регистрация / вход

"Русская правда" П.И. Пестеля

Особенности и историческое значение "Русской правды" П.И. Пестеля, которая представляет собой один из наиболее подробных и развернутых проектов преобразования государственного строя России в первой четверти XIX века, учитывающий реалии своего времени.

«РУССКАЯ ПРАВДА» П. И. ПЕСТЕЛЯ

Содержание

Введение

Формирование мировоззрения П. И. Пестеля

«Русская правда» П. И. Пестеля

Значение «Русской правды» П. И. Пестеля

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Павел Иванович Пестель как автор самобытного и оригинального проекта государственных преобразований России, оказал влияние не на одно поколение россиян. Но в отечественной юридической литературе его идеи не получили должной оценки, что связано с неоднозначным, вплоть до настоящего времени, отношением к выступлению декабристов, одним из руководителей которого был П. И. Пестель. Между тем движение декабристов было значительным фактом общественно-политической истории Российской империи первой четверти XIX века, явилось первым в истории нашей страны революционным выступлением против царского самодержавия.

Разногласия историков и публицистов начинаются с определения сословно-классовой основы движения декабристов. Иногда события 1825 года толкуют как «заговор аристократии», но такой подход противоречит составу тайных обществ и их целям. Не подтверждается источниками и предположение марксистских теоретиков об интересах развивающегося в России купечества как движущей силе декабристского движения. В народнической литературе выдвинута концепция «внеклассовой, внесословной интеллигенции», борющейся против самодержавия и крепостничества за общенародные интересы. Однако необходимо учитывать, что идеям и проектам декабристов, в отличие от идей народников, присуща защита специфических интересов землевладельческого сословия, т. е. дворянства.

Внимания заслуживают и споры об идейных истоках декабристского движения. Много вреда исследованию истории отечественной политико-правовой идеологии принесла «борьба с космополитизмом», безосновательно отрицавшая очевидную связь политико-правовой идеологии декабристов с общественной мыслью и конституционным развитием передовых стран. Конечно, декабристы вышли на Сенатскую площадь не для того, чтобы бороться за западные идеи, хотя они не были им чужды и рассматривались в качестве необходимого элемента политических преобразований. По словам П. И. Пестеля, они интересовались опытом европейским, в частности античным, с оговоркой: «…не заимствовать из-за границы ничего, кроме необходимого для соделания нравов европейскими, и с усердием сохранять… русскую национальную самобытность».[1] По мнению М. В. Нечкиной, движение декабристов выросло на почве русской действительности. «Не увлечение западноевропейской передовой философией, не заграничные военные походы, не примеры западноевропейских революций породили движение декабристов, его породило историческое развитие их страны, объективные исторические задачи в русском историческом процессе».[2]

Противоречивы оценки самого выступления декабристов. Немало исследователей оценивают его отрицательно, причём с противоположных позиций: одни ссылаются на бестолковость и непрофессионализм стояния на Сенатской площади, на неуклюжесть и несуразность блужданий Черниговского полка, другие рассуждают, что это выступление воспрепятствовало проведению правительственных реформ.

Однако историки государства и права сходятся в том, что выступление декабристов было единственным внешним и наглядным проявлением кризиса существующего политического строя, резко поставившим вопрос об отмене крепостничества в Российской империи. По справедливому замечанию О. Э. Лейста, непонятно, «почему борцы против рабства Джон Браун и Битчер Стоу заслуженно и всенародно считаются национальными героями своей страны, а Радищев и декабристы в нашей отечественной литературе и публицистике за то же самое порой подвергаются порицанию и осуждению».[3]

«Русская правда» П. И. Пестеля представляет собой один из наиболее подробных и развёрнутых проектов преобразования государственного строя России в первой четверти XIX века, учитывающий реалии своего времени. В конституционном проекте П. И. Пестеля впервые в отечественной истории политико-правовой мысли предпринята попытка достаточно полно и всесторонне изложить общую концепцию государственных преобразований. Изучение этого проекта способствует воссозданию самобытной цельной картины развития политико-правовой мысли России, показывает вклад отечественной науки в развитие учений о государстве и праве.

