об административной ответственности с учетом практики применения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» от 21 июня 1961 г. [5].Это был второй этап подготовки к принятию Основ законодательства об административной ответственности.

Важной правовой вехой в становлении кодификации об административной ответственности явилось принятие Верховным Советом СССР 23 октября 1980 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях [6], введенных в действие с 1 марта 1981 г. По своему правовому содержанию это был первый общесоюзный кодифицированный законодательный акт по вопросам административной ответственности и мерам административного принуждения.

Структурно Основы состояли из четырех разделов, объединяющих 42 статьи.

Раздел II - «Административное правонарушение и административная ответственность». Впервые на законодательном уровне сформулировано понятие административного правонарушения (ст. 7). Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Впервые были установлены виды административных взысканий (ст. 12): предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест.

Раздел III — устанавливал полный перечень органов уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Раздел IV - «Производство по делам об административных правонарушениях». Это своего рода административный процесс, но в усеченном виде. Тем не менее, этот раздел для будущих республиканских кодексов сыграл большую роль в систематизации норм производства. Так, впервые в законодательном порядке были установлены реквизиты протокола об административном правонарушении.

Предусматривались правовые гарантии - лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; выступать на родном языке, пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу.

Следующим этапом в укреплении законности, охране прав личности послужило принятие 20 июня 1984 г. Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, вступившего в действие с 1 января 1985 г. [3].

Впервые на территории РСФСР возникли законные административно-правовые отношения между гражданами, должностными лицами, лицами без гражданства и юрисдикционными органами, применяющими меры административного принуждения и виды административных взысканий.

Вобрав в себя все положения Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, Кодекс выстроил логическую последовательность норм, регулирующих административную ответственность с точки зрения ее структурного содержания, обозначил и систематизировал приоритетность объектов правонарушений, перечень деяний, признаваемых противоправными, квалифицированными как административное правонарушение.

На тот период Кодекс имел следующую структуру. В первом разделе, включающем девять статей, содержались общие положения. В них закреплялась структура законодательства об административной ответственности.

Второй раздел открывал общую часть, состоящую из тридцати статей в трех главах. В общей части сосредоточены положения, касающиеся оснований административной ответственности: понятие административного правонарушения, перечень видов взыскания и их существенная правовая характеристика и правила наложения.

Особенная часть состояла из девяти глав, объединяющих 153 состава административных правонарушений. В этих двух разделах сконцентрированы нормы материального права. В остальных трех разделах КоАП последовательно закреплены процессуальные, процедурные нормы, которые составляют производство по делам об административных правонарушениях.

Третий раздел установил систему органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Четвертый раздел содержал процессуальные нормы о статусе лиц, участвующих в процессе по делу об административном правонарушении, стадии рассмотрения и пересмотра дела в связи с обжалованием или опротестованием решения по делу.

Пятый раздел предусматривал нормы, регламентирующие порядок и процедуру исполнения постановлений о каждом виде административных взысканий. Из 307 статей КоАП 113 составляли административно-процессуальные нормы. В таком структурном виде Кодекс РСФСР об административных правонарушениях начал действовать на всей территории России. За весь период своего действия (около 16 лет) в КоАП РСФСР были внесены значительные изменения и дополнения.

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации подняло на новый уровень нормотворчество, как в России, так и в субъектах Российской Федерации.

Согласно Конституции административное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72) [1].; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные законы в области административных правонарушений, если они не противоречат федеральным законам.

При отсутствии соответствующего федерального закона субъект Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, что следует из смысла ст. 72, ч. 2 ст. 76 и ч. 1 ст. 77 Конституции и вытекает из природы совместной компетенции. С принятием федерального закона закон субъекта Российской Федерации подлежит приведению в соответствие с ним.

Закрепление в Конституции Российской Федерации статуса правового государства учитывает переход к кардинальным преобразованиям всей системы правовых отношений и системы законодательства, а также переосмысление теоретических положений правового регулирования.

Административная ответственность в современных рыночных условиях представляет собой институт государственного принуждения. Меры административной ответственности применяются в единстве со многими другими мерами административного принуждения.

Российское государство всеми имеющимися правовыми средствами ведет решительную борьбу с административными правонарушениями. Для этого оно пользуется не только мерами убеждения, но и мерами административного наказания, предусмотренными соответствующими нормативно-правовыми актами.

Законодательство об административной ответственности направлено на охрану жизни и здоровья человека и гражданина, государственных интересов, соблюдение Конституции Российской Федерации, всего спектра правовых норм. Применяя административное принуждение к правонарушителям, юрисдикционные органы охраняют установленный в государстве правопорядок и тем самым обеспечивают нормальные условия деятельности органов государственной власти.

Следующим важным этапом в становлении правового государства явилось принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2001 г., одобренного Советом Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2001 г. и подписанного Президентом Российской Федерации 30 декабря 2001 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который вступил в действие на всей территории Российской Федерации с 1 июля 2002 г [2].

Административные правонарушения связаны с функционированием многих сотен тысяч людей, граждан, физических и юридических лиц непосредственно затрагивают их коренные жизненные интересы и потребности, поскольку протекают во все без исключения сферы и области жизни, управления. Этот вывод четко вырисовывался после ознакомления с особенной частью Кодекса, забегая вперед, выделяем этот важный аспект.

Достаточно сказать, что особенная часть КоАП РФ начинается с характеристики административных правонарушениях, посягающих на права граждан (гл. 5) продолжается в гл. 6, посвященной административным правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, и далее развивается в главах – 7 и 8 и других – об административных правонарушениях в области охраны собственности, окружающей природной сферы и природопользования, а также в других основных сферах и отраслях публичного управления.

Таким образом, в особенной части КоАП РФ подчеркнута особая по существу всеохватываемая и возрастающая по мере усложнения рыночная экономика и социальной инфраструктуры актуальность проблемы административных правонарушений.

В КоАП РФ перенесен центр тяжести на защиту прав граждан, перемещен акцент охраны интересов государства на защиту прав, законных интересов, свобод гражданина, человека, что придает новому Кодексу черты подлинно демократического закона с внутренне присущими ему глубоко гуманистическими сущностью и направленностью.