Смекни!
smekni.com

Право собственности в Римском праве (стр. 1 из 4)

Контрольная работа

Тема:

"Право собственности в Римском праве"

Красноярск 2007


Введение

Право собственности во всякой системе право является центральным правовым институтом. Римская собственность была высшим проявлением господства лица над землей и рабами. Однако выработка понятия права собственность происходило весьма медленно.

В доклассическое время не существовало общего определения собственности. С образованием римского государства, вокруг земли, принадлежащей государству. Вращалась вся внутренняя история республики. Государство наделяло всех граждан в наследственное пользование землей. Благодаря непрерывным завоеваниям и расширением римских земель, государству выпала возможность предоставлять своим гражданам обширные пространства. Верхушка рабовладельческого класса широко пользовалась этим для захвата огромных территорий. Возникшие таким образом землевладение имело юридический характер – предоставление земли в пользование отдельными членами римской общины. Из этого владения развилось право частной собственности на землю, предоставленную государством первоначально лишь в пользование.


1. Право собственности

1.1 Понятие собственности

В древнем праве не было специального термина для обозначения собственности. Древний термин dominium означал «господство» и применялся ко всем случаям, когда чья-либо вещь находилась в чьей-либо власти, применялась к всему тому, что находилось в хозяйстве, в доме. Лишь в I в. н.э. юристы начали ограничивать значение термина dominium, но и тогда он обозначал еще довольно широкий круг явлений, чем собственность. Юлиан (II в. н.э.) употреблял термин dominium для наименование вообще прав на вещь – im rem; вещь на которую существовало право называлось – proprietas, а сам частный собственник – dominus proprietatis. В конце классического периода (III в. н.э.) разработка понятия собственность была завершена, обозначением для собственности с того времени является термин proprietas. Этот термин обозначал собственность, отношение господства над вещами.

Главное качество права собственность – наиболее абсолютное господство лица над вещью с правом распоряжаться ею, правом распоряжаться ее судьбою (продать, обменять, заложить, уничтожить).

Право собственности является наиболее полным правом на вещь. Собственник обладает самыми широкими распорядительными полномочиями. Собственник признается владельцем (если владение не перешло к другому лицу), он может защищать свой связи с вещью от нарушения со стороны третьих лиц посредством владельческих интердиктов, а не только с помощью исковых средств, а утратив вещь – прибегнуть как к интердикту для восстановления владения, так и к иску о праве собственности.

Право собственности есть: прямое и непосредственное господство лица над вещью, связанное с правом распоряжаться ею; исключительное господство – как устраняющее всякое чужое воздействие на вещь, всякое чужое притязание на нее; абсолютное или наиболее абсолютное господство предполагающее исключить ограничения, кроме тех, которые предусмотрены законом; легко приспособляемое – при от падании ограничения автоматически восполняется соответствующая степень господства; правовое, т.е. не связанное обязательством с фактическим обладанием вещью (похищена, утеряна, отнята силой), господство, удерживаемое одним намерением, одной лишь волей, гарантированным правом; полная и непосредственная власть над вещью, с необходимостью предоставляющая собственнику право пользования и извлечения плодов, ею приносимых.

Однако право собственности не стоит сводить к набору полномочий. Собственник остается собственником и в отсутствие любого из этих полномочий. Собственник бревна, использованного в чужой постройке, не может истребовать его обратно, пока оно не отделено от постройки. Если на недвижимость установлен суперфиций или эмфитевсис, собственник будет лишен распоряжаться вещью; собственность, обремененная в пользу другого лица узуфруктом, не приносит собственнику ни каких выгод, пока узуфрукт не будет прекращен. Эластичность собственности выступает одним из бесспорных признаков этого права – способность собственности восстанавливаться в полном объеме сразу же по прекращении конкуренции других вещевых прав или снятию законодательных ограничений. Римские юристы считали, что собственник не имеет иных ограничений своей власти над вещью, кроме установленных законом в интересах сообщества. К таким ограничениям можно отнести существовавшую еще по законам XII таблиц обязанность собственника допускать на свою землю соседа. Каждый из соседей должен был терпеть проникновение на свою землю дыма, пара с соседнего участка, если это вызывалось нормальным его использованием.

Собственность открывала носителю этого права всестороннюю возможность пользоваться и распоряжаться вещью и исключала вмешательство посторонних лиц в сферу господства частного собственника. Поэтому классическая юриспруденция понимала собственность как неограниченное и исключительное правовое господство лица над вещью.


2. Виды права собственности

В классическую эпоху под влиянием изменений в характере экономических отношений, формы собственности развивались и разветвлялись, появлялись новые виды собственности, однако все эти виды сохранили свой рабовладельческий характер.

