Смекни!
smekni.com

Антивоенный пафос в творчестве выдающихся писателей XX века

Еще Первая мировая война открыла в литературе тему антимилитаризма, национального шовинизма. В образе бравого солдата Швейка выдающийся чешский писатель Ярослав Гашек подверг острой критике имперскую политику, он будто предупреждал, что война разрушает души людей, делает из них бездумных исполнителей чужой воли.

Трагедия Второй мировой войны, которая охватила почти всю планету, принудила писателей переосмыслить военную тему. Антивоенный пафос звучит в творчестве немецкого писателя Генриха Белля, американского писателя Эрнеста Хэмингуэя (роман «По ком звенит колокол» раскрывает взаимосвязь всех людей, всех человеческих ценностей, которые уничтожает война).

В 60-80-тые года в русской литературе появляется немало произведений, которые рассказывают о событиях Второй мировой войны. Военная тема отобразила не только осмысление войны, а и рост самосознания человека, стремление вырваться из сетей тоталитарного государства. В романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба» изображается масштабная картина Второй мировой войны. Действие романа происходит на немецком фронте, в расположении советских войск, в концлагерях, советских и фашистских, в тылах. Писатель находит много общих черт и в действиях враждующих армий, и в событиях, которые происходят в тылах, концлагерях. Тоталитарный режим, и немецкий, и советский, не принимает во внимание человека, он равнодушен к его судьбе, стремлениям и ожиданиям, он сурово наказывает «инакомыслящих». Но писатель показывает, что для человека понятия родины, обязанности перед ней, даже в условиях тоталитарных режимов, остаются важнейшими. Гроссман, как и Л. Толстой, уверен, что войну выиграют не полководцы и не государство, войну выиграет народ, чья духовная сила оказывается сильнейшей.

Человек и война - тема многих произведений белорусского писателя Василя Быкова. Его интересуют, в первую очередь, моральные основы поведения человека в экстремальных условиях. Его герои становятся перед моральным выбором в тяжелейшую минуту своей жизни. И от того, какой выбор делает человек, наконец зависят и ее поступки, и ее способность к героизму или измене. Глубокий психологический анализ, который автор дает своим героям, раскрывает внутренний мир, причины и следствие многих поступков. В первых разделах повести «Сотников» герой не поражает читателя ни мужеством, ни силой, не то что его антагонист Рыбак. Но с развитием событий читатели понимают, что преимущество - на стороне Сотникова, что силу его духа ничто не может сломать, он не способен на измену. Неравнозначен и образ Рыбака: спасая свою жизнь, он предает, но, осознав, что с этой изменой он должен прожить остаток жизни, Рыбак выбирает смерть. Быков изображает самоубийство Рыбака как логический финал негодной жизни.