Смекни!
smekni.com

Основные учения о сущности конституции (стр. 1 из 2)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА Государственного строительства и права

РЕФЕРАТ

Основные учения о сущности конституции

Москва – 2010


Содержание

Введение

1. Понятие конституции и концепция становления современной конституции, основные конституционные модели

2. Основные подходы к определению сущности конституции

Заключение

Список литературы

Введение

Термин «конституция» в научных исследованиях употребляется в различных значениях и с неодинаковыми характеристиками (говорят о фактической, юридической, политической, неписаной, «живой» конституции), но для подавляющего большинства людей конституция – это особый юридический документ, имеющий важное значение в жизни человека, коллектива, общества, государства. Он закрепляет основы общественного и государственного строя, правового положения человека и гражданина, основы осуществления публичной власти народом, структуру и взаимоотношения основных органов государства, принципы организации местного самоуправления, а также обычно содержит положения об отношениях данного государства с мировым обществом. Поэтому конституцию часто называют основным законом.

В научной литературе различных стран мира проблемам конституции, её сущности и становлению посвящено огромное количество работ. В предлагаемой работе будут раскрываться вопросы концепции становления современной модели конституции и основные подходы к определению её сущности.


1. Понятие конституции и концепция становления современной конституции, основные конституционные модели.

Термин «конституция» идет со времён Древнего Рима. Так назывался один из видов правовых актов императоров. Такие акты не имели почти ничего похожего на современные конституции, разве что иногда частично затрагивали вопросы собственности и органов государства, которые теперь регулируются настоящими конституциями.

В Средние века конституций в современном понимании этого слова тоже не было. В Европе принимались документы, иногда называемые конституциями (например, документы об устройстве монашеских орденов, городских республик), а также правовые акты, содержавшие положения, которые теперь считаются имеющими конституционное значение. К их числу относились, например, Великая хартия вольностей 1215г. в Англии, которая и сейчас считается частью британской Конституции, Золотая булла 1222г. в Венгрии, Великий мартовский ордонанс 1357г. во Франции и другие. Эти акты конституционными не назывались, да и содержание их было далёким от содержания современной конституции.

Современное понятие конституции как особого учредительного акта, который должен изменить прежний порядок в обществе и ввести новый порядок, зародилось в преддверии буржуазных революций в Европе в XVII-XVIII века. Тогда же возникло толкование конституции как общественного договора между людьми. Именно с этого периода начинается бурное конституционное развитие.

Конституция в современном понимании это закон особого рода – основной закон. Конституция как и любой другой закон , не регулирует и не может регулировать все вопросы жизни людей. Она регулирует только основные, главные, принципиальные общественные отношения, являющиеся базой для развития других. Термин «основной закон» означает, что конституция является юридической базой для издания других правовых актов, ориентиром для деятельности органов государства и должностных лиц и обладает высшей юридической силой.

Становление концепции современной конституции это длительный исторический процесс, который имеет несколько этапов. Первый этап становления концепции современной конституции связан с периодом становления и утверждения «буржуазного» общества в передовых странах Европы и Америки. Далее единый процесс конституционного развития был разделён в результате создания в России социалистического тоталитарного общества и государства и принятия первой конституции социалистического типа. Третий этап развития напрямую связан с ликвидацией колониальной системы и образованию 130 новых государств в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Поэтому с третьего этапа процесс конституционного развития принимает мировой масштаб и затрагивает фактически все страны. И наконец, четвертый этап связан с крушением тоталитарных и авторитарных режимов в большинстве социалистических и развивающихся стран и вступлением их на путь демократических преобразований.

В рамках этих исторических процессов можно выделить основные конституционные модели. При этом речь пойдёт не о страноведческих моделях (например, неписанная конституция Великобритании существенно отличается от соседней французской или далёкой японской), не о классификации с точки зрения структуры, порядка принятия и изменения конституции, её юридических признаков, а о более широком и сущностном подходе. Исходя из вышесказанного под конституционной моделью понимается явление, возникающее на определённом этапе развития человечества, а не какой либо отдельной страны. Конституционная модель характеризует определённый социально-политический подход к содержанию и способам конституционного регулирования общественных отношений. Это наиболее общее выражение признаков конституций определённого рода. Понятию конституционной модели присущи основные черты. Во-первых, возникая на переломном этапе исторического развития, та или иная конституционная модель является ответом на назревшие главные, коренные а не частные потребности общества.

