Смекни!
smekni.com

Вещи как объект гражданских правоотношений (стр. 1 из 8)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие имущества как объекта гражданских прав. Классификация имущества

2. Вещи как объект гражданских прав. Специфические особенности вещей как объектов гражданских прав

3. Классификация вещей и их правовой режим

4. Задача

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Гражданское законодательство и цивилистическая теория со времен Древнего Рима активно оперирует понятием «имущество» и «вещь». Однако и по сей день содержание имущества и понятие вещи в гражданском праве четко не определено, употребление этих терминов предполагает многовариантность толкования, в связи с чем требуется глубокое и всестороннее изучение данных правовых категорий.

Кроме того, отметим, что содержание имущества и вещи не являются «статичными». Хозяйственная сфера постоянно модернизируется, соответственно видоизменяется и круг экономических благ. По этой причине право не в силах заранее спрогнозировать и предусмотреть всеобъемлющий перечень объектов гражданских прав, входящих в состав имущества. Возникают новые экономические отношения, происходит процесс постепенного вовлечения в имущественный оборот «новых» объектов и вещей, которые ранее не представлялись очевидными благами. Таким образом, правовая категория «имущество» и «вещь» являются саморазвивающимися явлениями.

Однако стремительное развитие имущественных отношений не могло не вызвать появления многочисленных противоречий и сложностей, которые все острее затрагивают традиционные постулаты гражданского права. В свою очередь, решение указанных проблем напрямую зависит от разрешения теоретических вопросов относительно сущности, содержания и места некоторых «новых» имущественных благ в системе объектов гражданских прав. Без этого невозможно сконструировать их адекватную правовую модель, создать надлежащий правовой режим и обеспечить четкое правовое регулирование оборота таких объектов. Законодатель оказывается перед проблемой определения вида объекта, наиболее адекватного сущности блага, подлежащего правовому описанию и защите.

Следует отметить, что в отечественной правовой литературе нет всеобъемлющих монографических исследований, посвященных специально вопросам содержания, построения и развития категории «имущество» и категории «вещь», – в большинстве работ рассматриваются лишь отдельные аспекты этой проблемы, с акцентом на том, что указанное понятие в отечественной цивилистике многозначно. В свете указанного исследуемая нами тематика представляется весьма актуальной.

Основная цель данной работы состоит в комплексном исследовании основных правовых проблем категории «имущество» и «вещи» в российском праве, ее содержательного наполнения, внутривидовой дифференциации и принципов формирования правовых режимов «новых» объектов. При этом используются инструментарий и выводы, сформулированные в теории права и цивилистики.

Для этого были поставлены следующие задачи: рассмотрение понятий таких правовых категорий как «имущество» и «вещь»; приведение классификации имущества и вещей.

Объект настоящей работы – теоретические и практические вопросы, связанные с пониманием института «имущество» и «вещь», анализом данных правовых институтов.

Предметом данной работы является действующее законодательство, наука гражданского права, судебная практика.

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы: метод системного анализа, обобщение нормативных, научных и практических материалов, исторический метод; частно-научные методы: сравнительный, логический, технико-юридический и другие.

Отметим, что существенный вклад в понимание исследуемой тематики внесли такие авторы как Е.А. Суханов, Г.Ф. Шершеневич, Д.И. Мейер, О.Н. Садиков.

Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


1. Понятие имущества как объекта гражданских прав. Классификация имущества

Согласно ст. 128 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Анализ приведенной статьи показывает, что законодатель включил в нее перечень лишь основных объектов гражданских прав. Такой перечень следует признать открытым, поскольку в число объектов может быть включено и «иное имущество», а также результаты интеллектуальной деятельности, не обозначенные прямо в указанной норме.

Среди объектов гражданских прав закон выделяет «имущественную» группу, обозначив ее контуры исходными понятиями «вещи», «деньги и ценные бумаги», «имущество», «имущественные права», «иное имущество». В дальнейшем законодатель конкретизирует этот класс объектов посредством терминов «недвижимое имущество», «недвижимая вещь», «недвижимость», «сложные вещи», «неделимые вещи» и т.д. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в данном перечне имущественных объектов гражданских прав основную нагрузку, на наш взгляд, несут такие понятия, точнее даже правовые категории, как имущество, вещь и товар. Нередко под вещами понимают любые материальные предметы внешнего по отношению к человеку окружающего мира. Такие вещи относят как к материальной, так и к духовной культуре. Главное, что делает их объектами гражданских прав – это способность удовлетворять те или иные потребности людей[1].

