Смекни!
smekni.com

Внешняя политика М.Тэтчер (стр. 1 из 13)

Введение.

Контрольная работа на тему: « Внешняя политика правительства Маргарет Тэтчер» является итогом изучения и исследования данного вопроса.

Имя Маргарет Тэтчер не оставляет равнодушным, о ней написаны десятки книг. Эта женщина очень популярна во многих странах, особенно Тэтчер была популярна в Советском Союзе в середине 80-х годов. Тэтчер вошла в историю Британии, как первая женщина- премьер- министр. История Британии не знала такого примера, когда бы женщина руководила военными операциями, как это было во время войны с Аргентиной.

Как настоящий большой политик , она не стояла на месте и твёрдо придерживаясь своих основных принципов, со временем меняла свои оценки и взгляды.

Именно поэтому, интерес историков к персоне Маргарет Тэтчер велик.

Цель данной работы осветить деятельность и влияние Тэтчер на международной арене, показать изменения в мире в отношении Британии.

В отечественной историографии, есть ряд авторов, которые посвятили свои работы деятельности Тэтчер на внешней арене, еще при её правлении,[1]так и работа зарубежного автора.[2] В этих работах отображены шаги к «примирению» с СССР и итоги Англо-Аргентинского конфликта.

После ухода с пота премьер-министра, Вышла книга зарубежного автора, в которой даётся оценка и критика деятельности М. Тэтчер.[3]

Так же углублённо и всесторонне изучали внешнеполитическую деятельность и советские дипломаты, которые непосредственно имели личные беседы с Тэтчер.[4]

Есть также ряд литературы, которая, к сожалению, не переведена на русский язык, к ней относятся и мемуары Тэтчер в двух томах.

В данной работе я рассмотрела основные направления внешней политики:

1. Жёсткая политика в отношении стран «третьего мира»- Фонклендский конфликт.

2. Тесные партнёрские отношения с США.

3. Улучшение советско-британских отношений после прихода к власти в СССР Горбачёва.

4. Активное участие Великобритании в евроинтеграционных процессах.


Контрольная работа состоит из введения, пяти глав.

Первая глава посвящена первым месяцам правления и сложным международным проблемам, к которым М. Тэтчер была не подготовлена.

Вторая глава освещает Англо-Аргентинский конфликт и его итоги.

Третья глава освещает международные отношения с США, отношения с Р. Рейганом и Дж. Бушем.

В четвёртой главе освещены вопросы об определении политической линии в отношении СССР.

Пятая глава освещает нелёгкое сотрудничество со странами Европы, в том числе с ФРГ и Францией.

В конце работы даются основные выводы внешнеполитических отношений правительства Тэтчер.

Первые шаги на внешнеполитической арене М. Тэтчер.

Уже в первые месяцы правления перед Тэтчер встали сложные международные проблемы, к которым была мало подготовлена. Она, новичок во внешнеполитических воп­росах, столкнулась с матерыми зарубежными государствен­ными деятелями, искушенными в сложнейших вопросах дипломатии. Очень многие в Англии сомневались, что ее деятельность на этом поприще будет успешной. Что стояло за этими сомнениями?

Во-первых, Тэтчер никогда не занималась дипломатией на правительственном уровне. Со времени Н. Чемберлена она была первым премьер-министром, не имевшим в про­шлом опыта руководства каким-либо внешнеполитическим ведомством.

По-видимому, Тэтчер понимала, что ей не хватает глу­боких знаний международной политики. Поэтому, чтобы оправдаться, она однажды высказала такую мысль: "Умение схватить суть проблемы внешней политики — вот что необ­ходимо сейчас, а не знание деталей дипломатии".[5] Правда, впоследствии она несколько изменила свою точку зрения и много внимания стала уделять всестороннему ознакомле­нию с международными проблемами во всех деталях.

Тэтчер мало была знакома и с правилами, и с традициями дипломатии. Кроме того, со­мнение вызывали и ее личные качества: по мнению некото­рых, она по своему характеру не слишком отвечала требо­ваниям, которые предъявлялись к тонкой дипломатической деятельности. Ее бескомпромиссность, стремление не столько понять позицию партнера по переговорам, сколько навязать свою точку зрения не могли помочь установлению нормальных отношений с зарубежными коллегами.[6]

Наконец, дипломатия, как наука и искусство, была да­леко не адекватна партийной и вообще внутриполитичес­кой борьбе. Можно было быть способным функционером партии, даже ее лидером, но недостаточно приспособлен­ным к ведению внешнеполитической деятельности. Однако первые переговоры, которые вела Тэтчер, пока­зали, что она недостаточно советовалась с английскими дипломатами. Был случай, когда руководители МИД Анг­лии в конфиденциальных беседах отговаривали ее от жела­ния публично упомянуть в положительном контексте имя лидера одной из стран Персидского залива. Английские дипломаты одно время считали, что Тэтчер "недостаточно надежна". "Это делает очень трудными наши конфиденциальные разговоры с премьером", — говорили они.[7] Конечно, промахи Тэтчер были результатом ее неопыт­ности.