Во-вторых, конституционная модель характеризуется органическим единством. Конституционная модель это единая схема регулирования определяющих общественных отношений.

В-третьих, конституционная модель это юридическая проекция общественного развития, которая является ориентиром развития общества на будущее.

В-четвёртых, всякая новая конституционная модель, в отличие от обычной новой конституции, является фактором стабилизации общества после пережитых социальных потрясений.

Рассмотрев основные этапы конституционного развития и черты присущие конституционным моделям раскроем основные виды конституционных моделей.

Появление первой либерально-капиталистической конституционной модели соответствует этапу становления капиталистического строя в странах Америки и Европы. В основе такой модели лежали требования ликвидации феодального абсолютизма, подавляющего человека, признания его естественных прав, введения определенных элементов демократии (республиканская форма правления, парламент как единственный законодательный орган, ограниченное избирательное право – только для мужчин). Эти три вопроса: власть, права человека и ограниченная демократия – составляли суть содержания данной конституционной модели. Конституции такой модели закрепляли такие ценности как свобода, равенство, частная собственность, естественные права человека, и отличие «естественных, нерушимых, неотчуждаемых» властью прав человека от прав гражданина как члена государственного общества. Социально-экономические права на труд, отдых, пенсии, образование, здравоохранение и др., конституции того времени не предусматривали. Конституции, относящиеся к этой модели это инструментальные конституции, т.к. основную часть текста они посвящают органам государства, их отношениям, деятельности. Тем не менее данная модель заложила основы конституционализма, имела величайшее значение для развития общества, государства, статуса человека и гражданина.

После Первой мировой войны и в период возникновения первого социалистического государства возникают новые конституционные модели. В странах капитализма новая конституционная модель вызревала довольно медленно и получила название либерально-капиталистической, инструментальной с социальными элементами, в основном, демократического характера.

Принципиальные подходы конституций данной модели существенно отличались от принципов первой конституционной модели. Так в ряде конституций того периода содержались положения, относящиеся к социальным отношениям. Некоторые конституции сделали шаг к концепции социального государства. Несмотря на это, в конституциях данной модели ещё детально не говорится о формах собственности, о характере государственной власти, о политических партиях, других общественных объединениях, о местном самоуправлении, хотя в этот период оно стало распространяться во многих странах.

Наряду с этой моделью в странах тоталитарного социализма сложилась принципиально иная модель. Это была политически недемократическая конституционная модель тоталитарного социализма, открыто идеологизированная, основанная на принципах марксизма-ленинизма. Пропаганда иных взглядов каралась в соответствии с уголовным законодательством. Инструментальной данная модель была в незначительной степени. Процедурам, отношениям органов государства придавалось мало значения. Главным была руководящая роль коммунистической партии, которую нельзя было отстранить от власти, например, путём выборов. Частная собственность запрещалась и подлежала ликвидации. В соответствии с советскими конституциями население страны было разделено на трудящихся и «эксплуататоров» (частных собственников). Класс эксплуататоров подлежал ликвидации в результате социалистических преобразований. Провозглашалась власть трудящихся.

Четвёртая конституционная модель возникла после Второй мировой войны в обстановке развития демократического движения в мире в связи с разгромом фашизма. На формирование параметров этой модели своё влияние оказал конституционный опыт СССР, роль которого в мире возросла благодаря решающему вкладу Советского Союза в победу над фашизмом. Поэтому создатели зарубежных конституций верно увидели в социалистическом опыте конституционного строительства «рациональное зерно», и отсекая тоталитарную сущность, использовали некоторые подходы и формы для иного по существу конституционного регулирования. В результате обозначились и получают глобальное распространение основные черты социально-инструментальной демократической модели современной конституции, которая содержится в конституциях стран ликвидировавших тоталитарный режим.