2.1Квиритская собственность

Квиритская собственность – dominium ex iure Quritium – могла принадлежать только полноправным римским гражданам, кто был наделен ius commercii. Кроме римской правоспособности лица требовалось, чтобы и вещь была способна к участию в римском обороте. Таковыми считались вещи классифицируемые как res mancipi. К ним относились земли вокруг Рима, а затем и вообще италийские, рабы и скот. Собственность на эту категорию вещей могла быть установлена только с помощью специальных процессуальных действий манципации или мнимого судебного спора (in iur cessio). Эти действия были допустимы только для римских граждан-квиритов.

2.2Собственность перегринов

Неримские граждане (латины и перегрины) подчинялись в Риме праву своей родины (origo). Доступ к римской собственности путем совершения сделок по праву народов был открыт им в начальный период республики в области оборота движимых вещей и в интересах самих римлян. Предоставление права ius commercii означало право участия в обороте римлян и обозначалось как взаимное право купли-продажи. Но это не означало их участие в квиритском праве, а только в отдельных квиритских оборотных сделках. Из этих сделок иностранцам были доступны манципация и литеральные (счетно-письменные) договоры. Приобретаемое иностранцами право защищалось только эдиктом перегринского претора с помощью фиктивных исков, где истцам присваивалось право римского гражданина. Эти иски были направлены против частных нарушений права и влекли наложение штрафа.

2.3Провинциальная собственность

Провинциальная земля была собственностью римского народа по праву завоевания и носила публично-правовой характер – res publikae. Ее делили на два части: одна составляла ager publicus, считавшейся государственной собственностью; другая – ager redditus, предоставлялась их бывшим владельцам, согласно их национальным законам и обычаям. Соответствующие законы выражали это формулой – habere possidere, uti frui liceto – пусть будет, позволю владеть, пользоваться и извлекать плоды. Но по воле римского государства они могли в любое время быть лишены этого права. Во II в.н.э. владельцы провинциальных земель получают право узуфруктариев и владельческую защиту. Провинциальная собственность отличалось от квиритской собственности на италийские земли в области публичного права тем, что с провинциальных земель взимались в пользу казны особые платежи. Провинциальные собственники не могли пользоваться юридическими актами цивильного права, а обращались исключительно к праву народов. Это упрощало и облегчало установление и передачу права собственности и не могло способствовать развитию в провинциях оборота недвижимости.

2.4Добросовестное владение и бонитарная собственность

Устарелое деление имущества на res mancipi и res nec mancipi и применение связанных с ними формальных и громоздких способов приобретения и отчуждения, при постоянно увеличивающимся приросте земель и рабов. Это признавалось обременительным и задерживало хозяйственный оборот. Часть римских юристов, например, прокулианци, настаивали на изъятии приплода крупного рогатого скота из категории res mancipi, чтобы облегчить сделки с этой категорией товаров. С другой стороны, собственники земель и рабов, отчуждая их на равных условиях платежа, срока, кредита, нередко ограничивались простой передачей вещи – traditio. Откладывая совершение формальных действий mancipatio до выполнения условий и внесения платы. Отчуждатель resmancipi в этом случае формально оставался квиритским собственником и мог вернуть от приобретателя переданную ему вещь, как свою собственность. Только по истечении установленной законами XII таблиц приобретательской давности добросовестный приобретатель становится квиритским собственником. Преторы шли навстречу требованиям экономически сильнейшим участникам оборота и допустили широкое применение ненормальной передачи для приобретения вещей всех видов, требуя только bona fides (добрая совесть) на стороне приобретателя. Этим термином обозначалась уверенность приобретателя в правомерности полученного владения вещами, или точнее, незнание о недостатках приобретаемого права. Оборот недвижимости стал более подвижным и поэтому более выгодным для самих квиритских собственников.

Если квиритский собственник, отудивший res mancipi, предал ее приобретателю не путем манципации, а при помощи traditio, а затем, основываясь на своем квиритском праве, предъявлял иск об истребовании вещи от приобретателя, последнему была дана возможность отклонить такое требование квиритского собственника, посредством возражения о продаже и передаче этих вещей – exceptio rei venditae et traditae. Если же лицо, приобретавшее res mancipi посредством traditio, утрачивало актическое владение вещью, ему стали давать особый иск, получивший название по имени претора Публиция (I в. до н.э.) – actio Publiciana. В формуле этого иска допускалось предположение, что приобретатель провладел давностный срок (actio ficticae). Таким образом, лицо, приобретавшее res mancipi при помощи traditio хотя и не становилось квиритским собственником, но фактически вещь закреплялась в его имуществе – in bonis; отсюда идет название бонитарной или преторской собственности. Бонитарному или преторскому собственнику actio Publiciana давалось против всякого третьего лица.