Смекни!
smekni.com

Анализ института права собственности как центрального института гражданского права (стр. 3 из 16)

Необходимо определить правовую составляющую собственности. Полное, абсолютное обладание вещами, иными предметами и тем более власть над ними на определенной ступени общественного развития не может существовать и быть реализованным без права, правовых механизмов и институтов. В принципе это может быть «кулачное право», «право захватчика», т.е. факт насилия. Такое право было характерно для рабовладельческого и феодального типов государств. Но в условиях становления демократии право собственности все больше утверждается в качестве института цивилизации, строящегося на юридических началах. Таких, как закрепление тех или иных прав в официальных источниках, установление процедур приобретения и прекращения права собственности, способов восстановления нарушенных прав, обеспечение их надлежащей защиты в судебном порядке. Подобное подчинение права собственности юридическим началам является одним из мощных факторов экономического и социального развития общества.

История свидетельствует о том, что на первых этапах развития человеческого общества обладание материальными богатствами и власть над людьми (система подчинения и духовная власть) выступали как единое, освещенное господствующими верованиями, одинаково и над людьми и над вещами. На данном этапе формировались зачаточные отношения собственности – отношения общественной собственности. В процессе дальнейшего развития общества «обладание» и «власть» стали обособляться в сферах материального производства и жизнедеятельности людей.

Особое значение сыграла древнеримская культура. Ее влияние произошло в момент формирования права как особого нормативного институционного образования и формирования института частной собственности. Римская доктрина не трактовала власть собственника как беспредельную и безграничную. Кроме того, право собственности в Древнем Риме было достаточно детализировано, что в дальнейшем дало прочные деловые отношения, исключающие произвол.

Одним из специфических признаков права собственности, который существовал изначально, является всеобъемлющий или абсолютный характер права. Этот признак вытекает из анализа всех вышеизложенных позиций и утверждений. Ясно видно, что право собственности имеет качество решающего фактора жизнедеятельности, основы производства, иных областей социальной и бытовой жизни.

Абсолютный характер права собственности проявляется в его действии по отношению к другим лицам, на которых лежит обязанность не вторгаться в полномочия собственника.

Абсолютный характер права собственности означает его исключительность, так как никакое иное право, аналогичное праву собственности и вещному праву, не может быть установлено на данное имущество.

Право собственности является по своему содержанию обобщённым выражением тесно связанных правомочий. Правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим собственнику, являясь неотъемлемым признаком права собственности, лишь намечают три основные группы правовых возможностей, не исчерпывая всю широту права собственности[26].

Бессрочный характер права так же является признаком права собственности. Российское гражданское законодательство не ограничивает право собственности сроками и прекращается оно только в соответствии с основаниями, указанными в ГК РФ.

В качестве признака права собственности можно указать, то, что оно основано на положениях закона. ГК РФ прописывает общие положения права собственности, основания приобретения и прекращения, называет субъекты и виды собственности. Однако в силу диспозитивности норм гражданского законодательства дополнительные условия, например, права и обязанности собственников, порядок раздела совместной собственности могут быть определены соглашением сторон.

Российское законодательство содержит категорию – неприкосновенность собственности, которая лежит в основе одного из важнейших элементов статуса собственников и признака права – абсолютная защита. «Принцип неприкосновенности собственности, как частной, так и публичной, означает обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в его использовании»[27].

На наш взгляд необходимо обратиться к мнению классиков цивилистической науки по вопросу определения права собственности.

Касаясь определения права полной собственности, К.П. Победоносцев писал: «В нашей системе понятие о вещных правах сливается с понятием о праве собственности, со всеми его делениями. Слово «собственность» имеет не вполне одинаковое значение со словом «право собственности».

