Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовые сделки 2 (стр. 3 из 5)

Особую группу гражданско-правовых сделок образуют биржевые сделки, получающее в условиях перехода к рынку заметное распространение. Правовые особенности биржевых сделок состоят главным образом в особом порядке их совершения. Они заключаются на бирже уполномоченными на совершение биржевых операций лицами и подлежат последующей регистрации согласно установленным на данной бирже правилам. По юридической сущности биржевые сделки представляют собой традиционные двусторонние сделки, т.е. договоры. Чаще всего это договоры купли-продажи, содержащие некоторые специфические условия, главным образом о сроках их исполнения.

В особую группу можно выделить банковские сделки, совершение которых составляет непосредственный предмет деятельности банков (прием вкладов, расчетные операции, кредитование, учет векселей и т. д. ).

Банковские сделки подчинены общим нормам гражданского права, но их особенность состоит в том, что одним из участников сделки выступает банк, а предметом сделки обычно является денежная операция. Для денежных обязательств ГКпредусматривает некоторые специальные правила.

Значительные особенности имеют внешнеэкономические сделки, упоминаемые в ГК (п. 3 ст. 162 ГК). Они содержат специфические условия, отражающие международную практику и к ним применены нормы иностранного права.

3. Форма сделок

Воля участников сделки, отражающая их намерение совершить сделку, должна получить определенное внешнее выражение и закрепление. Это необходимое условие для того, чтобы содержание сделки было предельно ясно ее участникам, а условия сделки были зафиксированы. Все это должно давать возможность без затруднений разрешать споры между сторонами сделки, если таковые споры возникнут.

Способ, посредством которого выражается волясторон при совершении сделки, называется формой сделки. Существует несколько таких способов.

Сделка может быть совершена устно, путем словесного выражения воли сторон, заключающих сделку. При таком выражении воли участник сделки на словах формулирует свою готовность совершить сделку и условия ее совершения. Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной, и при отсутствии словесного выражения воли, если она совершается путем конклюдентных (от латинского слова concludere- заключать, делать вывод) действий, т. е. когда из поведения лица (или лиц) явствует его воля совершить сделку.

Форме сделок посвящены ст. 158-164 Гражданского кодекса. С точки зрения формы (ст. 158) различают сделки устные н письменные, а из числа письменных сделок - совер­шенные в простой или в нотариальной форме.

ГК (п. 1 ст. 27), п. 1 ст. 159 признает, что сделка, для которой законом или соглашением сторон не предусмотрена обязательная письменная форма, может быть совершена устно. Тем самым свобода выбора у лица, совершающего сделку, между устной и письменной формой является правилом, а обязательная письменная форма - исключением из него. Письменная форма обязательна только в случаях, когда на этот счет имеется прямое указание в законе либо стороны придут к соглашению о необходимости облечь совершаемую ими сделку в письменную форму.

Устные сделки

Устные сделки (ст. 159 ГК) совершаются путем словесного выражения воли лица. К ним приравниваются сделки, заключенные путем конклюдентных (от латинского слова concludere- заключать, делать вывод) действий, а при наличии ясных указаний на этот счет в законе или соглашении, путем молчания (п-п. 2 и 3 ст. 158). При этом п. 2 ст. 159 признает юридическое значение за конклюдентными действиями лишь при условии, если закон допус­кает заключение сделки в устной форме.

Исключение из этого правила предусмотрено в п. 3 ст. 438 и п. 3 ст. 434 ГК. Указанные нормы считают письменную форму договора соблюденной, если лицо, получившее предложение заключить договор, в установленный для акцепта срок совершит указанные в предложении действия по выполнению условий договора (отгрузит товар, переведет деньги, предоставит услуги н т. п.).

Гражданский кодекс особо выделяет возможность устного совершения двух видов сделок. Прежде всего речь идет о сделках, исполняемых при самом их совершении (например, при приобретении товара в розничном, а иногда и в оптовом мага­зине передача товара и его оплата производятся одномоментно). Пункт 2 ст. 159 не только разрешает совершение таких сделок устно, но и, как следует из ста­тьи, допускает только два исключения из этого правила. Исполняемая при са­мом ее заключении сделка не может быть совершена устно прежде всего в слу­чаях, когда для нее введена обязательная нотариальная форма либо предусмот­рено, что несоблюдение письменной формы сделки влечет за собой ее недейст­вительность.