Сразу после вступления на пост премьер-министра на нее свалился ряд неотложных внешнеполитических про­блем. Прежде всего, Тэтчер пришлось отправиться в Токио на встречу лидеров семи западных индустриальных держав. Совещание в Токио прошло для Тэтчер удачно. По счас­тью, вопросы, которые там обсуждались, были ей знакомы: энергетический кризис, резкое повышение цен на нефть и т. д. Впервые в заседании "семерки" участвовала женщина


и остальные делегаты относились к ней с уважением. Кроме того, она не выступала с какими-то требованиями, и это нравилось всем участникам. Японцы, вежливые по натуре, были очень внимательны к женщине-премьеру и довольны, что страной ее первого заграничного визита стала Япония. И хотя на пресс-конференции Тэтчер было предоставлено слово последней, она единственная из руководителей пра­вительств и государств говорила без бумажки, спонтанно.

Во внешней политике М. Тэтчер предусматривала возрождение статуса Великобритании как великой державы. Уже в первые месяцы после прихода к власти ей и её команде пришлось дебютировать на дипломатической арене. Это был вопрос о судьбе Родезии (Зим­бабве).

Краткая история вопроса такова. В 1965 году расист­ский режим Я. Смита провозгласил в одностороннем поряд­ке независимость этой африканской страны, ранее бывшей британской колонией. В 1978 году Смит заключил с уме­ренными южнородезийскими деятелями соглашение о внут­реннем урегулировании, цель которого состояла в сохране­нии в стране колониалистского и расистского порядка. Со­вет Безопасности ООН признал такое урегулирование неза­конным.

В 1979 году расисты создали марионеточное правитель­ство с участием некоторых африканцев во главе с Музоревой. Тэтчер, бывшая в то время лидером оппозиции, наме­кала, что она выступает за признание этого марионеточного правительства, против которого вели борьбу национально-патриотические силы во главе с Р. Мугабе и Дж. Нкомо.[8] Та­кой же политики придерживались и США. Когда Тэтчер стала премьером, она установила контакты с Музоревой, хотя и соблюдала некоторую осторожность. Министерство иностранных дел доказывало ей, что, признавая марионе­точное правительство Музоревы, Англия вступает в конф­ликт с ООН и с Содружеством наций. В конце концов, лорду Каррингтону удалось убедить Тэтчер, и она подписала вме­сте с другими странами Содружества коммюнике о неприз­нании, премьер показала себя разумным политиком, сумевшим под давлением обстоятельств занять правильную позицию даже ценой крутых поворотов. Последние, видимо, были пра­вы, но правильно было и то, что первые шаги Тэтчер, призна­вавшей Музореву, были недостаточно обдуманны.

Прошло немного времени, и на основе новой конститу­ции Зимбабве победу на выборах одержал Мугабе. Право-консервативные круги, не ожидавшие такого поворота со­бытий, рекомендовали премьеру воздержаться от признания его правительства, но для Тэтчер еще одно изменение пози­ции было уже невозможным. Новое правительство не пользовалось ее симпатиями.


Англо-Аргентинский конфликт.

Зимой 1981/82 года популярность Тэтчер в стране упала до самой низкой отметки — только 24% опрошенных отда­вали предпочтение ей и ее партии. И хотя Тэтчер удалось снизить инфляцию до 12%, но экономическое положение страны было критическим, число безработных перевалило за 3 млн., а стоимость фунта стерлингов за последние меся­цы упала, чуть ли не в 2 раза.[9] В стране стали говорить о про­вале экономической политики Тэтчер и ее возможной от­ставке. Внезапно все переменилось, и спасение пришло с той стороны, с которой никто не ожидал.

2 апреля 1982 года Британию потрясла удивительная новость. Аргентина высадила свои войска на Фолклендские (Мальвинские) острова. Немногие англичане знали, что это за острова, где они находятся, но средства массовой инфор­мации сразу сообщили британцам, что это английские ост­рова и что имела место неслыханная наглость — захват бри­танской территории. Такого еще не бывало на памяти анг­личан.

2 апреля 1982 года Аргентина высадила свои войска на Фолклендские (Мальвинские) острова. Две с половиной тысячи аргентинских солдат вошли в столицу островов Порт – Стэнли и водрузили там свой флаг. Британское правительство сразу же заявило о непризнании этого акта на том основании, что Фолклендские острова принадлежат Великобритании. Дипломатические отношения с Аргентиной были порваны.

Организация Объединенных Наций своим решением признавала колониальный статус этих островов и призывала путем переговоров изменить его. Переговоры об этом шли, и консервативное правительство сроило планы передачи суверенитета над островами Аргентине при условии их последующей сдачи в аренду Британии. Однако сама Тэтчер была категорически против передачи островов Аргентине, хотя она не была сторонницей полного прекращения переговоров.