На нынешнем этапе развития нашей страны, как и во все другие периоды русской истории, задача совершенствования государства и общественного строя по-прежнему остаётся в центре внимания общества. Многие проблемы современной России имеют истоки в её историческом прошлом, поэтому при их решении во внимание должен приниматься весь исторический опыт России. Учитывая эти обстоятельства, политические и правовые взгляды П. И. Пестеля актуальны и в наши дни.

Цель курсовой работы – рассмотреть основные этапы формирования политико-правовых идей П. И. Пестеля, наиболее важные положения «Русской правды», её значение в истории развития политико-правовой мысли России. Для этого необходимо провести анализ проекта П. И. Пестеля, изучить работы исследователей декабристского движения, воспоминания современников, статьи периодической печати по данной теме, использовать энциклопедии, исторические справочники, учебники по истории политических и правовых учений России.

Формирование мировоззрения П. И. Пестеля

Павел Иванович Пестель родился в Москве 24 июня 1793 года. По вероисповеданию он был лютеранином. Будущий декабрист получил блестящее и разностороннее образование: до 12 лет он обучался дома, затем 2 года – в Дрездене, а завершил учёбу в петербургском Пажеском корпусе. За отличные успехи его имя занесли на мраморную доску корпуса (после событий 1825 года доску уничтожили). В 1811 году П. И. Пестель выпущен из Пажеского корпуса в лейб-гвардии Литовский полк прапорщиком, участвовал в Отечественной войне 1812 года. За храбрость, проявленную в Бородинском сражении, он был награждён золотой шпагой. 19-летний офицер был тяжело ранен, но продолжил службу адъютантом фельдмаршала П. Х. Витгенштейна, участвовал в Заграничных походах 1813-1814 гг., и ещё не раз отличился в боях, имел высокие награды России, Австрии и Пруссии.

По возвращении в Россию П. И. Пестель служил в резервной армии у П. Х. Витгенштейна в Митаве со штаб-квартирой в Тульчине. В 1816 году он вернулся в Петербург, где вместе с несколькими другими будущими декабристами слушал частный курс политических наук у профессора К. Ф. Германа, состоял в масонских ложах «Соединённых друзей» и «Трёх добродетелей». К этому же времени относится и вступление П. И. Пестеля в «Союз спасения» – первую тайную политическую организацию, которую создали в феврале 1816 года молодые офицеры Александр и Никита Муравьевы, Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Сергей Трубецкой и Иван Якушкин. Небольшая – до 30 человек, – строго законспирированная группа заговорщиков своими главными задачами объявляла свержение тирании, уничтожение крепостничества, учреждение конституционной монархии. Но среди членов тайной организации выявились серьёзные разногласия в видении путей к свободе, и в конце 1817 года Союз ликвидировался.

На смену «Союзу спасения» пришёл «Союз благоденствия», организованный в январе 1818 года. П. И. Пестель был активным членом Союза спасения и Союза благоденствия, одним из организаторов ячейки Союза благоденствия в Тульчине. Устав «Союза благоденствия» отражал настроение самой умеренной части организации: постепенно, мирными методами готовить общественное мнение как силу, способную добиться преображения отчизны. На формирование «общего мнения» отводилось примерно 20 лет, после чего можно было подумать о революции, «безболезненной и мирной».

Направления деятельности Союза не выходили за рамки «человеколюбия», или благотворительной работы, «образования», «правосудия», «общественного хозяйства». Предусматривалось создание широкой сети легальных и нелегальных литературных, научных, педагогических, женских, молодёжных и других общественных организаций. Многие декабристы создавали новые школы, в которых обучались грамоте множество солдат и крестьянских детей. Члены Союза пытались бороться с судебным произволом, занимая не престижные в их среде гражданские посты судей и заседателей. Армейские офицеры не позволяли прибегать к телесным наказаниям, гуманно обращались с солдатами. Однако многим из них практическая деятельность Союза казалась недостаточной, а срок, необходимый для достижения конечной цели, – слишком длительным. Радикально настроенные члены организации требовали более активных действий.

В 1820 году в Петербурге собралось совещание Союза для обсуждения его программы. Здесь впервые в России тайная организация высказалась единогласно за предложенное Павлом Пестелем республиканское будущее России. Вскоре декабристы узнали о том, что царь хорошо информирован о деятельности Союза благоденствия. На созванном в январе 1821 года съезде Союза в Москве его немногочисленные делегаты договорились распустить организацию, чтобы, во-первых, избавиться от ненадёжных членов, а во-вторых, пересмотреть тактику борьбы.

На основе Союза благоденствия весной 1821 года возникли сразу две крупные революционные организации: Северное общество в Петербурге и Южное общество в Украине. Северное общество, чьи установки считались более умеренными, возглавил Никита Муравьёв. Более революционное и решительное Южное общество возглавил Павел Иванович Пестель.

В 1821 году П. И. Пестель в чине полковника получил в командование Вятский пехотный полк, находившийся в крайне расстроенном состоянии и считавшийся худшим во 2-й армии. Будучи талантливым командиром и воспитателем, он в течение года привёл его в образцовый порядок, за что в 1822 году получил от Александра I благодарность и 3 тысячи десятин земли. Среди современников П. И. Пестель славился блестящими способностями и огромным интеллектом. По отзывам сослуживцев он мог бы быть министром или командующим армией.

Декабристы уважали П. И. Пестеля «за необыкновенные способности», «честность, бескорыстие, равнодушие к материальным выгодам». Но почти все знавшие П. И. Пестеля отмечали наряду с холодным логическим умом, волей и смелостью надменную уверенность в правоте собственного суждения, непомерное честолюбие, находя в нём сходство с Наполеоном. «Его не любили, – писал М. П. Бестужев-Рюмин. – Чрезмерная недоверчивость его всех отталкивала». В 1821 году во время одной из служебных командировок П. И. Пестель встретился А. С. Пушкиным. Поэт характеризовал его как человека «замечательного ума, образования…. в сердце которого гнездились… пылкие чувства патриотизма» А. С. Пушкин записал в дневнике о Пестеле: «Умный человек во всём смысле этого слова… …Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю…». Великий поэт назвал любовь П. И. Пестеля к России столь же глубокой, сколь глубока любовь русского писателя к родному языку. Так любить родину может только подобная П. И. Пестелю «революционная голова».[4]

«Русская правда» П. И. Пестеля

П. И. Пестель разработал конституционный проект государственного устройства России, получивший название «Русская правда». «Русская правда» была принята на съезде в Киеве в 1823 году в качестве политической программы Южного общества. Проект был назван в память древнего законодательного памятника Киевской Руси (Русская правда Ярослава Мудрого). Название конституционного проекта, как и ряд вводившихся наименований верховных органов власти, указывали на преемственность русской демократической традиции, по мнению декабристов, восходящей к вечевому строю Древней Руси. Полное название проекта гласит:

Русская Правда или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая Заветом для Усовершенствования Государственного Устройства России и содержащая Верный Наказ как для Народа, так и для Временного Верховного Правления.

Работая над «Русской правдой», Пестель изучил огромное количество исторической, политической и юридической литературы, особенно широко им были использованы тексты английской и американской конституций. Друг П. И. Пестеля, секретарь Южного общества, Н. И. Лорер вспоминает: «В квартире, во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще учёного содержания, и всевозможные конституции. Не знаю, чего этот человек не прочёл на своём веку на многих иностранных языках».[5]

В «Русской правде» намечалось 10 глав:

1. О границах государства.

2. О различных племенах, Российское государство населяющих.

3. О сословиях государства.

4. «О народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию».

5. «О народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию».

6. Об устройстве и образовании верховной власти.

7. Об устройстве и образовании местной власти.

8. Об «устройстве безопасности» в государстве.

9. «О правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве».

10. Наказ для составления государственного свода законов.

Кроме того, в «Русской правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции и краткое заключение, содержавшее «главнейшие определения и постановления, Русскою Правдою учинённые».

Написаны и окончательно отделаны были лишь две первые главы и большая часть третьей, четвертая и пятая главы остались в виде черновых подготовительных отрывков.

П. И. Пестель являлся сторонником введения в России республики, а не конституционной монархии, к которой склонялись многие из декабристов. Он был убеждённым противником самодержавия, называя его «разъярённым зловластием». В «Русской правде» он выражает желание уничтожить даже само воспоминание о прежнем торжестве этой тирании. Поэтому самодержавие, по проекту П. И. Пестеля, решительно уничтожалось, и не только сам институт самодержавия, но и весь царствующий дом. П. И. Пестель последовательно выступал за цареубийство, считал ошибкой английской и французской революций сохранение жизни Стюартам и членам династии Бурбонов, что привело к реставрации монархии в Англии и Франции. На следствии П. И. Пестель давал следующие показания: «Я сделался в душе республиканец и ни в чём не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении».[6] Верховная власть должна была принадлежать народу: «…Народ Российский не есть принадлежность или Собственность какого-либо лица или семейства. Напротив того, Правительство есть принадлежность Народа, и оно учреждено для Блага Народного, а не Народ существует для Блага Правительства».[7] Для того времени это была поистине революционная идея.

В «Русской правде» обоснована необходимость введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т. д. Все сословия должны быть решительно уничтожены и слиты в «единое сословие гражданское». Предполагалось уничтожить и сословные привилегии. Все россияне объявлялись одинаково «благородными»», то есть «рождёнными во благо». Следовательно, провозглашалось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах. Немедленно уничтожались гильдии, цехи, а также военные поселения, «одна мысль о которых наполняла каждую благомыслящую душу терзанием и ужасом».

Историческим прообразом демократической системы для П. И. Пестеля служило вече Новгородской республики. Но вече всего Российского государства собрать было невозможно, поэтому П. И. Пестель хотел разделить Россию на области, области – на губернии, губернии – на уезды, а самой мелкой административной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (начиная с 20 лет) граждане мужского пола имели право избирать и быть избранными в любой орган государственный власти. Они могли участвовать в ежегодном волостном собрании, где выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», то есть местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь своё наместное народное собрание. Главой наместного волостного собрания становился выборный «волостной предводитель», а главами уездного и губернского наместных собраний – выборные «посадники». Компетенция наместных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчёты исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии – волостных, уездных и земских правлений, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних и вообще занимались всеми делами местного значения, «до волости или уезда касающимися». В верховный орган власти П. И. Пестель предлагал двухстепенные выборы: сначала волостные народные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды – представителей в высший орган законодательной власти – Народное вече.

Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную.

Верховный законодательный орган будущей России – Народное вече – избирался сроком на 5 лет. Ежегодно 1/5 часть народных представителей переизбиралась. Председатель выбирался из членов, пребывающих в составе Народного вече последний год. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права роспуска Народного веча, так как оно представляло «волю» и «душу народа в государстве.

Верховным исполнительным органом являлась Державная Дума, состоявшая из 5 человек, избиравшихся Народным вече на 5 лет. Ежегодно один из членов Думы выбывал из её состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной Думы являлся её член, заседающий в ней последний (пятый) год. Державная Дума «ведёт войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством Державной Думы».

Помимо законодательной и исполнительной власти в государстве, по мнению П. И Пестеля, должна быть и власть блюстительная, которая контролировала бы точное исполнение законов в стране и следила бы затем, чтобы две другие ветви власти не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти – Верховный собор – состоял из 120 бояр, избиравшихся пожизненно. Они не могли участвовать ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Председатель выбирался на год самим собором. Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей и только после утверждения Верховным собором закон получает юридическую силу. Собор имеет серьёзные контрольные функции, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором, и сам Верховный собор «принимает начальство над армией, когда она выступает за пределы своего государства» Таким образом, по мысли П. И Пестеля, «Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и Державную Думу» Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления.[8]

П. И. Пестель чрезвычайно высоко ценил личную свободу человека. Будущая Россия, по П. И. Пестелю, – это общество, прежде всего, свободных людей: «…без свободы личной нет государственного здания, и без неё нет ни спокойствия, ни благоденствия». В России, о которой мечтал П. И. Пестель, не могло быть крепостного права, так как «обладать другими людьми» как своей собственностью «есть дело постыдное … противное законам естественным… Рабство в России должно быть решительно уничтожено…».

Глава Южного общества предполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все права гражданства. Вся обрабатываемая земля в каждой волости, по проекту П. И. Пестеля, делится на две равные половины: на «землю общественную», которая будет принадлежать всему волостному обществу, и не может быть ни продана, ни подарена, ни заложена, и на «землю частную», которая будет являться объектом купли-продажи.

