Смекни!
smekni.com

Мифы индейцев Южной Америки (стр. 1 из 45)

Мифы индейцев Южной Америки

Автор: Фольклор

В начале времен земля была бесплодна, а у мужчин не росла

борода. Лишь позже начали появляться деревья. В начале времен пена была черного цвета. В начале времен не было ни еды, ни лекарств. В начале времен люди были с хвостами.

Горшок с мясом

1. Черный человек. Шаранахуа .

2. Ящик. Ниваклэ

3. Череп. Уитото

4. Голова. Пареси

5. Попугай. Напо

6. Хури-хури. Напо

7. Горшок с мясом. Карихона

8. Смерть Сейксвисбуче. Коги

9. Лесоруб. Напо

10. Камни. Ямана

11. Гнездо термитов. Бороро

12. Змея. Паэс

13. Озеро. Шаванте

14. Сон. Чимила

15. Одноногий. Крахо

16. Хаби Бехоройда. Варрау

17. Охота на обезьян. Такана

18. Речной вождь. Пареси

19. Жена двоих мужей. Пареси

20. Магеллановы облака. Намбикуара

Жабье молоко

21. Куда лучше. Ямана

22. Жабье молоко. Матако

23. Тростник. Уфайна

24. Почему пенисы не отваливаются. Урубу

25. Как лечить раны. Кашинауа

26. Темные и светлые. Селькнам

27. Инцест. Коги

28. Как родился Кваньип. Селькнам

29. Дедушка и внучка. Ниваклэ

30. Обман. Ниваклэ

31. Месяц и месячные. Матако

32. Жены крапивника. Ямана

33. Воры на хлопковом поле. Такана

34. Анаконда. Каяно

35. Хозяйка вод и хозяйка мертвых. Сиона

Апельсины. Кадиувео

37. Как женщины ели мужчин. Гуахиро

38. Гремучая змея. Ниваклэ

39. Бананы. Юкпа

40. Сколопендра. Юкпа

41. Зачем нужны вши. Ниваклэ

42. Кастанейра. Шипая

43. Как женщины научились рожать детей. Тоба

44. В гостях у инков. Кашинауа

45. О женщинах, стремящихся стать мужчинами. Юкпа

Марушава и кудуду

46. Коршун. Ямана

47. Синяя борода. Такана

48. Ганс и Гретель на Амазонке. Тенетехара

49. Белый олень. Шипая

50. Страна мертвых. Гуахиро

51. Ослица. Гуахиро

52. Путешествие. Десана

53. Дельфин. Ямана

54. Ловушка. Макиритаре

55. Кит. Ямана

57. Смола. Мачигенга

56. Ананасы. Коги

58. Как появились наркотики. Тукано

59. Марушава и Кудуду. Шипая

60. Ест и людей. Коги

61. Говорящее дерево. Андоке

62. Женщина-река и женщина-море. Коги

63. Смерть людоедов. Паэс

Война с красноглазыми

64. Муха. Варрау

65. Война с красноглазыми. Варрау

66. Карибы. Варрау

67. Молодой людоед Нгети. Шикрин

68. Корзина. Варрау

69. Охотница. Чоко

70. Хозяйка рыбы. Коги

71. Старуха и осы. Варрау

72. Бабушка. Варрау

73. Амазонки. Карихона

74. Многоженец. Варрау

75. Крокодил. Кечуа

76. Неудачная свадьба. Варрау

77. Волосы. Варрау

78. Кладбище. Варрау

79. Ягуар. Мокови

80. Табак. Ниваклэ

81. Любитель детей. Гуахиро

82. И никто не узнал. Чимила

83. Водопад. Иранше

84. Водяные люди. Пареса

Непослушная девушка

85. Гнездо пчел. Крахо

86. Жеребец. Ниваклэ

87. Мара-Гуари и племянник-змееныш. Варрау

88. Откуда взялись европейцы. Юкпа

89. Гусеница. Шукаррамаэ

90. Непослушная девушка. Ямана

91. Красавчик. Ямана

92. Почему люди вешаются. Гуахиро

93. Ведро с кипятком. Варрау

94. Яма. Аруа

95. Дятел. Ямана

96. Гуси. Ямана

97. Тик-тик-тик. Иранше

98. Дикие свиньи. Санема

99. Кусок воска. Ниваклэ

100. Муравьед. Юкпа

101. Костер. Каяпр

102. Колючки. Бороро

103. Тапир. Тоба

104. Ягоды. Гуахиро

105. Белка. Гуахиро

Как черно-белый мир стал цветным

106. Почему Бог уничтожил евреев. Кечуа

107. Таракан. Теуэльче

108. Почему дети убегают из школы. Кечуа

109. Воскрешение жареных петухов. Напо

110. Потоп. Ниваклэ

111. Пиранья. Вапишана

112. Черепаха. Вайвай

113. Откуда взялись индейские женщины. Крахо

114. Женщина в ветвях дерева. Чамакоко

115. Черная Земля. Коги

116. Мать Наова. Коги

117. Дочери луны. Варрау

118. Злые женщины. Суя

119. Шаманка-Луна. Селькнам

120. Куваи и его жена. Карихона

121. Пещера. Тупи

122. Маниок и священные флейты. Намбикуара

123. Жажда. Ниваклэ

124. Дочь солнца. Десана

125. Праздник масок и флейт. Банива

126. Звуки музыки. Татуйо

127. Лягушка. Варрау

128. Черная краска и красная краска. Хиваро

129. Как черно-белый мир стал цветным. Санема

130. Конец света. Коги

ГОРШОК С МЯСОМ

1.Черный человек

Женщина шла по лесу. Она продиралась сквозь кусты, в кровь разодрала ноги. Наконец, показалась тропа. Женщина остановилась, присела на корточки и облегчилась. Потом пошла дальше.

Все это время Дика следил за ней. Как только женщина скрылась за поворотом тропы, он подбежал и аккуратно соскреб нечистоты -- под ними явственно обозначился отпечаток ноги тапира. Дика даже затрясся от удовольствия. Он бросился в лес, догнал тапира и превратил его в большого черного человека.

Женщина уже подходила к дому, когда чья-то темная фигура загородила дорогу.

-- Куда спешишь? -- раздался хриплый голос. -- Муж твой мертв, зато я хочу тебя!

Черный человек повалил женщину на тропу. Удовлетворив желание, он поднялся, схватил пленницу за руки и потащил за собой.

Много удивительного довелось повидать женщине на этой неделе. Особенно ее поразило, как муж-тапир ловит рыбу. Он заходил в воду и испражнялся. После этого рыба всплывала вверх животом и ее оставалось лишь подобрать.

Хотя новый муж хорошо кормил женщину, ей не терпелось домой. Ведь маленькая дочка осталась совсем одна. Однажды ночью женщина убежала. Стараясь не сбиться с тропы, она не раз оступалась и падала, думала порой, что не дойдет: мешал огромный живот. Казалось, что женщина на сносях, хотя беременность длилась не столь долго. Но вот и дом. Готовясь к худшему, женщина открыла дверь. Дочка лежала в гамаке. Она была жива, но выглядела измученной: по всему телу ползали огромные тапирьи вши. Мать села рядом и стала искать насекомых в голове девочки. Обессилев, мать и дочь слегка задремали. Тогда зашевелилось в утробе еще не рожденное дитя -- ребенок-тапир. Он высунул наружу похожий на хобот нос, нащупал гениталии девочки и таким необычным образом лишил ее невинности.

В хижину ворвался младший брат мужа женщины.

-- Я убил тапира, я отомстил ему! -- крикнул он.

-- Мне пора рожать! -- простонала женщина.

Ребенок-тапир выбрался наружу, разорвав мать пополам. 2. Ящик

Человек пошел охотиться на вискачей. Пройдя несколько сот метров, он увидел множество зверьков и настрелял их полный мешок. Но вернувшись на то же место в следующий раз, никакой дичи там не нашел и направился дальше.

В конце концов он добрался до незнакомой деревни. На площади толпился народ: зарезали корову, все готовились к празднику. Люди заметили чужака и стали гадать, кто он такой. Мужчины жарили мясо.

-- Пойди спроси, -- велели они товарищу, -- откуда он; и пригласи к нам -- пусть тоже покушает. И пусть к вождю сходит!

Человек боялся идти к вождю, но окружающие принялись его ободрять. Тогда охотник приблизился к дому вождя и прокричал вежливое приветствие.

-- Будь любезен, -- ответил вождь, -- пойди наруби дров. Вот топор. Налей в котел воды, разожги огонь и заготовь дров. Воду поставь кипятиться. Но топлива принеси побольше, чтобы вода быстрее согрелась. Как закипит, мы бросим тебя в котел!

Маленький мальчик, стоявший неподалеку, прошептал человеку:

-- Постарайся схватить топор, ведь вождь собирается прикончить тебя!

-- Как же мне рубить, вождь? - спросил человек, подойдя к дереву.

Вождь стал показывать, а человек ударил его топором по шее и убил. А дальше стал думать, что ему делать с детьми вождя. Он заметил большой ящик и позвал ребятишек:

-- Ну-ка прячьтесь скорее сюда, а то сейчас холодный ветер задует!

Дети залезли в ящик, а человек забил крышку гвоздями. Подул холодный ветер, и дети в ящике умерли. 3.Череп

Нофуетома был неплохой колдун. Он много чего исхитрился создать, но вершиной собственной изобретательности считал растение карам. Некоторые думают, что такого растения не существует в природе, ибо, если индейцев спросить, что такое карам, любой из них укажет какую-нибудь свою лиану или траву. Некоторые карам ложные и слабые - с этим не приходится спорить. Однако каждый, кто намажется соком настоящего карам, видит в темноте.

С тех пор, как ночь для Нофуетомы сделалась светлее дня, он стал от заката до рассвета бродить в лесу и выгребать из дупла древесных лягушек, которые ведут ночной образ жизни. Жена потом подавала их в жареном виде вместе с маниоковыми лепешками. Рыбной ловлей Нофуетома теперь тоже занимался исключительно по ночам: зажигал факел и бил острогой столько рыбы, сколько хотел.

Не удивительно, что по лесу распространялось недовольство. Отомстить Нофуетоме, создавшему колдовское растение, вызвались жабы. Они незаметно проникли в его жилище и устроились, кто под бревном, кто под камнем, кто под брошенной старой корзиной. Всякий раз, когда Нофуетома уходил в лес, жабы вылезали из темных углов и окружали хозяйку дома. Медленно переступая, они приближались к несчастной женщине, совершенно терявшей способность двигаться. Жабы забирались на нее и начинали потихоньку объедать. Кожа, мясо и кровь таяли, остов разваливался.

Подходя к дому, Нофуетома имел обыкновение стучать по корню дерева, росшего у тропы. Этим он желал напомнить жене, что пора подавать мужу лепешки и пиво. Он не знал, что посылает предупреждение жабам. Услышав стук, те восстанавливали женщину из останков и отнимали у нее память. Когда муж входил, она лишь жаловалась на страшную головную боль и, худея день ото дня, отказывалась принимать пищу.

Однажды Нофуетома возвращался с охоты позднее обычного и в спешке забыл ударить по корню. Отворив дверь, он увидел кучу окровавленных костей на полу, а в гамаке - дочиста обглоданный череп. Пока охотник обдумывал, как ему поступить, череп подскочил и вцепился ему в меча. Нофуетома попробовал сбросить череп на пол, но тот укусил его за руку. Каждая новая попытка избавиться от черепа влекла за собой все более жестокое наказание. Нофуетома понял, что сопротивляться глупо - враг перегрызет ему горло. Оставалось смириться.

-- Что, не нравится? -- ухмыльнулся череп, видя успех дрессировки. -- Привыкнешь! Это тебе за то, что позволил жабам меня сожрать!