Специально оговорена в ГК (п. 3 ст. 159) возможность устного совершения сделки, основанной на письменной сделке, при условии, если ни в законе, ни в ином правовом акте или в самом договоре по поводу этой первой сделки не предусмотрена обязательная письменная форма. Так, в соответствия с письмен­ным договором поставки в течение года отпуск товаров будет производиться путем устной заявки по мере возникновения потребности у покупателя. И, на­против, выдача кредитов на основе открытой кредитной линии возможна толь­ко путем совершения письменной сделки (в соответствии со ст. 113 Основ граж­данского законодательства договор займа на сумму свыше определенной суммы должен быть совершен письменно).

Как уже отмечено выше, сделка может быть совершена и путем молчания, только если это предусмотрено в законе или в соглашении сторон. Так, законодатель после истечения срока действия договора аренды может не возражать против дальнейшего пользования арендатором имущества. В этом случае договор считается возобновленным на неопределенный срок (п. 2 ст. 621 ГК). Молчание арендодателя рассматривается в законе как форма его согласия совершить сделку.

В отношении устных сделок в Гражданском кодексе сначала указано, что любая сделка, для которой законом не установлена письменная форма, может быть совершена устно (п. 1 ст. 159 ГК). Но в последующих статьях (ст. 161, 163, 164 и др. ГК) довольно широко определен круг сделок, которые должны совершаться в письменной форме. Поэтому в Гражданском кодексе в дополнение к общему правилу, о котором указано выше, особо выделены два случая, когда сделки могут совершаться устно.

В устной форме могут совершены сделки, исполняемые при самом их совершении (п. 2 ст. 150 ГК). Например, при купле-продаже товаров в магазине само соглашение о приобретении товара, передача товара и оплата цены производятся одновременно. Вместе с тем, в законе предусмотрены два исключения из правила о допустимости устной формы сделок, исполняемых при их совершении. Во-первых, стороны могут договориться в письменном оформлении таких сделок. Во-вторых, устная форма допустима для сделок, хотя и исполняемых при самом их совершении, но если для таких сделок установлена нотариальная форма или если несоблюдение простой письменной формы влечет их недействительность.

Письменные сделки

Письменная сделка совершается путем составления документа, опреде­ляющего содержание сделки и подписанного непосредственно лицом, от имени которого она совершена, или тем, кто действует по его полномочию (в частно­сти, по доверенности). Наряду о общим требованием к письменной форме сдел­ки предусмотрены и некоторые специальные, относящиеся только к договорам (см. п.п. 2 и 3 ст. 434 ГК). Такие же специальные требования к письменной форме могут вводиться для отдельных видов договоров и иных сделок. Напри­мер, договор перевозки должен оформляться указанным в соответствующем транспортном уставе или кодексе документом: накладной, грузовой квитанцией, коносаментом и др.

Существуют установленные формы для договоров, совершаемых банками, страховщиками, биржами, и т. п. Особые требования могут быть предусмотрены и для некоторых односторонних сделок (имеется в виду выдача векселя или чека, объявление торгов и др.).

До принятия Гражданского кодекса оставался открытым вопрос, обязательно ли удостоверять документы, оформляющие сделку, печатью, составлять их на специальном бланке и т. п. Кодекс впервые дал на него ответ. Признано, что отсутствие указанных реквизитов не считается по общему правилу нарушением требований к форме сделки. Эти реквизиты рассматриваются как “дополнительные требования”, а потому становятся обязательными только в силу соответствующего ука­зания в законе, ином правовом акте или соглашении. При этом в правовом акте или соглашении должно быть зафиксировано не только само требование, но и последствия его нарушения.

В законе, иных правовых актах, в соглашении сторон могут быть установлены дополнительные требования, которым должна соответствовать письменная форма сделки. Эти требования могут касаться обязательности изложения сделки на бланке определенной формы, включения в документ обязательных реквизитов, скрепления сделки печатью. В качестве примеров таких документов могут быть приведены перевозочные договоры: при перевозках на железной дороге и внутренним водным путям - накладная, на воздушном транспорте - грузовая накладная, при морских перевозках - чартер, или коносамент, или документы, оформляющие договор страхования.

В силу п. 5 ст. 185 ГК для доверенностей, выдаваемых от имени юридиче­ского лица, обязательно приложение печати, а для юридических лиц, основан­ных на государственной или муниципальной собственности, в отношении дове­ренности на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей существует еще одно требование: они должны быть подписаны помимо руково­дителя (другого лица, уполномоченного на то учредительными документами) также главным (старшим) бухгалтером. Из самого характера доверенности вы­текает, что указанное требование служит условием действительности сделки. Для всех иных юридических лиц, кроме основанных на государственной и муниципаль­ной собственности, в том числе для всех видов хозяйственных товариществ и обществ, на доверенности достаточно одной подписи - руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами.