Смекни!
smekni.com

Ответы к экзамену Теория Государства и права (стр. 3 из 22)

Говоря о месте теории государства и права в системе гуманитарных наук, следует отметить, что она тесно взаимодействует с другими общественными науками такими как философия, социология, политология, история, экономическая теория, этика и др. В этой связи теория государства и права изучает те стороны государственно-правовой действительности, которые являются общими, знания о которых необходимы для всех общественных и юридических наук. В рамках общей теории государства и права формируются и основные правовые категории (понятия), которые служат также базой для других наук. Кроме того, теория государства и права имеет методологическое значение для других юридических наук, которое проявляется и в системе категорий (понятий), формируемых в рамках данной науки, и в выработке конкретных методов правовых исследований. Следует также отметить, что по отношению к другим юридическим дисциплинам теория государства и права является базовой наукой. Без методологических положений, выработанных ею, невозможно познание истории государства и права, политических и правовых идей, а ее общие положения, такие как норма права, правонарушение, ответственность и др. - лежат в основе государственного, административного, гражданского, уголовного права и других отраслевых наук, а также являются ключом к пониманию конкретных правовых норм всех отраслей права. В свою очередь конкретные юридические науки предоставляют теории государства и права эмпирический материал для дальнейших обобщений и общетеоретических выводов. Кроме того, теория государства и права формирует правовые идеи, принципы и общие положения, которые имеют основополагающее значение для правоведения в целом.

5. Основные причины возникновения государства. Теории происхождения

Дальнейшее развитие племенных объединений родов послужило основанием для начала разложения первобытнообщинного строя. Данный период характеризуется переходом от присваивающей экономики к производящей, который получил название неолитической революции, имевшая место 10-15 тысяч лет тому назад.

Таким образом, переход от присваивающей экономики к производящей, а также имущественное и социальное расслоение общества на классы с неизбежностью требовало новых форм организации и управления обществом. В этой связи, Ф. Энгельс в своей работе отмечал: «Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствиями - расколом общества на классы, он был заменен государством»

. В этой связи указанные выше обстоятельства послужили основанием для формирования особой организации публичной власти - государства.

Говоря об основных теориях возникновения права, следует отметить, что основные учения о происхождении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя в их содержании немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. Кратко рассмотрим некоторые теории происхождения права.

1.

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явлений. Вместе с тем она не отрицает наличие в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Эта теория опирается не на научные доказательства, а на веру.

2.

Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существует как позитивное право, созданное государством путем законодательства, так и естественное право. При этом, если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права были иные. Естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. В естественно- правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право рождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод нельзя назвать научно обоснованным.

3. Создатель

нормативистской теории права
Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

4.

Психологическая теория права (
Л. Петражицкий) усматривает причины правообразования в психике людей. Право - это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше нет оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

5.

Марксистская концепция происхождения права является последовательно материалистической. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики. В этом и заключается несомненное достоинство данной теории.

6. Понятие и признаки государства, его сущность и назначение в обществе.

Государство- это сложное исторически развивающееся общественно-политическое явление. –Это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

основные признаки государства, отличающие его от других видов социальной власти.

1. Наличие особой публичной власти, т.е. органов, издающих от имени государства законы и нормативно-правовые акты, обладающих особым аппаратом управления и государственного принуждения.

2. Разделение населения по территориальному принципу, т.е. наличие четко определенных внешних границ и внутреннего территориального разделения населения, при защите его интересов, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, религии или классу.

3. Взимание налогов с физических и юридических лиц для содержания публичной власти.

4. Государственный суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны, а также независимость во внешнеполитической среде.

5. Правотворческая деятельность органов государства, т.е. издание нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений, распоряжений и др.) обязательных для исполнения каждым членом общества.

Говоря о сущности государства и существующих в научной литературе подходов в ее понимании, следует отметить, что государство может рассматриваться как «объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы», либо как «система институтов публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп.

Таким образом, в зависимости от различных научных пониманий (подходов) в сущности государства можно выделить два подхода:

1. способность выражать общезначимые интересы большинства (общесоциальная сущность);

2. способность представлять интересы экономически господствующего класса, или отдельных социальных групп (классовая сущность)

.

Кроме того, говоря о сущности государства, следует отметить, что ее внутреннее содержание также составляют перечисленные признаки, которые отличают государство от негосударственных институтов и общественных организаций.

7. Основные подходы к пониманию государства.

1.2. Понятие государства

Вопрос о происхождении государства в течении не одного столетия был предметом долгих дискуссий. Одним из самых старых объяснений происхождения государства является теократическая теория, т.е. божественного происхождения, согласно которой государство, как форма общения, предписано человеку Богом. Существует юридическая формула: всякая государственная власть происходит от Бога, и все государи осуществляют свою власть как исполнители воли божьей11 Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М.1994. С.23..

Иное объяснение дается государству с точки зрения теории договорного происхождения. Переход от естественного (догосударственного) состояния общества к государственному достигается сразу - путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются тут же устанавливаемой государственной власти.

Наука знает и другие гипотезы происхождения государства, которые, как и вышеназванные, не подкрепляются данными исторической науки, рассматривающей государство как результат закономерного исторического развития.

Государство - продукт внутреннего развития общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования.