Смекни!
smekni.com

Крестьянская тема в рассказе Солженицына Матрёнин двор

Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А.И. Солженицына. Крестьянами были его предки, крестьянство он считал тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традиционные нравственные устои русского народа: трудолюбие, совестливость, душевная щедрость. И рассказ «Матрёнин двор», написанный в 1959 году и опубликованный в «Новом мире» в 1963-м – одно из первых произведений, раскрывающих неблагополучие в деревне 50-х годов. Герой рассказа, учитель Игнатьич, во многом автобиографичен, он выражает мысли, чувства, настроения, присущие самому Солженицыну. После пережитых испытаний герою хочется «затеряться в самой нутряной России». От одного названия деревни – Высокое Поле – «веселела душа». И красота этого места такова, что там «не обидно бы жить и умереть». Но до чего доведена деревня? Там не пекли хлеба – «вся деревня волокла снедь мешками из города». Оттуда нельзя уехать – «билетов нет». Там живут в основном старухи-инвалиды, молодёжь не хочет туда возвращаться. Некому работать в колхозе. На примере жизни Матрёны Васильевны мы видим равнодушие власти к человеку, крестьянину-кормильцу. «Год за годом, многие годы» ей не платят ни рубля – пенсия «не положена», так как в колхозе она работала «за палочки трудодней». А выхлопотать пенсию за мужа, погибшего на фронте, стоило много трудов и унижений, когда «гоняли Матрёну то за точкой, то за запятой» многие вёрсты пешком. Она больна, но ей не дают инвалидности – крестьян не обслуживают в деревне, надо ехать в больницу в район. Зато её регулярно выгоняют на работу в колхоз, хотя она уже и не колхозница, и нельзя не пойти – отберут участок огорода. Нельзя косить для своей козы, нет топлива, и бабы таскают торф, как раньше воровали лес у барина. Так живёт не одна Матрёна, таково положение всех стариков и инвалидов. Колхозы привели деревню к полному экономическому краху: нет лошадей – мешки таскают на себе, не держат скота, и нет продуктов, даже вилы, выходя на работу, надо брать свои. Председатель соседнего колхоза возвысился и получил звание Героя Социалистического Труда за то, что свёл под корень гектары леса, и от «непрохожих» прежде лесов остались кустарники на торфяных болотах. Работа в колхозе привела к тому, что крестьяне утратили свойственное им чувство хозяина. Об этом рассуждает Матрёна Васильевна: «Станешь, об лопату опершись, и ждёшь, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать… Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было, только ой-ой-ойиньки, вот и обед подкатил, вот вечер подступил». Раскрестьянивание крестьянства, утрата людьми традиционных нравственных устоев – вот итог, к которому привела колхозная политика Советской власти. Но крестьянская тема в понимании Солженицына не исчерпывается проблемами экономики и политики государства. Это ещё и проблемы нравственности, проблема национального русского характера. Воплощением такого характера в рассказе предстаёт Матрёна Васильевна. Чуть комически излагает она эпизод с конём, которого остановила на скаку – это, конечно же, связано с характером русской женщины из поэм Некрасова. Она бескорыстна, трудолюбива, всегда готова прийти на помощь и искренне порадоваться за других, даже если просто у соседки уродилась крупная картошка: «В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу, правда!» Она не особенно истово верующая, но «дело всякое начинала «с Богом!» и так же напутствовала Игнатьича. Все обряды выполняет она традиционно, по-русски. Она живёт по своему нравственному закону: так, чтобы не было совестно и чтобы уберечь, сохранить свою душу в окружившем её бездуховном мире. Не зная счастья в личной жизни, Матрёна вся не для себя – для людей. Работая бесплатно, как родную, вырастив Киру и помогая ей во всём, никому не отказывая в помощи, она нравственно гораздо выше своих корыстных родственников. И только после её смерти становится ясно, что она – тот самый праведник, без которого «не стоит село, ни город, ни вся земля наша». Это воплощение лучших черт русского национального характера, крестьянской сущности, которую не смогли убить даже десятилетия власти, направленной на уничтожение традиционных нравственных устоев крестьянства.