Смекни!
smekni.com

Понятие и основы конституционного строя общества и государства (стр. 1 из 3)

ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА


1. Основы конституционного строя

Термин «конституционный строй» довольно часто встречается как в литературе, так и непосредственно в текстах конституций. Однако термин этот достаточно сложный и весьма неоднозначный. В той же научной литературе и в конституциях встречаются термины, близкие к понятию конституционного строя, поэтому прежде, чем давать его определение, видимо, целесообразно разграничить термин конституционный строй и близкие к нему понятия.

Итак, чаще всего, под конституционным строем понимают общественный строй или общественное устройство государства. Однако есть и другие точки зрения. Например, некоторые полагают, что конституционный строй – это только часть общественного строя, которая непосредственно связана с его конституционными основами. Существует также точка зрения, что конституционный и общественный строй – это фактически одно и то же, то есть это совокупность правовых институтов, которые являются господствующими, определяющими структуру и характер общества, выражают его основные принципы и социально–экономические устои.

Видные представители науки государственного (конституционного) права А.И. Лепешкин, Б.В. Щетинин считали, что науке конституционного права следует отказаться от категории «общественный строй». Однако категория «общественный строй» была и пока, видимо, еще является распространенной в науке категорией. Правильно ли это? Полагаем, спорить о том, какая категория более точная, более адекватная в данном случае не стоит. Категория «общественный строй», на наш взгляд, ближе к философии и вообще к общенаучным категориям. А термин «конституционный строй» уже своим названием подчеркивает принадлежность к конституционному праву. Поэтому «общественный строй» можно определить, например, как систему общественных отношений, свойственных обществу на конкретном этапе его развития. А конституционный строй, если попытаться дать более или менее развернутое определение, можно определить следующим образом:

конституционный строй – это совокупность государственно–правовых институтов, под которыми следует понимать как нормы, так и урегулированные ими отношения, которые закрепляют и воплощают важнейшие сферы деятельности и саму сущность данного государства: политическую систему, экономическую систему, социальную структуру, духовно–культурную структуру, и которые зафиксированы в писаных или неписаных конституциях.

Говоря о структуре конституционного (общественного) строя, чаще всего, имеют в виду (или называют) три подсистемы: политическая система, экономическая система и социальная система (структура) общества и государства. В последнее время все чаще справедливо включают еще и четвертый элемент (четвертую подсистему) – это духовно–культурная структура государства и общества, т.е. духовно–культурная подсистема конституционного строя.

Эта классификация, может быть, несколько условна, но, с другой стороны, она достаточно объемна и охватывает основные направления жизни практически любого государства и любого общества.

Каждая подсистема тесно взаимодействует с остальными подсистемами, они зависят друг от друга. Но каждая из них имеет свою специфику, имеет свои характеристики, и они изучаются, естественно, не только правовыми науками. Кроме социально–политических в обществе существуют экономические отношения и социально–духовные (духовно–культурные) отношения. Но для нас наиболее характерными и важными являются отношения в сфере политики, т.е. мы будем изучать, прежде всего, политические отношения и политическую систему общества. Поэтому и в нашей книге мы остановимся, в первую очередь, на политической системе, а иные структурные элементы общественного строя, конституционного строя мы лишь обозначим.

Термин «конституционный строй», встречающийся в современных зарубежных конституциях, как правило, выносится в заглавие одного из разделов (одной из глав) конституции, которые включают определенную совокупность конституционно–правовых норм, регулирующих политическую систему, политические отношения и т.д. Однако разделы (главы) данного рода могут носить и другие названия. Это может быть глава, называющаяся, скажем, «Основные принципы», как в конституции Италии или «Общие постановления», как в конституции Швеции, либо «Общие положения», как в конституции Испании или «Основы государственного строя», как в конституции Швейцарии. Такие обозначения всегда характеризуют наиболее важные, с точки зрения авторов конституции, моменты. Но наиболее важные моменты – это именно то, что и называется понятием «конституционный строй».

