Смекни!
smekni.com

Корыстно-насильственная преступность и её предупреждение (стр. 5 из 14)

предпосылка для формирования активной поведенческой позиции по использованию криминальных средств приобретения материальных благ.

Совершение корыстно-насильственных преступлений само по себе выявляет социальную сущность и общественную опасность виновных. Однако это не исключает необходимости тщательно исследовать индивидуальные особенности их личности и учитывать их при назначении справедливого ..наказания виновным. Изучение личностных особенностей насильственных преступлений является одним из основных направлений криминологии. В работах криминологов исследуются типические черты лиц, прибегающих к насилию, причины насильственных преступлении, мотивы их совершения[23].

При всей важности внешних условий преступного поведения они не являются непосредственной его причиной. Воздействие внешней среды на личность зависит от самого субъекта, от его психологии, сформированной под влиянием условий его жизни и деятельности. Содержание подавляющего большинства поступков людей определяет не случайное воздействие внешней ситуации, а весь жизненный путь, создавший субъективные условия преступного поведения.

Разработанная в криминологии концепция структуры личности преступника применима и к характеристике лиц, совершивших насильственные посягательства на собственность. Изучение показывает, что личность правонарушителей характеризуется относительно устойчивой совокупностью отрицательных качеств, свойств и особенностей. Большое значение имеют возрастные изменения. Они сказываются на преступной активности и на характере совершаемых преступлений. В возрасте находит отражение уровень образования, культуры, общих и специальных знаний человека, его семейное и служебное положение.

Наибольшую долю лиц, совершивших корыстно-насильственные преступления, составляют лица мужского пола. Их удельный вес в общем числе лиц, совершивших указанные преступления, составляет - 92%. Удельный

вес женщин сравнительно мал и составил - 8%. Вообще роль женщин в

исследованных преступлениях специфична. Лишь в отдельных случаях они являются исполнителями. Женщины, выступающие в разбоях, грабежах и вымогательствах чаще выступают в роли пособниц, завлекающих жертву, спаивающих ее, скрывающих следы преступления, сбывающих похищенное. Данный вид преступлений продолжает оставаться «мужским». Данные упомянутых исследований показывают, что вымогательство женщинами совершается в группе лиц (женщин); потерпевшими от таких преступлений также являются лица женского пола, как правило, более молодого возраста. При этом характерно, что насилие применяется вслед за высказыванием имущественного требования, соединенного с угрозой.

Возраст подавляющего большинства лиц, осужденных за корыстно­насильственные посягательства на собственность, находится в пределах от 16 до 25 лет. Причем наиболее многочисленную возрастную группу составляют лица 18-25 лет (62%). Этому возрасту свойственна самая высокая преступная активность, отличающаяся жестокостью, циничностью и примитивностью. Преступное поведение подростков отличается тем, что нередко преступления совершаются ими не столько ради денег, сколько из желания продемонстрировать свою «смелость», «силу», испытать свои возможности. В ряде случаев бывает трудно выделить ведущий мотив их поведения. Поведение человека полимотивировано, в иерархии которых может быть ведущий. Личностный смысл как мотив некоторых хищений может заключаться не только в приобретении материальных благ, но и удовлетворении какой-либо другой жизненно важной потребности. Чаще всего корыстный мотив действует

наряду с другими, например, с такими, как завоевание или удержание признания и авторитета в эталонной для данного лица группе.

Что касается вымогателей, то большинство их составляют лица в возрасте от 16 до 29 лет. Возрастная зрелость обычно соотносится со сложностью объективных свойств вымогательских действий и способом достижения желаемого. Особенно заметно возрастание интеллектуального уровня у лиц, совершающих рэкет.

Статистические данные показывают, что среди осужденных за корыстно­насильственные преступления 64%[24]составляют лица до 30 лет. Такие качества молодежи, как недостаточно сложившиеся нравственные убеждения, отсутствие жизненного опыта, нередко усугубляются ограниченностью кругозора, отсутствием знания действующего законодательства, деятельности правоохранительных органов. В такой ситуации один слух о существующей безнаказанности может оказаться достаточным для того, чтобы на нее рассчитывать, не говоря уже о действительных фактах попустительства, допускаемых правоохранительными органами[25].

