Смекни!
smekni.com

Анализ института права собственности как центрального института гражданского права (стр. 2 из 16)

Из этого определения следует, что собственность – это в первую очередь отношение человека (группы людей) к вещи (благу) как к своему. Однако этим содержание собственности не исчерпывается, поскольку собственность немыслима без того, чтобы все иные лица относились к ней как к чужой. А это означает, что третьи лица обязаны воздерживаться от каких бы то ни было посягательств на чужую вещь (благо) и на волю собственника в отношении этой вещи (блага). Следовательно, собственность – это ещё и отношения между людьми по поводу вещей (благ). Можно сказать следующее: собственность основана на разделении «моего» и «твоего», или «своего» и «чужого».

Многогранность понятия «собственность» заставляет рассматривать её под разными углами зрения: и как юридическую, и как историческую, и как морально-этическую категорию. Категория собственности, как показывает исторический опыт, носит объективный, не зависящий от воли людей характер, обусловленный факторами эффективного использования природных ресурсов и развития производительных сил.

Следует отметить, что правовая характеристика собственности представляет собой субъективное толкование сложившихся (в силу национальных обычаев и традиций) отношений по поводу присвоения благ. Первые источники, упоминающие о собственности как правовой категории, - это религиозные, священные книги: Библия, Коран и их интерпретации. Религиозные писания содержали основные постулаты будущего института права собственности. Так, в Библии сказано, что уже на шестой день сотворения мира люди были наделены правом владеть (функция собственности) всеми благами земли[8].

Все религиозные конфессии возникали не спонтанно. В силу этого любая из существующих ныне религий отражает уже сложившееся социально-экономическое (власть и подданные) и имущественное (богатые и бедные) разделение людей, а также сопутствующие этому разделению основы социальной справедливости. Так, восьмая заповедь Библии гласит: «Не укради», а десятая заповедь – «Не желай себе ничего, что у ближнего твоего»[9]. Тем самым Священное Писание, можно сказать, взяло на себя функцию защиты права собственности. Обратившись к Корану, мы увидим, что там также сформулированы представления о труде как источнике благосостояния, о налоге в пользу неимущих и др. Исходя из прообразов источников права собственности, собственность можно считать и морально-этической категорией.

К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали важнейшую роль собственности в обществе, подчеркивая, что во всяком революционном движении выходит «на первое место вопрос о собственности, как основной вопрос движения»[10]. Но несмотря на свою важнейшую роль, первоначально собственность не получила научного определения. Известно, что древние римляне не проводили различия между собственностью и правом собственности. Когда в их работах и почти всех последующих юристов стояло слово «собственность», то, как правило, имелось в виду право собственности. И. Бентам утверждал, что «собственность есть исключительно создание закона»[11]. Между тем собственность есть категория экономическая, существующая независимо от воли людей, в то время как право собственности – явление идеологическое, порождённое человеческим разумом. Различие собственности и права собственности принято в нашей литературе[12].

А.Тьер определял собственность как «естественный инстинкт взрослого человека, ребёнка, животного, единственная цель и необходимая награда труда»[13]. Аналогично рассматривает собственность И.А. Ильин, полагая, что «Частная собственность связана с человеческою природою… жизнью человеческого инстинкта»[14]. Подобное понимание собственности встречается и в современной цивилистической литературе. К.И. Скловский считает собственность продолжением и воплощением личности в вещи, рефлексом собственника в материальном мире[15].

Для понимания сущности собственности К.И. Скловский обращается к взглядам Г.В.Ф. Гегеля, а именно к возникновению собственности. Собственность возникает первой по той причине, что она связана с внешними предметами, противостоящими воле субъекта (по мнению Г.В.Ф. Гегеля). Собственность в этом смысле это «помещение воли в вещь»[16]. Это не что иное, как присвоение людьми предметов окружающего мира для удовлетворения физических потребностей. Недаром, например, Прудон отмечал, что «собственность есть кража»[17]. Тем не менее, формула о «присвоении» имеет в отношении собственности рациональный смысл, тем более, если в ней видеть «не элемент природного и экономического процесса, объективный факт – факт «присвоенности», «принадлежности»[18]. В этой связи профессор Е.А. Суханов определяет собственность как «отношения между людьми по поводу вещей, заключающиеся в присвоенности или в принадлежности материальных благ одним лицом (их коллективам) и соответственно в отчужденности этих же благ от всех других лиц»[19].

В соответствии с данным подходом собственность рассматривается как «нечто «своё», «собственное» для человека; отношение к вещам как к самому себе. Это «как бы продолжение человека в вещах, продолжение его персонального господства, абсолютной и исключительной власти в отношении внешних предметов, которые становятся условиями и факторами его существования…»[20]. Подчеркивается полное господство над предметами и отношение к ним, как к своим. При всей кажущейся ненаучности термина «как к своим», оно оказывается довольно глубоким, если учесть, что «своей» можно считать вещь, понимая её как пространственное расширение личности. Это качество отсутствует у обладателя всех других прав на вещь: они не относятся к чужой вещи как к атрибуту, продолжению собственной личности.

В контексте рассматриваемого подхода следует отметить, что человек выступает не как примитивный «захватчик» вещи, который в последующем распространяет свою власть на нее, а как «мыслящее и творческое существо, продолжающее себя во внешнем мире и тем самым, открывая для себя возможность, осваивать его»[21].

Интересно то, что характеристика собственности через личность свидетельствует о наличии в ней некой духовной сути, скрытой в глубинах феномена «собственность», ведь уже в вещном характере собственности проявляются неосмысленные черты, которые влекут людей. Это не расчеты на богатство и иные материальные выгоды, это противостояние собственности «образу жизни, построенному на воровстве…»[22]. По-видимому, есть все основания полагать, что самые высокие духовные категории, такие как совесть, солидарность сообразуются с собственностью.

С учетом рассматриваемой позиции можно сделать вывод о том, что по своей исконной сути собственность – персонифицированная категория, т.е. была изначально обозначена как частная собственность. Это собственность конкретного лица, полное обладание которого вещами, иными предметами на прямую соприкасается с его интересами, разумом и свободной волей. Только персонифицированная, частная собственность в силу своих исходных качеств способна быть продолжением личности, её господства и власти, выраженной в вещах, иных явлениях окружающего мира.

Заслуживает внимания классическая трудовая теория Д. Локка, полагавшего, что собственность является самостоятельной ценностью вне договорных отношений. «Закон разума» устанавливает правило, согласно которому вещи должны принадлежать тем, кто затратил на них собственный труд, даже, несмотря на то, что до этого иные лица обладали на вещи правом собственности[23]. В конечном счете, человек отгораживал своим трудом собственность от общего достояния (в первую очередь земельный участок). Со временем появляются границы между земельными участками, и возникает необходимость в утверждении собственности путем договора и соглашения. Договоры носили произвольный характер и к содержанию самой собственности никакого отношения не имели. Понимание собственности Локк обосновывал тем, что человек – господин и владелец своей собственной личности, а, следовательно, владелец своих действий и своего труда. Труд выступает как источник права собственности.

Однако, по мнению ряда юристов, определение собственности, только через имущественные отношения является слишком узким. Юристы утверждают, что «общественно-индивидуальный тип собственности включает в себя отношения, складывающиеся в сфере не только материального, но и духовного производства»[24]. Таким образом, данное утверждение является продолжением теории К.И. Скловского и позволяет рассматривать собственность как категорию всеобщую и охватывающую все стороны человеческой жизни.

Можно выделить ряд функций собственности.

1) собственность главная и незаменимая мотивационная основа активной, в том числе творческой, созидательной деятельности человека, прежде всего, в области производства, экономики. «Ибо отношение к вещам, иным опредмеченным составляющим, выступающим в качестве «своих», только и может быть таким же, как и к самому себе, – активным, изначально настроенным на рост и расширение объектов собственности…»[25];

2) собственность является силой, обременяющей собственника социальной ответственностью за результаты использования своего имущества, за успех своего дела;

3) собственность как средство удовлетворения интересов и потребностей человека.

Итак, по своей сути собственность является категорией экономической, социальной, не лишенной духовной сути. Собственность – это отношение лица к принадлежащей ему вещи, как к своей, которое выражается в полном господстве над ней.