Смекни!
smekni.com

Уголовное преследование и превенция коррупции как международная проблема (стр. 2 из 7)


а не любого преимущества неправомерного характера. В связи с этим привлечение к ответственности за протекционизм, предоставление в отставке высокооплачиваемой должности, продвижение по карьерной лестнице, проведение выборных кампаний и пр. в России невозможно, а именно такие явле­ния сейчас преобладают в среде коррумпированных должно­стных лиц.

— Не предусмотрена уголовная ответственность за обеща­ние дать взятку, в том числе и за приготовление по ч. 2, ст. 30 УК РФ, поскольку дача взятки не является тяжким преступле­нием. В то же время в ст. 3 Конвенции Совета Европы и ст. 8 Конвенции ООН содержится предложение о криминализации обещания дать взятку.

— Ст. 9 Конвенции Совета Европы предусматривает от­ветственность за активный1 и пассивный2 подкуп должност­ных лиц международных организаций. По российскому зако­нодательству это деяние может рассматриваться лишь как вид коммерческого подкупа, поскольку может быть совершен в отношении лица, обладающего управленческими функция­ми в любой коммерческой и некоммерческой организации, исключая государственные органы, органы местного самоуп­равления, государственные и муниципальные учреждения.

— В УК РФ отсутствует норма об уголовной ответственно­сти юридических лиц, на чем настаивают Конвенция Совета Евррпы (ст. 18) и Конвенция ООН (ст. 10). Российским зако­нодательством для юридических лиц предусматривается лишь гражданская (имущественная) ответственность за вред, при-

Под активным подкупом публичного должностного лица в Конвенции понимается преднамеренное обещание, предложение или предоставле­ние любым лицом, прямо или косвенно, любого неправомерного преиму­щества любому из публичных должностных лиц для самого этого лица или любого иного лица, с тем чтобы это публичное должностное лицо со­вершило действия или воздержалось от их совершения при осуществле­нии своих функций.

Под пассивным подкупом в Конвенции понимается прямое или косвен­ное преднамеренное испрашивание или получение публичным должно­стным лицом любого неправомерного преимущества для самого себя или любого иного лица, или же принятие, предложение или обещание такого преимущества, с тем чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.

131


КОРРУПЦИЯИЕЕПРЕСТУПНЫЕПРОЯВЛЕНИЯ


УГОЛОВНОЕПРЕСЛЕДОВАНИЕ



чиненный его работником при исполнении служебных обя­занностей, в том числе за действия, связанные с получением взятки или коммерческим подкупом (ст. 1068 ГК РФ). Воз­можна и гражданская ответственность органа государственной власти и органа местного самоуправления в случае соверше­ния их должностным лицом коррупционного преступления (ст. 1069 ГК РФ). Необходимость включения норм об ответст­венности юридических лиц вызвано все более частыми факта­ми их участия в коррупционных действиях, особенно в сфере международных коммерческих сделок. Согласно ст. 18 Кон­венции Совета Европы национальным законодательством госу­дарств-участников может быть предусмотрена возможность привлечения юридических лиц к ответственности в связи с активным подкупом, злоупотреблением влиянием в корыст­ных целях и отмыванием доходов, полученных преступным путем, если они совершены в интересах юридического лица любым физическим лицом, действующим в своем личном ка­честве или в составе органа юридического лица и занимаю­щим руководящую должность в юридическом лице на следую­щих основаниях:

а)выполнение представительских функций от имени юри­
дического лица; или

б)осуществление права на принятие решений от имени
юридического лица; или

в)осуществление контрольных функций в рамках юриди­
ческого лица.

— Ст. 12 Конвенции Совета Европы предлагает государст­вам-участникам признать в качестве уголовно наказуемых де­яний в соответствии с их национальным законодательством преднамеренное обещание, предоставление или предложение, прямо или косвенно, любого неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать неуместное влияние на принятие решения лю­бым лицом из числа тех, о которых уже говорилось, за возна­граждение, независимо от того, предоставляется ли неправо­мерное преимущество ему самому или кому-либо еще, а также испрашивание, принятие или согласие с предложением или обещанием предоставить такое имущество в вознаграждение

132


за упомянутое влияние, независимо от того, оказано или нет влияние и был ли получен в результате предположительно оказанного влияния ожидаемый результат («Злоупотребление влиянием в корыстных целях»). Сравнительный анализ этой нормы и нормы, изложенной в ст. 285 УК РФ, показывает, что предлагаемый подход значительно расширил бы диапазон толкования злоупотреблений и при условии четкой и опреде­ленной формулировки нормы позволил бы привлекать к от­ветственности за более широкий круг коррупционных деяний, о чем нами уже упоминалось в главе I.