Общественная земля делилась бы на участки такого размера, чтобы каждый «…Необходимое для житья одного Тягла доставлять мог. Тяглом разумеется муж с женою и тремя детьми». Эти участки подлежали раздаче в пользование членам волостного общества сроком на один год, по истечении которого земля переходила бы в другие руки или оставалась за прежним хозяином. Из рук в руки участки переходят в следующих случаях: если кто-то не пожелает более заниматься земледелием или хочет переменить участок на свободный, если пользователь не может быть удовлетворён размером участка по причине увеличения числа членов его семьи, а также когда гражданин лишён прав за преступление.[9]

«Земли частные будут принадлежать казне или Частным Лицам, обладающим оными с полною свободою…. Сии Земли, будучи предназначены для образования частной Собственности, служить будут к Доставлению изобилия».[10]

Для осуществления своего аграрного проекта П. И. Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной её конфискации. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, имело место и безвозмездное отчуждение, конфискация. «Если у помещика имеется 10 тысяч десятин или более, тогда отбирается у него половина земли без всякого возмездия. Если имелось менее 10 тысяч десятин, но более 5 тысяч десятин, то половина отбиралась за вознаграждение в виде денег или земли в другой волости, но чтобы общее количество земли не превышало 5 тысяч десятин».[11] Таким образом, помещичье землевладение при полном уничтожении крепостного права частично сохранялось.

Для своего времени проект П. И. Пестеля был чрезвычайно радикальным. Накануне реформы 1861 года крестьянская запашка занимала лишь 1/3 обрабатываемых земель – 2/3 были под барской запашкой. П. И. Пестель же отдавал ½ всей обрабатываемой в государстве земли крестьянам, ничего у них не «отрезав». Таким образом, аграрный проект П. И. Пестеля гораздо шире, чем реформа 1861 года, открывал дверь буржуазному развитию страны.

П. И. Пестель не говорит о выкупе крестьянами полученной земли, «вознаграждение» помещикам платит государство. Предполагалось, что будущая Российская республика будет иметь банки и ломбарды, дающие крестьянам ссуду на первоначальное обзаведение и расширение частного хозяйственного предпринимательства.

П. И. Пестель считал, что правительство новой России должно всемерно поддерживать предпринимательство. Он предложил новую налоговую систему, исходя из того, что всякого рода натуральные и личные повинности (продуктами или работой) следует заменить денежными. Налоги должны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».

Конституция П. И. Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности, объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных произведений виновные отвечали только перед судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, нозапрещалиьс некоторые религиозные обычаи, например многоженство у мусульман. Суд сословный отменялся, вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.

Окончательной целью государственного переустройства, согласно «Русской Правде», является построение единой и неделимой России. Соответственно, основной и конечной целью национальной политики П. И. Пестель считал слияние всех племен и народов России в единый русский народ.

Важнейшую задачу, которую поставил П. И. Пестель в конституционном проекте, можно сформулировать как достижение единства в государстве. Основу принципа единства составляет политическое единство государства, заключающееся в том, что во всех частях государства действуют одни и те же законы, один и тот же образ правления, а само государство состоит из частей, однородных в политическом смысле. Национальное единство рассматривается им как производное от политического. Оно включает в себя требования слияния всего населения в единую нацию (русский народ), использования единого языка (русского), принятия единой веры (православия), распространения единых обычаев и нравственных представлений, перехода к одинаковому образу жизни. Важно отметить при этом, что для П. И. Пестеля достижение политического и национального единства – не самоцель, а необходимое средство создания процветающего государства.

Анализируя правовое положение народов России, П. И. Пестель сделал вывод, что практически все они обладали теми же правами, что и русские, но помимо этого некоторые из них пользовались важными привилегиями. Так, финны и поляки жили в соответствии со своими законами, не неся каких-либо расходов и обязанностей по поддержке Российского государства; мусульманские правители Кавказа в лучшем случае выплачивали символическую дань. Сибирские инородцы, молдаване, калмыки, казахи были освобождены от рекрутской повинности. В полной мере обязанности перед государством разделяли с русскими лишь некоторые оседлые народы европейской части России, но они к этому времени уже не знали крепостной зависимости. Таким образом, существовала явная диспропорция в соотношении прав и обязанностей русского народа (в широком смысле, включая украинцев и белорусов) и других народов России.

