регистрация / вход

Автотранспортное страхование понятие и виды

Содержание: Введение .. 3 Глава 1 Институт личных неимущественных благ в гражданском праве: 1.1 Понятие личных неимущественных прав и благ .. 4

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1 Институт личных неимущественных благ в гражданском праве:

1.1 Понятие личных неимущественных прав и благ………………………….. 4

1.2 Классификация личных неимущественных прав и благ...…………………8

Глава 2 Правовая характеристика неимущественных прав и благ:

2.1 Жизнь и здоровье..………………………………………………………….. 13

2.2 Имя и личная неприкосновенность.…………………………………….….21

2.3 Честь, достоинство и деловая репутация...…………………………….…. 24

Заключение……………………………………………………………………… 32

Список используемых источников…………………..…………………………35

Введение.

Традиционно личные гражданские права защищаются гражданским законодательством. Долгие годы этот аспект частной жизни не был затронут законодателем в должном ракурсе. Но последнее время эти погрешности стремительно погашаются. И, не смотря на это, вопросы, связанные с личными правами, довольно часто доставляют много проблем в определении того или иного права, как части этого огромного института, как в дифиниционном смысле, так и в разъяснении более узких моментов. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что несмотря на всестороннюю изученность данной проблематики, в литературе остается еще много неразрешенных моментов, касающихся личных неимущественных благ. Их явно нематериальный характер на первый взгляд несколько диссонирует с общей «материальной» направленностью гражданского права. Однако человек, не обеспеченный возможностью защиты принадлежащих ему основных прав - права на жизнь, здоровье, неприкосновенность личности и т. д. - не может быть свободен и в имущественном обороте. Поэтому защита нематериальных благ и связанных с ними личных неимущественных прав имеет важнейшее значение, особенно в период формирования и активного развития правовой системы, т.е. то что происходит у нас в государстве на данный период. Без защиты основ невозможно построить всё остальное. Кроме того, новая нормативная база и практика требуют переосмысления сложившихся по этому поводу концепций, что обуславливает новизну данного вопроса.

Объектом исследования в данной работе являются неимущественные права и блага, указанные в статье 150 ГК РФ. Предмет исследования: отношения, складывающиеся по вопросам регулирования данных объектов. Цель: исследование института личных неимущественных благ и их правовые характеристики.

Задачами, поставленными в рассмотрении темы, будет:

1. Определить понятия личных неимущественных прав и благ выявить их характерные признаки;

2. Классифицировать личные неимущественные права и блага;

3. исследование сущности и выявление специфики отдельных нематериальных благ.

Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания, наряду с которым были использованы частно-научные методы теоретического анализа - формально-логический, исторический, систематический.

Для всестороннего рассмотрения института неимущественных благ были изучены и проанализированы научные труды следующих авторов: А. Александрова; Н. Вороновой; Л. Грось; Б. А. Кузнецова; М. Н. Малеиной; Моники Маковей; В. Н. Соловьева; А. Мохова; О. Ю. Семеновой; А. П. Сергеева и других.

Работа представлена введением, двумя главами, объединенными пятью параграфами, заключением и списком используемых источников.

Глава 1. Институт личных неимущественных благ в гражданском праве:

1.1 Понятие личных неимущественных прав и благ.

Под благом в широком смысле можно понимать все, что является в той или иной степени полезным для человека с его точки зрения. То есть в таком случае, когда мы используем категорию «благо», речь идет об отношении человека к определенному материальному или нематериальному объекту. Очевидно, что люди живут не только в материальном мире и для них представляют ценность не только вещественные предметы, хотя многие нематериальные блага также имеют некоторое материальное воплощение. Например, фотографии человека хранятся исключительно как память о нем. В то же время возможность пользования благом зависит от его доступности, что, в частности, находит отражение в отношениях между людьми по поводу определенных благ.

При этом первый тип благ, о котором обычно и идет речь, можно назвать имущественными (материальными). Этот тип, объединяющий, прежде всего, вещественные блага, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, достаточно широко исследован. В то же время с развитием цивилизации можно отметить становление институтов другого типа благ, которые можно назвать неимущественными (нематериальными), которым и посвящена данная работа.

Именно этому классу уделяется в настоящее время все более пристальное внимание. Понятие неимущественных благ заняло прочное место во многих международных документах, посвященных правам человека, в том числе во Всеобщей декларации прав человека[1] , Международном пакте о гражданских и политических правах[2] .

Международный пакт о политических правах утверждает право каждого человека на физическое и психическое здоровье (ст. 12); право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса, пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является (ст. 15). В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя (ст. 24); никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию (ст. 7); содержаться в рабстве (ст. 8); подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию (ст. 17); декларируются права на жизнь (ст. 6); на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9); на свободу передвижения и выбора местожительства (ст. 12); на свободу мысли, совести и религии (ст. 18)[3] .

Нематериальное благо – это не имеющее экономического содержания и неотделимое от личности их носителя блага и свободы, признанные действующим законодательством[4] .