Вещами в гражданском праве могут быть те материальные и культурные (интеллектуальные) ценности, которые имеют стоимость и по поводу которых возникают имущественные отношения как предмет гражданского права, а также собственно гражданские правоотношения. Вещами могут признаваться предметы естественного мира или же результаты (продукты) человеческой деятельности, участвующие в товарном обороте. Предметы, изъятые из оборота, сбрасывают с себя «товарную маску», переставая тем самым быть вещами в гражданско-правовом смысле. По поводу таких предметов обычно складываются государственно-правовые, административно-правовые и иные отношения, но не юридические связи, регулируемые нормами гражданского права.

Во многих случаях, особенно в обиходе, между вещами и имуществом ставят знак равенства, встречаются такие синонимичные словоупотребления и в специальной юридической литературе[2]. Действительно, понятие «вещь» как товарное «тело» является фундаментом всех производных понятий имущественной группы объектов гражданских прав. Имущество в «первозданной» форме есть вещь. Все остальные приведенные формы являются производными от вещной своей основы. Имущественное право – это потенциальная вещь или стоимостной ее эквивалент, имущественная обязанность при ее исполнении ведет к уменьшению активов должника. Однако оснований для отождествления вещей с имуществом не дают ни текущее законодательство, ни наука гражданского права.

По широте охвата статики вещей и разнообразию механизмов использования с понятием «имущество» нельзя сравнивать какой-либо иной термин. Имущество – широкое понятие, которое включает в себя вещи или их совокупности (ч.2 ст.15 ГК), деньги и ценные бумаги (ч.1 ст.302, ч.1 ст.307 ГК РФ), имущественные права (ст.18 ГК), имущественные обязанности (ч.2 ст.63 ГК РФ). Легальное закрепление видов имущества в действующем законодательстве есть момент позитивный: оно создает, конечно, некоторые отправные точки для анализа, но не исчерпывает проблемы имущества как центральной категории не только системы объектов гражданских прав, но и всей системы гражданского права как отрасли.

В российской цивилистической доктрине учение об имуществе достаточно детально разрабатывалось многими выдающимися учеными, среди которых следует отметить, прежде всего, Д.И. Мейера. По его мнению, объектом права технически называется то, что подлежит господству лица как субъекта права. Предметами, подлежащими господству лица, являются лица, вещи и чужие действия (действия других лиц), так что все права по их объекту представляются или правами на лица, или правами на вещи, или правами на чужие действия. Но права на лица чужды имущественного характера, гражданское же право имеет дело только с имущественными правами, так что правам на лица нет, собственно, места в гражданском праве. «И нам приходится поэтому остановиться на двучленном разделении объекта права, т.е. принять, что объектами гражданского права представляются вещи и чужие действия. Оба эти предмета подходят под понятие имущества, так что, можно сказать, имущество представляется объектом гражданского права. И этим еще полнее характеризуется объект гражданского права, точнее определяются те предметы, которые подлежат господству лица как субъекта гражданского права»[3]. Для Д.И. Мейера имущество, таким образом, есть собирательное понятие, охватывающее вещи и чужие действия. То есть, пользуясь современными представлениями о системности, мы могли бы сказать, что в целостной системе объектов гражданских прав образуется имущественная подсистема, включающая в себя два вида объектов. Но в то же время и само имущество Д.И. Мейер рассматривал в качестве объекта гражданского права, что, пользуясь языком теории систем, можно рассматривать в качестве проявления свойства систем перераспределять функции между своими элементами.

С несколько иных позиций анализировал понятие имущества Г.Ф. Шершеневич, различавший имущество в экономическом и в юридическом смысле. По его мнению, имуществом с экономической точки зрения называется запас благ (вещей и прав на чужие действия), находящийся в обладании известного лица. Юридическое же понятие об имуществе не совпадает с указанным экономическим. «С юридической точки зрения под имуществом понимается совокупность имущественных, т.е. подлежащих денежной оценке юридических отношений, в которых находится известное лицо, – чисто личные отношения сюда не входят. Следовательно, содержание имущества с юридической точки зрения выражается, с одной стороны в а) совокупности вещей, принадлежащих лицу на праве собственности и в силу иных вещественных прав и b) в совокупности прав на чужие действия (это именно и есть то деление имуществ, которое упоминается нашим законом под именем наличного и долгового…), а с другой стороны в а) совокупности вещей, принадлежащих другим лицам, но временно находящихся в его обладании, и b) совокупности обязательств, лежащих на нем. Сумма отношений первого рода составляет актив имущества, сумма отношений второго рода – пассив имущества»[4].