Исходя из важнейшего в его концепции принципа соответствия прав и обязанностей, П. И. Пестель считал необходимым обеспечить справедливое распределение прав и обязанностей между национальными группами, уравнять эти права и обязанности, отказаться от этнических и религиозных привилегий отдельных групп населения в тех случаях, когда они вступают в явное противоречие с интересами государства в целом или его граждан.

Федеративное устройство государства он отвергал. Политическая жизнь многонационального государства, считал П. И. Пестель, может протекать только в системе унитарного государства, какие-либо элементы федерации или автономии не должны допускаться. Административно-территориальное деление страны должно было препятствовать обособлению народностей и способствовать их ассимиляции: административные границы должны были проводиться таким образом, чтобы в пределах одной единицы оказались территории проживания разных народов; в то же время территория проживания одного этноса должна была распределяться по разным единицам.

Основной причиной отказа П. И. Пестеля от федеративного устройства обновленной России являлась опасность раскола страны по национальному признаку. Отказывая народам России в «праве на самоопределение», П. И. Пестель в то же время ничем не ограничивает права граждан, в том числе политические. Тем самым не только минимизируется опасность развития национального сепаратизма (поскольку для него нет материальной основы – не предусмотрены особые права, которыми наделяются национальные сообщества, не закреплены территории за этими сообществами), но и соблюдаются права человека – личные, гражданские и политические - в отношении всех жителей России, ставших ее гражданами. Интерес представителей нерусских народов при таком подходе заключается не в национальном обособлении, а в объединении в общую нацию и принятии гражданства России, поскольку именно этот статус оказывается наиболее выгодным.

Никаких ограничений по национальному, религиозному или языковому признаку в получении российского гражданства и пользования гражданскими правами «Русская Правда» не предусматривала. Однако претенденты на получение гражданства должны были согласиться с двумя основными требованиями: принятие на себя всех установленных законом обязательств перед государством и скорейшим вступлением в русский народ, что подразумевало овладение русским языком и восприятие русской культуры.

Приобретение гражданства и пользование правами гражданства – это, в трактовке П. И. Пестеля, не одно и то же. Человек начинает пользоваться всеми гражданскими правами, когда он становится способным исполнять все установленные законом обязанности перед государством. Поэтому политические права для личности предусматривались после достижения совершеннолетия, а для этнической группы в целом - когда она достигнет необходимого культурного уровня.

П. И. Пестель полагал, что право на независимость могут получить только сильные нации, способные противостоять захватчикам. Для малых же народов лучше и полезнее будет, если «они соединятся духом и обществом с большим Государством и совершенно сольют свою Народность с народностью Господствующего Народа, составляя с ним только один Народ…»[12] В то же время П. И. Пестель часто подчёркивал, что люди совершенно независимо от их расовой и национальной принадлежности равны от природы, поэтому великий народ, подчинивший себе малые, не может и не должен использовать своё превосходство для их угнетения. Все народы, населявшие Россию должны слиться в единый русский народ.

Одним из главных принципов взаимоотношения гражданина и государства у П. И. Пестеля является требование независимости граждан России от иностранных государств. Это требование преимущественно проявляется в недопустимости двойного гражданства для россиян; в запрете вступления их в иностранную службу без предварительного разрешения Верховной власти; в запрете иностранным подданным занимать государственные должности в России; в запрете деятельности тех религиозных (и прочих) организаций, которые признают над собою управление, находящееся вне России.

Новое российское правительство должно было использовать авторитет самых разных религий для пользы государства. Не только православные, но и священнослужители всех иных вероисповеданий, которые будут допущены в государстве, должны числиться государственными чиновниками. Поскольку религии исполняют полезные для государства обязанности, они допустимы и пользуются покровительством государства. Однако на православную церковь возлагается гораздо большая обязанность перед государством, чем на все остальные, поэтому она и должна пользоваться большими правами. Религиозные организации, потенциально враждебные государству, могли быть запрещены. П. И. Пестель проводил различие между «внутренней верой» человека, которая является его личным делом и в которую государству не следует вмешиваться, и внешними проявлениями этой веры, которые не должны противоречить интересам других людей, общества и государства.

русская правда пестель государственный

Значение «Русской правды» П. И. Пестеля

«Русская правда» согрета глубокой любовью к Родине, которую П. И. Пестель ценил превыше всего. «Любовь к Отечеству – сей источник всех государственных добродетелей и сия сильнейшая подпора существования и благоденствия царств», – писал он в одном из ранних набросков своего конституционного проекта.