Так, например, статья первая Конституции Италии гласит: «Италия – демократическая республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и границах конституции». А в статье третьей говорится, что все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом независимо от пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного общественного положения. В статье пятой говорится, что республика единая и неделимая, признает и поощряет местные автономии. Статья седьмая закрепляет положение, что государство и католическая церковь независимы и суверенны. Статья девятая закрепляет положение, что республика поощряет развитие культуры, науки и исследований. Статья десятая гласит, что правовой порядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права. Все эти статьи – это комплекс приоритетов данного государства, это и есть основы конституционного строя с точки зрения авторов итальянской конституции.

Если мы посмотрим другую конституцию современного периода, Конституцию Испании, то увидим, что в главе «Общие положения» в статье первой говорится: «Испания – социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства. Политической формой испанского государства является парламентарная монархия». В статье второй говорится, что конституция основана на нерушимом единстве испанской нации и т.д.

В главах подобного рода могут фиксироваться государственная символика, внешние признаки государства (например, описание флага, название столицы), т.е. моменты, которые являются наиболее обобщенными характеристиками данного государства.

Данные нормы, в том числе права человека, которые могут быть закреплены в этих разделах, носят особый характер. Закрепление их в конституции не означает, что они обязательно будут защищены в суде или непосредственно применяться. Важно, что эти нормы вообще существуют, но они являются нормами – принципами. Нормы подобного рода закрепляют важнейшие векторы государственной политики, государственные приоритеты, и этим самым содержание таких глав отличается от содержания глав, которые идут за ними.

2. Политической система

Для характеристики современного государства, для анализа его деятельности недостаточно использовать термины, относящиеся только к государству, недостаточно изучать только институты государства, государственного механизма. Для того, чтобы усвоить всю полноту деятельности государства, весь государственно–политический спектр, необходимо изучение и иных институтов общественно–политической жизни, которые также принимают участие в политике, т.е. в осуществлении государственной власти. В современном обществе политические отношения проявляют себя посредством деятельности широкого комплекса систем и организаций. Естественно, к ним относятся, прежде всего, институты государства, но, кроме этого, нужно учитывать деятельность еще и таких общественных формирований, как политические партии, профессиональные союзы, союзы предпринимателей, молодежные, женские, воинские, кооперативные организации и ряд других, о которых будет идти речь ниже.

Понятие (термин) «политическая система» появился не просто для обогащения терминологии. Оно отразило важные изменения – расширение спектра государственно–политических или, точнее говоря, политико–государственных институтов. Термин «политическая система» возник в начале XX века и первоначально применялся лишь в научных трудах, а в правовой сфере почти не встречался. В отечественной (советской) научной литературе понятие политической системы появилось в 60–е годы, в эпоху, так называемой «оттепели», под влиянием западной теории, а также под влиянием работ наших соседей в зарубежных странах «социалистического содружества», которые, очевидно, быстрее подхватывали зарубежные термины.

Правовое закрепление понятия политической системы у нас произошло после принятия Конституции СССР 1977 года, потому что первая глава этой Конституции называлась «Политическая система общества». Первые определения политической системы после принятия этой конституции были достаточно лаконичны. Например, она определялась так: «Политическая система общества – это комплекс организаций, осуществляющих управление делами этого общества». Однако постепенно, и довольно быстро, было наработано немало трудов, где встречались более развернутые определения и перечислялся, более или менее, широкий круг составных частей этой системы. Попутно возникали вопросы, куда отнести такие факторы, влияющие на политическую жизнь, как политические нормы, политические традиции, политическую идеологию, средства массовой информации (иначе говоря, «систему коммуникаций») и т.д. При изучении функционирования политической системы стало вполне очевидно, что на политическую жизнь, принятие ответственных политических решений данные факторы оказывали и оказывают весьма существенное, а иногда и решающее воздействие. Необходимостью как–то обозначить активную роль этих феноменов в современной общественной жизни, стремлением увязать их с привычными звеньями политической системы (государством, партиями, общественными организациями) и объясняются долгие споры по поводу определения понятия политической системы и состава ее элементов.