Смекни!
smekni.com

Роль пейзажа в романе Евгений Онегин

Роль пейзажа в романе «Евгений Онегин»

Автор: Пушкин А.С.

Прими собранье пестрых глав,

Полусмешных, полу печальных,

Простонародных, идеальных.

Небрежный плод моих забав.

А. С. Пушкин

Когда-то Достоевский сказал: “Красота спасет мир”. Наша современная действительность нуждается в спасении: в грудных условиях материальной жизни человек должен найти4 точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых проблем и неурядиц, не замкнуться в самом себе. И в этом нам помогает природа, она дает духовные силы, как родник усталому путнику в знойный день. Пушкин писал роман “Евгений Онегин” дольше семи лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из молодого он превратился в окончательно сложившегося зрелого человека и мощного художника. В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую действительность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных. Они услышали живую, разговорную русскую речь, еще сильнее почувствовали, как великолепна русская природа. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. В поэтическом наследии Пушкина поражает большая разносторонность его дарования. Изображая пейзаж, чуткий и тонкий ценитель красоты, в каждой картине он дает свое, особенное, порой неуловимое обычным глазом, понимание. Пейзаж у Пушкина не бесчувственный образ, он имеет свой символ, свой смысл:

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины.

Калитку, сломанный забор...

Перед Пушкиным — жизнь и ее повседневная проза. Уже в первых главах “Евгения Онегина” дана зарисовка столицы и отношение к ней самого автора:

Онегин, добрый мои приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

Этой небольшой фразой Пушкин иронично намекает на; свою .ссылку, в которую он отправился не по своей охоте. Море, буйная стихия вдохновляют Пушкина. Он точно дает зарисовку своего мятежного духа, отдаваясь воспоминаниям молодости:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурною чредою,

С любовью лечь к моим ногам.

Не таков Онегин. Он вырос в Петербурге, не был на юге, природа быстро надоедает ему, как и все на свете. Попав в деревню, Онегин только первые два дня восхищается переменой в его жизни, а потом снова хандрит:

Два дня ему казались новы

Уединенные поля.

Прохлада сумрачной дубравы,

Журчанье тихого ручья.

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон;

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та же.

Отчего же природа не вылечила Онегина? Выросший в свете, который успел своим ядом отравить его, Онегин не был поэтически тонкой натурой, как Ленский, он был ценителем женской красоты, но часто красота внешняя не соответствовала красоте внутренней, поэтому Онегин, развратившись и пресытившись любовью, быстро остывал. Ум его требовал пищи, а пищи вокруг он не видел, душа его молчала. Пушкин, как никто другой, остро чувствует тишину, природу, сливаясь с ней целиком. Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа. Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет:

Я был рожден для жизни мирной.

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны.

Татьяна близка Пушкину тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она “дитя природы”. Многие писатели заметили, что девушки, выросшие в глухой провинции, более восприимчивы к красоте. “Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок”, а Татьяна жила рядом, среди красот русской природы, где:

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад.

Какая идиллия! Какой простор для творчества!

Странная судьба героев. Казалось бы, Ленский внутренне больше подходит Татьяне, он мог бы понять то, чем жила эта героиня. Пушкин о Ленском пишет:

Он рощи полюбил густые,

Уединенье, тишину,

И ночь, и звезды, и луну...

Это все очень близко Татьяне, она воспитана на этом романтизме и мечтательности. Но Ленскому дает вдохновение Ольга, он приписывает ей черты, которые выдумал сам. Мила, прелестна, но не более того. Внутренне пустая и недалекая, но Ленский боготворил ее и все то, что ему хотелось в ней видеть:

Невинной прелести полна,

В глазах родителей,

она Цвела, как ландыш потаенный,

Незнаемый в траве глухой

Ни мотыльками, ни пчелой.

Сон Татьяны, в котором ей приснилось, что Онегин поверг Ленского неожиданно оказался пророческим. Татьяна чутка, у нее хорошо развита интуиция, которой ее наградила матушка-природа. На всю деревенскую природу: на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму Пушкин смотрит глазами Татьяны. Благодаря ей любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне, загадывание желаний при виде падающей звезды или поэзия русских святок со старой песней о затерянном мужицком рае. Поэтические описания природы в “Евгении Онегине” великолепны:

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! Пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!—

пишет автор. Все эти лирические отступления помогают нам глубже увидеть героев и эпоху, понять душу самого автора, почувствовать красоту окружающей природы, ощутить полноту и краски всей нашей жизни. Белинский очень точно заметил, что Пушкин чувствует бег времени, он выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи. Душе поэта чужда кастовая изоляция и духовная ограниченность. Богатая духовная жизнь поэта позволяла ему открывать таящуюся в природе красоту. Пейзаж очень важен в романе, через него Пушкин дал психологически верные портреты героев, донес до нас дух времени. Картины природы в творчестве Пушкина — средство воспитания любви к Родине, потому что можно любить лишь ту землю, ту красоту, среди которой вырос. Милые сердцу картины не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство. Природа делает нас нравственно чище. В “Евгении Онегине” Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Родине, где страдал и любил, где набирался творческих сил. Говоря об идейном значении реалистического пейзажа Пушкина, критик Томашевский, написавший ряд замечательных работ о поэте, отметил, что “точность описаний, отказ от жеманства, правдивость отличают поэзию Пушкина и ставят ее в первый ряд по грандиозности изображения русской природы”.