Изучение лиц, совершивших корыстно-насильственные преступления, показывает, что среднее образование имеют 48% лиц, 32% имеют неполное среднее, более высоким уровнем образования характеризуются лица, совершившие вымогательство. Уровень образования, как правило, предопределяет круг запросов, которыми обладают виновные. Неразвитость культурных потребностей восполняется необузданностью в доступных развлечениях и удовольствиях, вызывает неразборчивость в способах их удовлетворения, вплоть до совершения преступлений.

Данные говорят о том, что сам по себе низкий образовательный уровень может являться криминогенным фактором. В свою очередь, сам по себе высокий образовательный уровень нельзя признать антикриминогенным фактором.

По семейному положению рассмотренная категория преступников применительно к их возрасту составила: 88% не состоящих в браке, 12 % имеющих собственные семьи. Только 6% осужденных имеют детей. Антиобщественный образ жизни со всеми вытекающими последствиями препятствует установлению брачных уз, и напротив, способствует расторжению имеющихся. В криминологической литературе отмечено, что отсутствие семьи и свобода от связанных с нею обязанностей способствуют аморальному образу жизни, ведущему к совершению преступлений.

Если классифицировать по месту жительства осужденных создается следующая картина: 88% лиц проживают в г.Уфе, 6% проживает в сельской местности, 6% лиц не имеют определенного места жительства (БОМЖ).

Самая значительная часть осужденных (56%) - это лица не имеющие постоянного источника доходов, так называемые временно неработающие. 22% осужденных - это рабочие, по 8% студенты и служащие, 6% учащиеся.

Многие лица, привлекаемые к ответственности за корыстно­насильственные преступления, не работают и не учатся. Нередко выясняется, что в возрасте 20-26 лет они не овладели никакой специальностью и не получили завершенной ступени образования. Среди работающих лиц большую часть составляют те, кто занят неполный рабочий день, неполную рабочую неделю.

Корыстно-насильственные преступления были совершены несовершеннолетними или с их участием в 62% случаях. Преступность несовершеннолетних играет роль в формировании рецидивной преступности. До 65% рецидивистов – лица, начавшие свой преступный путь в несовершеннолетнем возрасте.

56% преступников предпочли совершить преступления в одиночку, оставшиеся 44% совершили преступления в следующем составе: в группе из двух человек - 24%, из трех и более человек - 20%. Причем 86% групповых преступлений совершено с предварительным сговором, 12% без такового.

94% лиц были вменяемыми на момент совершения преступления, 6% ­страдали психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Из числа осужденных 64% ранее не привлекались к уголовной ответственности, 32% - ранее судимы. 78% ранее судимых лиц привлекались к уголовной ответственности за корыстные преступления (за кражи, грабежи, разбои).

Что касается нравственных свойств и психологических особенностей лиц, совершивших корыстно-насильственные преступления, то для них являются характерными замкнутость, стремление к поддержанию преступных связей и сплочению преступной среды, противодействие правоохранительным органам и в целом негативное отношение к законопослушному образу жизни. Нередким явлением выступает склонность этих лиц к употреблению спиртных напитков. Большинство разбоев и грабежей 58% совершается лицами, в нетрезвом состоянии. Анализ насилия, применяемого разбойниками и вымогателями в состоянии опьянения, показывает, что им свойственны особая жестокость и садистские наклонности.

Особенности субъекта корыстно-насильственных преступлений имеют производный характер от социальных условий жизни и субъективных особенностей личности. Именно эти факторы определяют общую картину динамики и структуры преступности, объясняют, почему в современных условиях преобладают корыстно-насильственные преступления. Данные о лицах, совершающих корыстно-насильственные преступления, позволяют прогнозировать и предупреждать индивидуальное преступное поведение. Изучение конкретной личности существенно продвигает вперед научное понимание этого вопроса. Наиболее обоснованный прогноз возможен лишь тогда, когда выявляется совокупность криминогенных отклонений, связанных

внутренним единством.

Индивидуальный прогноз преступного поведения является основой профилактической работы. Содержание конкретных мер, могущих затронуть личные интересы субъекта должны определяться не прогнозом возможного противоправного поведения, а теми деяниями, которые субъект уже совершил.

2.2. Криминологическая классификация личности корыстно-насильственного преступника

Изучение преступников бывает результативным с практической и теоретической точек зрения, если систематизировать полученные о них данные. Борьба с преступностью не может ориентироваться только на индивидуальность и неповторимость каждого лица, в то же время она должна учитывать неоднородность контингента преступников. Эта проблема решается путем классификации преступников[26].