П. И. Пестель придавал большое тактическое значение «Русской правде». Революцию нельзя было, по его мнению, успешно совершить без готового конституционного проекта. Однако по мере приближения срока, назначенного для восстания, всё острее чувствовалась необходимость в скорейшем окончании «Русской правды»; «от меня часто требовали ею поспешить», – показывал П. И. Пестель на следствии.

Русская правда П. И. Пестеля – наиболее демократическая программа декабристов, разработанная в 1821-1823гг; одобрена Южным обществом, поддерживалась также революционным крылом Северного общества. Основные положения: уничтожение самодержавия, крепостного права и сословного строя, установление республики, равенство всех граждан перед законом, гражданские свободы, отсутствие избирательных цензов, конфискация крупнейших латифундий и наделение крестьян землей.

Система принципов государственного устройства, выдвинутая в «Русской Правде», представляет интерес и для современной России, в том числе как свидетельство оригинального самостоятельного развития русской политико-правовой мысли. Между тем, многие методы решения проблем государственного устройства и национального вопроса, предложенные П. И. Пестелем два века назад, в наше время себя изжили, хотя по-прежнему актуален тезис П. И. Пестеля о необходимости противостоять сепаратизму, организованной преступности, обеспечивать и защищать права граждан. Для этого следует, как это сделано в «Русской Правде», разработать систему мер и адекватных политико-правовых форм (в современных условиях они должны быть взаимно согласованными), осуществление которых позволит восстановить сложившееся веками хозяйственные, культурные и прочие связи.

Предложенный П. И. Пестелем путь введения унитарного государственного устройства в настоящее время неприемлем. Для современной России оптимальным является постепенный переход от федерации на национально-территориальной основе – к федерации на территориальной основе (посредством, например, усиления значимости округов); а от нее, через унификацию основных законодательных норм и достижение действительного равноправия граждан России на всей ее территории, – к дальнейшему единству в его новых, современных формах.

Средством достижения предлагаемых социально-политических преобразований П. И. Пестель считал военно-революционный переворот с немедленной ликвидацией монархии. Проведение преобразований поручается Временному Верховному правлению, которое должно озаботиться составлением новых законов. В концепции П. И. Пестеля об организации и принципах деятельности Временного Верховного правления во многих аспектах ощущается влияние политической доктрины Максимилиана Робеспьера, особенно в тех её положениях, которые содержатся в его знаменитой речи «О принципах революционного и конституционного правлений», произнесённой им в Конвенте 25 декабря 1793 года.[13] П. И. Пестель представил проект республики, но осуществление его поставил в зависимость от революционной диктатуры, вводимой на значительный срок: 10-15 лет, что само по себе может быть чревато тяжёлыми последствиями. Ратуя за строгую и неизменную законность, декабрист посчитал возможным учреждение революционной диктатуры, практически не связанной в своих действиях законами.

Заключение

«Русская правда» как революционный проект буржуазного переустройства крепостной России, решала два основных вопроса политической идеологии декабристов: вопрос о крепостном праве и об уничтожении самодержавия. На ней лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом она представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперёд отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами-дворянами.

Декабристы остались «страшно далеки от народа». Впервые переводя идеи революционного просветительства на почву практической подготовки свержения феодально-крепостнического строя, декабристы в лице их виднейших теоретиков отступили от идеи народной революции, провозглашённой Радищевым, делая ставку на «военную революцию». И хотя декабристы мыслили переворот в интересах огромного большинства народа, это было видимое отступление от принципа последовательного демократизма. Исторически оно обусловлено тем, что к революционному движению впервые пришёл социальный слой передовых дворян, которые сумели перешагнуть через свои классовые и сословные интересы, но ещё не соединились с народом. Тем не менее, революционное просветительство декабристов подготовило почву для последующего развития передовой русской политической мысли.[14]

Теперь уже, с высоты XXI века, невозможно объявить российское дворянство набором царских сатрапов, душителей свободы и крепостников, а выступление декабристов откровенно негативным явлением. Историческая судьба этого класса достойна и размышления, и анализа, и самое главное – объективных оценок. Восстание декабристов, несомненно, сыграло важную роль в истории нашей страны, а конституционный проект П. И. Пестеля «Русская правда» в истории развития политико-правовой мысли России.