Первое пространнее последнего. В более пространном смысле под словом «собственность» разумеем всякое право по имуществу, принадлежащее человеку. В более тесном смысле право собственности есть право исключительного, полного господства лица над вещью. По определению нашего законодательства право собственности есть власть в порядке, установленном гражданскими законами, исключительно от лица постороннего, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно, доколе хозяин не передаст сей власти другому. И по этому определению право собственности является совершеннейшим и полнейшим из всех прав: право исключительного и полного господства. Полнота выражает положительную сторону этого права, исключительность – отрицательную сторону. Право. Этим словом прежде всего характеризуется собственность и показывается отличие её от простого обладания, удержания в своей власти. Право, утверждённое законом, основанное на титуле или законном основании приобретения и потому неопровержимое, вмещающее в себе силу для преодоления всякого спора»[28].

По поводу понятия о праве собственности Г.Ф. Шершеневич считал, что, несмотря на видимую его простоту и ясность, в науке оно до сих пор не установлено точно. «По наиболее распространённому определению, совпадающему с житейским представлением о праве собственности, последнее составляет неограниченное и исключительное господство лица над вещью. Однако признак неограниченности встречает возражение с той точки зрения, что право собственности, как и всякое право, всегда ограничено, что в действительности все законодательства ставят пределы воле собственника. Чтобы избежать этого признака устанавливают понятие о праве собственности, как о праве наиболее полного господства»[29]. Если, по мнению автора, извлечь из законного определения все не относящиеся к понятию и сохранить лишь содержащиеся в нём признаки, то мы получим следующие определения понятия о праве собственности: власть, в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно[30].

Право собственности вечно и потомственно, срочного или временного права собственности быть не может. «Терминология нашего законодательства представляется далеко не выдержанной. Оно почти безгранично употребляет выражения собственник и владелец. Собственностью называется в законе как право собственности, так нередко само имущество, по праву собственности кому-либо принадлежащее. По замечанию самого Сперанского, «не должно смешивать право собственности с собственностью»[31].

Рассуждая о праве собственности и употребляя соответствующую формулировку в различных контекстах, не следует упускать из поля зрения элементарное положение, что «право» может рассматриваться в двух различных специально-юридических значениях:

– как объективное право, т.е. совокупность юридических норм о собственности, установленных государством правил поведения, регулирующих отношения собственности (иначе говоря, это вся система норм гражданского законодательства, регулирующих отношения собственности);

– как субъективное право, т.е. правомочия, субъективные возможности, принадлежащие субъекту, а именно право владения, право пользования и право распоряжения.

В итоге следует отметить, что еще задолго до существования современного общества собственности придавали особое значение и всегда связывали с личностью. Именно тогда зародилась известная формула «человек – вещь». Единственной недоработкой того времени было отождествление собственности и права собственности. Но наука исправила это положение и сейчас собственность вне своего единства с правом теряет смысл и предназначение. Вне этого единства вещи, материальные и нематериальные блага становятся «грудой мертвых предметов»[32], используемых не по назначению и подлежащих разорению.

1.2 Объекты и субъекты права собственности

Объекты права собственности. Традиционно объектом права собственности выступает вещь, имущество. ГК РФ не дает легального понятия вещи. Обычно вещи воспринимаются как «отдельные предметы, явления»[33]. Подопригора А.А. определяет вещь как «все, что окружает человека, может быть объектом вещного права и заключает в себе определенную ценность»[34]. Германское гражданское уложение определяет вещь как конкретный материальный предмет, а именно «вещью традиционно признаются предметы в любом агрегатном состоянии, поэтому устанавливается ответственность за кражу воды, проходящую по трубам, пара из системы отопления. Главное, чтобы вещь была конкретной и материально обособленной от внешнего мира»[35].

Анализируя данные понятия можно выделить юридические признаки вещи. Первым юридическим признаком является доступность вещи к обладанию. Доступность к обладанию четко просматривается на примере Д.И. Мейера: «Застреленная или посаженная в клетку птица может стать объектом обладания человека, а, следовательно, вещью в гражданско-правовом смысле»[36]. Необходима изолированность от внешнего мира. «Природный газ, вода в канализации являются обособленными объектами, и поэтому, будучи доступными, для человека, становятся вещами»[37].