Смекни!
smekni.com

Институт раскрытия доказательств в англо-саксонской и российской системах законодательства (стр. 1 из 9)

САНКТ-ПЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Гражданский процесс

Тема:

ИНСТИТУТ РАСКРЫТИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В АНГЛО-САКСОНСКОЙ И РОССИЙСКОЙ СИСТЕМАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Выполнила:

студентка группы Ю-303

юридического факультета СПбГУЭФ

Тряскина М.В.

Руководитель:

доцент, к. ю. н.

Петров Михаил Викторович

Санкт-Петербург 2011

Оглавление

Введение

1. Понятие принципа раскрытия доказательств

2. Институт раскрытия доказательств в англо-саксонской системе

Англия

США

3. Анализ института раскрытия доказательств в АПК РФ с обоснованием заимствования отдельных положений в ГПК РФ

4. Элементы института раскрытия доказательств в гражданском процессе и предложения по усовершенствованию

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современное состояние общественных отношений требует от законодателя и правосудия оптимизации всех правовых институтов и процессуальных инструментов с целью повышения эффективности и оперативности защиты прав и законных интересов соответствующих субъектов. Судопроизводство должно быть удобным и для спорящих сторон, и для судей. Иначе говоря, необходимо стремление к созданию предпосылок для получения наилучших результатов в судебном процессе с минимальными затратами процессуальных сил и средств. Достижению этого может способствовать институт раскрытия доказательств.

"Последовательное проведение принципов процессуального равноправия, состязательности, диспозитивности исключает предоставление одной из сторон процесса льгот и преимуществ. Наряду с этим совершенно очевидна потребность в дальнейшей реализации принципа процессуальной экономии, устранения затянутости судебных процедур, оптимизации ряда процессуальных институтов, их более четкого законодательного регулирования. Иначе говоря, следует стремиться к тому, чтобы добиваться наилучших, максимальных результатов в судебном процессе с минимальными затратами процессуальных сил и средств"[1].

Их поведение в рамках действующих процессуальных норм обусловлено, прежде всего, традиционным для отечественного судопроизводства ведомственным интересом и желанием уменьшить и упростить объем работы. Как справедливо заметил В.П. Кашепов, "наши судьи пока психологически не готовы воспринимать принцип судебной защиты прав граждан как приоритетный"[2].

Что же касается раскрытия доказательств, то столкновение первоначального и встречного исков в детально разработанном процессе раскрытия доказательств во многом предрешало бы их рассмотрение по существу, т.е. примерный ход дальнейшего судебного процесса становится понятным и известным каждому. Логично предположить, что данные процедуры значительно ускорят гражданский процесс, дав сторонам реальную возможность заранее взвесить свои аргументы и принять наиболее выгодную для них позицию. Такое сочетание видов защиты ответчика и раскрытия доказательств или обмена ими может помочь значительно разгрузить суды. Подобная практика существует сейчас в большинстве стран мира, существовала и в России до 1917 г. Однако при всем при этом следует предусмотреть последствия представления новых, ранее не раскрытых доказательств.

Актуальность изучения доказательственного права именно сейчас обусловлена рядом причин.

Во-первых, доказательства всегда были и остаются центральным правовым институтом российского гражданского процесса, поэтому в период реформирования последнего возрастает необходимость изучения доказательств и доказывания.

Во-вторых, переориентация российского гражданского процесса на активность сторон на всех стадиях гражданского процесса, развитие его состязательных начал заставляют переосмыслить многие аспекты доказательств. Поэтому полезно узнать, как решаются соответствующие вопросы с странах с состязательной системой правосудия.

В-третьих, в российском праве стало популярным и удобным переносить зарубежные (особенно американские) правовые институты в российское законодательство. С одной стороны, неплохо использовать уже имеющиеся и оправдавшие себя правовые механизмы. Но с другой - правовые системы Великобритании, США и России различны, и это должно быть учтено в процессе законотворчества.

Как мы видим, теоретическое исследование института раскрытия доказательств и встречного иска чрезвычайно актуально, поскольку в настоящее время в части применения норм о раскрытии доказательств имеется ряд практических проблем, не урегулированных действующим процессуальным законодательством. В своей работе мы сделаем небольшой сравнительный анализ исследуемых институтов в России и странах англо-саксонской системы, а также попытаемся разобраться в причинах проблем, возникающих в связи с применением данных институтов на практике, и по возможности выявить пути решения данных проблем.