Список использованной литературы

1. Графский В. Г. История политических и правовых учений. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 600 с.

2. Деев Н. Н. Политическая идеология декабристов: Критика современных буржуазных интерпретаций // Правоведение. – 1975. – № 6. – С. 104 – 111.

3. Закревский Н. Ф. Критика декабристами судебной системы царской России // Правоведение. – 1976. – № 1. – С. 95 – 98.

4. Иванова В. П. П. И. Пестель. – Л.: Лениздат, 1966. – 43 с.

5. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений XI–XX вв. – М.: Юристъ, 1995. – 378 с.

6. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. – М.: Юристъ, 2003. – 506 с.

7. История политических и правовых учений / Авт. кол.: В. Г. Графский, Н. М. Золотухин, В. С. Нерсесянц и др.; Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА-М-КОДЕКС, 1995. – 728с.

8. История политических и правовых учений / Е. А. Воротилин, О. Э. Лейст, И. Ф. Мачин и др.; Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Зерцало, 2004. – 576 с.

9. История политических и правовых учений / Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с.

10. История политических учений. Вып. 2 / Под ред. проф. О. В. Мартышина. – М.: Юристъ, 1996. – 368 с.

11. Козлихин И. Ю., Поляков А. В., Тимошина Е. В. История политических и правовых учений / И. Ю. Козлихин, А. В. Поляков, Е. В. Тимошина. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та; Изд-во юридического факультета СПбГУ, 2007. – 856 с.

12. Лорер Н. И. Записки декабриста Н. И. Лорера / Под ред. М. Н. Покровского – М.: Соцэкгиз, 1931. – 448с.

13. Марченко М. Н., Мачин И. Ф. История политических и правовых учений. – М.: Высшее образование, 2005. – 495 с.

14. Нечкина М. В. Декабристы. – М.: Наука, 1975. – 183с.

15. Пестель П. И. Русская Правда или Заповедная Государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного верховного правления / «Русская правда» П. И. Пестеля и сочинения, ей предшествующие / п/р чл-корр. АН СССР М. В. Нечкиной / Восстание декабристов. Документы. Т. VII. – М., 1958. С. 111-209.

16. Прозорова Н. С. Вопросы права в произведениях П. И. Пестеля // Правоведение. – 1975. – № 6. – С. 111 – 116.


[1] Графский В. Г. История политических и правовых учений. М., 2005. С. 400.

[2] Нечкина М. В. Декабристы. М., 1975. С.7.

[3] История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста. М., 2004. С. 422.

[4] Прозорова Н. С. Вопросы права в произведениях П. И. Пестеля // Правоведение. 1975. №6. С. 111.

[5] Лорер Н. И. Записки декабриста. М., 1931. С. 74.

[6] Нечкина М. В. Декабристы. М., 1975. С. 83.

[7] Пестель П. И. Русская Правда или Заповедная Государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного верховного правления / «Русская правда» П. И. Пестеля и сочинения, ей предшествующие / п/р чл-корр. АН СССР М. В. Нечкиной / Восстание декабристов. Документы. Т. VII. М., 1958. С. 111-209.

[8] История политических и правовых учений / Под общ. ред. чл-корр. РАН В. С. Нерсесянца. М., 1995. С.446.

[9] История политических учений. Вып. 2 / Под ред. проф. О. В. Мартышина. М., 1996. С.297.

[10] Пестель П. И. Русская Правда или Заповедная Государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного верховного правления / «Русская правда» П. И. Пестеля и сочинения, ей предшествующие / п/р чл-корр. АН СССР М. В. Нечкиной / Восстание декабристов. Документы. Т. VII. М., 1958. С. 111-209.

[11] Там же.

[12] Пестель П. И. Русская Правда или Заповедная Государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного верховного правления / «Русская правда» П. И. Пестеля и сочинения, ей предшествующие / п/р чл-корр. АН СССР М. В. Нечкиной / Восстание декабристов. Документы. Т. VII. М., 1958. С. 111-209.

[13] Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. М., 1995. С. 223.

[14] Деев Н. Н. Политическая идеология декабристов: критика современных буржуазных интерпретаций // Правоведение. 1975. №6. С. 107.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

Комментариев на модерации: 2.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий

Другие видео на эту тему