— Правонарушениями в области коррупции Конвенция Совета Европы рекомендует государствам-участникам при­знать преступные, связанные с коррупционными злоупотреб­лениями, преднамеренные действия или бездействие с целью сокрытия или искажения информации:

а)оформление или использование счета-фактуры или лю­
бого другого бухгалтерского документа или отчета, содержа­
щего ложную или неполную информацию;

б)противоправное невнесение в бухгалтерские книги све­
дений о платежных операциях1.

Конвенция определяет ряд критериев, в соответствии с ко­торыми государство-участник должно в отношении указанных деяний установить свою юрисдикцию, которая традиционно основана на принципах территориальности, национальной принадлежности и зашиты национальных интересов. Кон­венция предлагает каждому государству-участнику принять такие законодательные и иные меры, которые могут потребо­ваться для установления его юрисдикции в отношении дея­ний, когда:

а) преступление совершено полностью или частично на его территории;

Ст. 23 Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за кор­рупцию» предлагает национальным законодательствам присоединивших­ся стран ограничить банковскую тайну применительно к расследованию фактов коррупции для того, чтобы она не являлась препятствием к осу­ществлению мер по содействию сбору доказательств и конфискации до­ходов от коррупции.

133


КОРРУПЦИЯИЕЕПРЕСТУПНЫЕПРОЯВЛЕНИЯ


УГОЛОВНОЕПРЕСЛЕДОВАНИЕ



б)лицо, совершившее преступление, является одним из его
граждан, одним из его публичных должностных лиц или чле­
ном одного из его национальных публичных собраний;

в)в преступление вовлечено одно из его публичных дол­
жностных лиц или член его национального публичного собра­
ния, или любое должностное лицо международных органи­
заций (международных парламентских собраний, междуна­
родных судов), которое при этом является одним из его граж­
дан.

Конвенция не исключает осуществления государством-уча­стником любой уголовной юрисдикции в соответствии с его национальным законодательством.

— По нашему мнению, в российское законодательство обязательно должны быть включены рекомендованные Евро­пейской конвенцией нормы о защите сотрудничающих с пра­восудием лиц и свидетелей, меры по содействию сбору дока­зательств и конфискации доходов, специализации органов и должностных лиц по борьбе с коррупцией, обеспечение со­трудничества правоохранительных органов внутри страны. Вопрос об актуальности таких мер мы уже подробно рассмат­ривали в соответствующих разделах работы. Такие меры по­требуют внесения соответствующих изменений в УПК РФ.

Для европейских стран большое значение при определении мер противодействия коррупции имеют положения Европей­ской конвенции «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию»1. Государства — члены Совета Европы и иные страны, подписавшие Конвенцию, исходят из того, что кор­рупция представляет серьезную угрозу принципам господства права, демократии и прав человека, равных возможностей и социальной справедливости. Акцент был сделан на негатив­ные экономические последствия распространения коррупции. Констатировано, что она стала помехой экономическому раз­витию международного сотрудничества и национальных эко­номик. Очевидно негативное влияние коррупции на междуна­родную торговлю, так как она воспрепятствует применению

1ETS№ 174. Заключена в г. Страсбурге 4.11.1999 г. Россией до настоящего времени не подписана.

134


правил конкуренции, что осложняет функционирование ры­ночной экономики.

Странам, присоединившимся к Конвенции, предлагается ввести в национальное законодательство нормы, предусмат­ривающие эффективные меры судебной защиты для лиц, ко­торые понесли ущерб в результате актов коррупции, в том числе предусмотреть возможность получения компенсации за ушерб. В этом документе под коррупцией понимается требо­вание, предложение, дача, принятие, прямо или опосредован­но, взятки или иной неправомочной выгоды или обещание таковой, которые искажают надлежащее исполнение получа­телем взятки, неправомерной выгоды или обещания таковой его любой обязанности или отношения. Предполагается вве­дение гражданской ответственности государства перед лица­ми, которые понесли ущерб в результате актов коррупции, со­вершенных должностными лицами при исполнении своих функций, по искам о возмещении ущерба от имени государства или соответствующих органов. Если ущерб причинен несколь­кими должностными лицами или несколькими государствен­ными органами, государствам-участникам предлагается пре­дусмотреть в национальном законодательстве нормы об их солидарной или долевой ответственности.