доказательство английский законодательство российский

1. Понятие принципа раскрытия доказательств

В гражданском и арбитражном процессе выделяют несколько этапов доказательственной деятельности, которая, в свою очередь, занимает одно из центральных мест в гражданском судопроизводстве. Судебное доказывание представляет собой совокупность этапов (стадий), без прохождения каждой из которых невозможно объективно установить фактические обстоятельства дела и, соответственно, правильно разрешить возникший спор между участниками гражданских правоотношений[3].

Ряд авторов, например О.В. Баулин[4], рассматривают этапы доказательственной деятельности в качестве элементов доказывания. Отождествление данных понятий проводит Л.А. Терехова[5]. Элементы доказывания, по мнению О.В. Баулина, можно рассматривать как этапы лишь применительно к исследованию одного конкретного доказательства, и то условно, поскольку и его приобщение к делу, и исследование всегда сопровождаются предварительной оценкой, кроме того, всегда возможно его повторное исследование[6]. Таким образом, вывод указанного автора сводится к тому, что нельзя рассматривать в качестве этапа действия, которые могут совершаться в течение всего процесса.

В то же время доказывание - это определенный процесс, который имеет свой конечный результат. Все исследователи проблем доказывания едины во мнении относительно того, что действия по собиранию, оценке, исследованию доказательств представляют собой процесс. Процесс, как следует из содержания словаря С.И. Ожегова, - это "ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь"[7]. Данное понятие применимо и к доказательственной деятельности, которая представляет собой не просто совокупность элементов как составных частей сложного целого (набор конкретных действий), а именно последовательную смену периодов в развитии, т.е. доказывание - это совокупность последовательных стадий (этапов). Нельзя отказываться от использования понятия этапа доказательственной деятельности, обосновывая это тем, что данные действия совершаются в течение всего процесса. Действительно, можно усмотреть, что предварительная оценка доказательств происходит на этапе представления доказательств. В то же время процесс не предполагает совокупность набора статических элементов, доказывание характеризуется именно развитием, направленным на достижение определенного результата, а именно на установление фактических обстоятельств дела[8].

Стадия доказательственной деятельности - это процессуальная сторона доказывания. В связи с этим следует согласиться с позицией И.В. Решетниковой[9], которая рассматривает собирание, исследование и оценку доказательств в качестве этапов доказательственной деятельности, а не ее элементов.

К числу этапов доказательственной деятельности относится установление фактов, подлежащих доказыванию, собирание, исследование, оценка доказательств. Раскрытие доказательств, как правило, не рассматривается представителями науки гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права в качестве самостоятельного этапа.

С.Ф. Афанасьев, выделяя такой этап доказывания, как представление и раскрытие доказательств[10], тем самым показывает, что раскрытие доказательств происходит одновременно с их представлением в процессе. Т.В. Сахнова, фактически говоря о раскрытии доказательств, относит совершаемые в ходе данного этапа доказывания процессуальные действия (обмен копиями доказательств) к числу такого этапа, как представление доказательств[11]. Некоторые процессуалисты рассматривают раскрытие доказательств в качестве этапа собирания доказательств[12] или в качестве первоначального средства представления доказательств в суд[13]. М.К. Треушников выделяет раскрытие доказательств наряду с представлением, истребованием доказательств, но только в качестве самостоятельного элемента доказывания, а не этапа[14].

Содержанием принципа состязательности в гражданском и арбитражном процессе (ст.9 АПК РФ и ст.12 ГПК РФ) является обязанность сторон доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений. Процессуальное законодательство закрепляет не только права и обязанности сторон по представлению доказательств в подтверждение тех обстоятельств, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, но и обязанность раскрывать данные доказательства перед другими участниками процесса (ст. ст.132, ст.148, п.1. ч.1, п.3 ч.2 ст.149 ГПК РФ, ст.66, ст.126 АПК РФ). Данные правила, как верно отметил О.В. Баулин, "направлены на оптимизацию судопроизводства, должны заставить участников процесса своевременно исполнять доказательственное бремя"[15].