Смекни!
smekni.com

Проблема эмансипации женского населения стран Магриба (стр. 1 из 2)

Реферат

Проблема эмансипации женского населения стран Магриба


Политическая модернизация в странах Магриба продиктована желанием правящих кругов этих стран преодолеть экономические и политические трудности за счет активизации деятельности разных слоев населения и мобилизации наиболее дееспособных сегментов общества. Как писала американский политолог Л.ранд, «политическая либерализация – это демократический процесс, связанный с беспрецедентным расширением действующих лиц на политической сцене» (1, с. 3).

По мере углубления процесса политической модернизации в странах Магриба складываются силы и вне существующей политической системы. Одной из таких новых сил становится формирующееся женское движение, медленно и трудно пробивающее себе дорогу в таких традиционных и консервативных мусульманских странах, как Алжир, Марокко и Тунис.

Еще в 1932 г. В Алжире состоялся международный съезд женщин из стран Средиземноморья. Однако он был преимущественно европейским по духу и по составу участниц. Начало женскому движению было положено участием женщин в борьбе за независимость. Алжирские женщины сыграли заметную роль в боевых действиях или заменяли ушедших на войну мужчин на производстве. В 40-е годы XX столетия возникли первые женские организации в Марокко. В Тунисе созданные еще в 1936 г. первые женские организации были ориентированы на распространение образования. В 1945 г. был образован Союз тунисских женщин (СТЖ), в который вошло 30 тыс. человек. Почти повсеместно возникли благоприятные условия для развития женского движения за равноправие. Осознание ими своей новой роли в обществе повлияло в дальнейшем на динамику женского движения. Тем более, что власти получивших независимость государств создали правовую основу для подобной деятельности, чему способствовала и проводимая правительствами политическая модернизация.

Вклад женщин в освободительную борьбу заставил руководство Фронта национального освобождения (ФНО) Алжира обратить внимание на проблему женской эмансипации. Первые документы ФНО – Сумманская (1955 г.) и Триполийская (1962 г.) программы и Алжирская хартия 1964 г. – в качестве одной из важнейших задач алжирского общества выдвинули достижение равноправия женщин. Однако после отставки президента А.Бен Беллы в стране возобладала тенденция на укрепление норм мусульманской морали. В Конституции и Национальной хартии 1976 г. эмансипация женщин декларируется, но при соблюдении морально-этических норм ислама. Проекты создания кодекса семейного права в 1963, 1966 и 1973 гг. так и не были вынесены на всенародное обсуждение.

Принятая в 1962 г. марокканская конституция гарантировала равенство всех граждан. Марокканский уголовный кодекс предполагал суровое наказание за насилие сексуального характера. Персональный же статут – муддавана – основывался на мусульманском праве.

Наиболее прогрессивным было законодательство в Тунисе, где, как считает известный местный политик и общественный деятель С. Шаабан, «нет ни одного закона, в той или иной мере дискриминирующего женщину»

Еще Кодекс гражданского состояния 1956 г. законодательно закрепил равноправное положение тунисской женщины. Тунис является единственной страной, где статьей 18 кодекса запрещена полигамия. За нарушение предусмотрено уголовное наказание. Согласно закону, женщина обладает всей совокупностью гражданских и политических прав. Роль государства оказалась основополагающей для решения и семейных проблем женщин. В начале 60-х годов в Тунисе, например, была принята программа планирования семьи, благодаря которой стало возможным ограничение числа детей в семье.

Такая политика была связана с особенностями становления государственности, ориентированной на светский характер власти, с авторитетом президента X. Бургибы в стране, где влияние традиций оказалось меньше, чем в соседних, более консервативных странах. Но кодифицирование семейного права во всех трех странах стало первым шагом на пути эмансипации женщин.

В Тунисе законный статус и государственное субсидирование в условиях однопартийного режима получил Национальный союз тунисских женщин (НСТЖ), который создал 123 отделения не только в городах, но и во всех районных центрах, а также в сельской местности.

Цели и задачи организации были разнообразны. Среди них первостепенным было обучение женщин грамотности, в связи с чем при многих отделениях были созданы курсы ликвидации неграмотности. Кроме того, задачей союза стало обучение женщин ремеслу. НСТЖ участвовал в создании швейных мастерских в гг. Тунис, Кайруан, Табарка и др., а также трикотажной фабрики. Организация работы на дому обеспечила существование 2 тыс. надомниц [3, 1961, № 12, с. 43].

В рамках союза работала специальная комиссия по воспитанию молодежи, издавался женский журнал «Файза». Газета «Аксьсон» адресовала женщинам специальную страницу (рецепты блюд, уход за детьми, новинки моды, новости культурной жизни). Специальная программа для женщин была создана на радио.

В 1961 г. Союз насчитывал 600 тыс. членов, а его президент со дня основания – Радия Хаддад – была единственной женщиной – членом парламента. На съезде Социалистической дустуровской партии в 1971 г. она была избрана в ЦК партии. Однако в 1973 г. была выведена из его состава за принадлежность к «либеральному клану» и «за свою манеру вести полемику.

Национальный союз алжирских женщин (НСАЖ) также был создан властями в рамках однопартийного режима в 1982 г. и насчитывал 200 тыс. членов (по другим данным, более 100 тыс. членов) [5, с, 7]. Во всяком случае, в 1974 г. численность НСАЖ составляла 126 тыс. членов, а в 1978 г. возросла до 152 тыс. [6, с. 1–11]. Первоначально организация состояла из учащихся и студенток, а позже, по мере осуществления аграрной реформы, в нее пришли сельские женщины. Улучшение положения 5 млн. крестьянок стало одной из задач союза, в связи с чем была начата подготовка к первому конгрессу Союза алжирских крестьянок и разработка устава.

Деятельность организации курировалась и контролировалась руководством партии ФНО. Члены высшего руководства выступали на съездах НСАЖ, ставя перед ним очередные задачи. Так, на съезде в 1978 г. выступили президент Х.Бумедьен и руководитель аппарата партии С. Яхьяуи/

Борясь за женское равноправие, НСАЖ активно поддерживал социалистические преобразования, всемерно подчеркивая, что эмансипация женщин «никоим образом не означает отступления от моральных принципов». Практически деятельность союза ограничивалась культурно-просветительской работой. Представительницы союза не были допущены к обсуждению проектов семейного кодекса, хотя они активно занимались проблемами семьи. Алжирки участвовали в деятельности международных форумов, в том числе и в работе Конференции африканских женщин.

В сентябре 1970 г. в Рабате был проведен первый региональный семинар женских организаций стран Магриба – Алжира, Туниса, Марокко и Мавритании. Участницы семинара обсудили социальные, профессиональные и политические проблемы, стоящие перед женщинами этих стран. Было решено создать Региональный комитет по координации деятельности женских организаций этих стран. В дальнейшем предполагалось создать Всеобщую федерацию женщин Магриба.

Между тем в Марокко после обретения независимости деятельность женских организаций почти сошла на нет. Только в 1962 г. по инициативе влиятельнейшего в то время профцентра – Марокканского союза труда – был организован Прогрессивный союз марокканских женщин. Он выступил за пересмотр юридического статуса женщин, за отмену их дискриминации, ограничивающей участие в политической, экономической и социальной жизни. Кроме того, действовала Лига защиты детства и санитарного образования. Она имела благотворительный характер и вела работу по обеспечению детских приютов медикаментами, оборудованием, а также пропагандировала среди населения элементарные гигиенические навыки.

Однако направляющая роль монарха оказалась самой оригинальной особенностью демократического процесса в отношении женщин. В 1969 г. по инициативе короля Хасана II в Рабате собрались 300 представительниц видных семей Марокко, которые образовали Национальный союз марокканских женщин. Это была чисто придворная организация, не имевшая никакого политического веса, но создавшая Марокко имидж страны, заинтересованной в раскрепощении женщин.

В дальнейшем курс на политическую модернизацию, продиктованный желанием правящих кругов преодолеть экономические и политические трудности, положительно повлиял на институционализацию женского движения. Во многом благодаря этому обеспечивалось совершенствование законодательства в сфере семейных отношений.

В Марокко в 1976 г. насчитывалось 76 женских организаций, среди них Демократическая ассоциация женщин Марокко, Союз за женскую активность, Марокканская ассоциация за права женщин, которые боролись за улучшение политического и общественного положения женщин помимо традиционного обучения их правилам гигиены, планирования семьи и т.п..

Тунис стал единственной страной, где повышение статуса женщины было одной из главных задач государства. Поэтому женской части населения удалось сыграть важную роль в модернизации страны. Либерализация женского движения проходила в Тунисе в два этапа на фоне экономических кризисов: с конца 70-х до 1983 г. и с ноября 1987 до 1989 г. К 1975 г., когда была принята первая, настоящая программа модернизации страны, доля женщин составляла уже 19% в совокупной рабочей силе (в 1966 г. – только 6,2%). Уровень женской грамотности вырос за этот период с 17 до 32%.

Одна за другой возникали женские организации, которые ставили своей целью достижение «адекватного баланса» между вовлечением женщин в экономическую жизнь и гармонизацией семейных отношений. Однако их влияние на состояние социальной сферы оказалось минимальным.

В женском движении были периоды взлетов и падений: 80-е годы характеризовались как «золотое время» по сравнению с 90-ми годами. Государство постоянно регламентировало деятельность женских организаций, не позволяя им выходить за установленные рамки. «Их завоевания будут достаточно прочными только в том случае, если сами они займут позицию в общенациональном диалоге, если будут широко представлены в партийных и государственных структурах». Это мнение, высказанное цитировавшимся С. Шаабаном, можно действительно считать справедливым.