Статья 150 ГК РФ, закрепляет основные виды нематериальных благ: «Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом»[5] .

Данный перечень не является исчерпывающим, он является примерным перечнем нематериальных благ, пользующихся гражданско-правовой защитой, позволяет сделать вывод о том, что объектом гражданско-правовых отношений может оказаться и не названное ГК нематериальное благо.

К нематериальным благам, приобретенным гражданами и юридическими лицами в силу рождения, ГК относит жизнь, здоровье, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Жизнь, здоровье, личная неприкосновенность связаны с физическим состоянием человека.Жизнь как основное нематериальное благо определяет все остальные. К нематериальным благам, приобретенным в силу закона, относятся право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства, право на имя, иные личные неимущественные права.

По действующему ГК понятие «нематериальное благо» является собирательным, относящимся как к самому «благу», так и к личностным неимущественным правам. Для обоих вышеуказанных слагаемых «нематериальных благ» являются характерными два неразрывно связанных между собой признака. Это отсутствие имущественного (материального) содержания и неотчуждаемость и непередаваемость этого блага, т.е. неразрывная связь с личностью носителя[6] .

Тем не менее, неотчуждаемость нематериальных благ не исключает того, что их осуществление и их защита могут быть поручены третьим лицам, наследниками правообладателя. Осуществляя или защищая неимущественные права, принадлежавшие человеку при жизни, третьи лица действуют либо в интересах его памяти (например, защита права на неприкосновенность произведения, защита авторского права и т.п.), либо в собственных интересах (например, защищая честь и достоинство умершего отца, сын действует в своем интересе). В абз. 2 п. 1 ст. 152 ГК РФ специально предусмотрено, что право на защиту чести и достоинства гражданина после его смерти имеют заинтересованные лица, именно они могут обращаться с соответствующими требованиями в суд.

Отсутствие экономического содержания нематериального блага, его неразрывность с личностью носителя являются необходимыми, но не исключительными признаками. Будучи неотделимыми от личности носителя данного нематериального блага, наличие этого блага индивидуализирует, делает неповторимой саму личность носителя. Нематериальные блага характеризуют общественное состояние их обладателя и являются его неотъемлемым, хотя и подверженным изменениям, качеством в течение всего периода его существования. Нематериальные блага существуют без ограничения срока их действия. Но все же, оба этих признака в известной мере носят условный характер. Ущемление нематериальных благ может иметь для их носителя весьма ощутимые последствия экономического характера. Например, подрыв деловой репутации юридического лица или индивидуального предпринимателя может вызвать отток клиентуры, ужесточение условий предоставления кредита и т.д. Что же касается другого признака, а именно неотчуждаемости от их носителя, то его значение не следует преувеличивать. Многие из них изначально предназначены к тому, чтобы циркулировать в гражданском обороте и приносить прибыль. Это относится, в частности, к такому нематериальному благу, как интеллектуальная собственность.

Специфично основание возникновения личных неимущественных прав на нематериальные блага: не в силу юридического факта, а непосредственно на основании указания закона[7] .

Содержание личного неимущественного права не включает, по общему правилу, совершение положительных гражданско-правовых действий, хотя управомоченный субъект по своему усмотрению использует принадлежащие ему личные нематериальные блага. Обязательные лица должны воздержаться от нарушения соответствующего блага, например от вторжения в личную жизнь гражданина, от неправомерного использования наименования юридического лица (имени гражданина). Вместе с тем не допускается использование принадлежащего гражданину (юридическому лицу) права исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Особенность осуществления личных неимущественных прав состоит в том, что законом определяются не пределы реализации нематериальных благ управомоченным лицом, а устанавливаются границы вторжения посторонних лиц в личную сферу и, если эти пределы нарушаются, допускается применение принудительных мер к их восстановлению. При установлении границ поведения управомоченных и обязанных лиц существенное значение приобретают нормы морали[8] .

1.2 Классификация личных неимущественных прав и благ.

Личные нематериальные блага представляют самостоятельную ценность для их носителя и существуют независимо от степени и характера их правового урегулирования. В последние годы под влиянием многих факторов экономического, политического, международно-правового характера расширена правовая регламентация личных неимущественных отношений и расширен перечень нематериальных благ, подлежащих защите гражданско-правовыми способами.

ГК разделяет нематериальные блага на: принадлежащие гражданам от рождения (нематериальные блага первого уровня) и принадлежащие гражданам в силу закона (нематериальные блага второго уровня).

По степени связанности личных неимущественных прав с имущественными правами обладателей этих прав личные неимущественные права подразделяются на личные неимущественные права, связанные с имущественными, и личные неимущественные права, не связанные с имущественными.

По целевой направленности личные неимущественные права можно классифицировать на:

1) личные неимущественные права, направленные на индивидуализацию личности: право на имя (наименование юридического лица), право на честь, достоинство, деловую репутацию и т. п.;

2) личные неимущественные права, направленные на обеспечение физической неприкосновенности личности (жизнь, свобода, выбор места пребывания, места жительства и т. п.);

3) личные неимущественные права, направленные на неприкосновенность внутреннего мира личности и ее интересов (личная и семейная тайна, невмешательство в частную жизнь, честь и достоинство)[9] .

Н. Д. Егоров выделяет:

Права на неимущественные блага, воплощенные в самой личности: право на имя; право на товарный знак; право на честь и достоинство; право на собственное изобретение; право на личную неприкосновенность и свободу; право на неприкосновенность личной жизни; право на личную документацию; право на тайну личной жизни; право на тайну личного общения; право на неприкосновенность жилища.[10]

Положив в основу свой подход к институту компенсации морального вреда, Е.А. Михно предлагает следующую классификацию неимущественных прав.

Причинение физического вреда, в том числе:

1) право на жизнь;

2) право на здоровье;

Вторжение в частные дела, в том числе: право на тайну личной жизни; право на тайну переписки; право на неприкосновенность документов личного характера; право на свободу передвижения и выбор места жительства;

Присвоение имени и использование имени в целях получения выгоды: право на имя; право на индивидуальный облик;

Публичное разоблачение фактов, которые могут быть достоянием узкого круга, в том числе: право на адвокатскую тайну; банковскую тайну; тайну усыновления; врачебную тайну; тайну нотариальных действий;

Незаконное использование изобретений, патентов, товарных знаков, в том числе: авторское право; патентное прав; право на товарный знак; распространение сведений, которые показывают истца в ложном свете.

Еще один подход к классификации принадлежит О.А. Пешковой, в основе которого лежит анализ именно неимущественных прав и нематериальных благ. Таким образом, по ее мнению, неимущественные права и нематериальные блага можно классифицировать следующим образом.

1. По принадлежности субъектам: физическим лицам; юридическим лицам.

2. В зависимости от целевой установки: блага, направленные на физическое благополучие; на формировании индивидуальности; права, обеспечивающие автономию субъекта; права, направленные на охрану интеллектуальной и иной деятельности.

Одна из наиболее полных классификаций предложена также М.Н. Малеиной:

1. Права, обеспечивающие физическое благополучие личности: право на жизнь; право на здоровье (охрану здоровья); право на здоровую окружающую среду.

2. Права, формирующие индивидуальность личности: право на имя; право на индивидуальный облик; право на честь и достоинство.

3. Права, обеспечивающие автономию личности в обществе: право на адвокатскую тайну; право на тайну нотариальных действий; право на банковскую тайну; право на врачебную тайну; право на тайну усыновления; право на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на неприкосновенность документов личного характера.

4. Неимущественные права авторов интеллектуального творчества, производителей товаров и услуг: неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства; неимущественные права авторов открытий, изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов; право на товарный знак лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Взяв за основу данную классификацию, можно рассмотреть перечень нематериальных благ, приведенный в ст. 150 ГК. Первыми названы блага, обеспечивающие физическое благополучие личности (жизнь, здоровье, личная неприкосновенность), далее идут блага, формирующие индивидуальность личности (достоинство личности, честь и доброе имя). Следующими названы блага, обеспечивающие автономию личности в обществе (неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна). Причем иное понимание категорий «неимущественные права» и «неимущественные блага» дает возможность М. Н. Малеиной отметить юридическую некорректность того, что «в едином перечне рядом с нематериальными благами предусмотрены права: право на имя; право на авторство; право свободного передвижения: право места пребывания и жительства»[11] . Таким образом, по ее мнению, возникает необходимость изменения текста соответствующей статьи, с тем, чтобы в группу нематериальных благ, способствующих индивидуализации личности, внести «имя», одновременно исключив право на имя. Так как к группе нематериальных благ, обеспечивающих автономию личности в обществе, относится свобода места нахождения, предлагается не дублировать это благо соответствующим правом. А учитывая, что право авторства возникает по поводу результатов интеллектуальной деятельности, рекомендуется не включать его в статью «нематериальные блага».

К перечню благ и прав, приведенному в ст. 150 ГК РФ, можно подойти с точки зрения их возникновения (с рождения или в силу закона). Так, к благам, принадлежащим гражданину с момента рождения, относятся, например, здоровье, неприкосновенность жизни и др. Неимущественные права авторов произведений науки, литературы, искусства возникают в силу объективного выражения результата интеллектуальной деятельности. В отношении некоторых благ (и прав) до сих пор отсутствует единый взгляд на момент их возникновения. Например, поскольку достоинство рассматривается как самооценка личностью своих качеств, свойств, мировоззрения, отдельные исследователи считали, что это благо (и соответствующее право на него) возникает с достижением ребенком определенного возраста, когда он осознал себя как личность. Судя по всему, Конституция РФ расценивает человека как субъекта права с момента рождения[12] .

Так как вопрос о нематериальных благах и неимущественных правах введен в российское законодательство сравнительно недавно, то и понятия, использующиеся при рассмотрении данного вопроса, требуют дополнительной разработки, уточнения их в законодательном порядке. Так как нематериальных благ и неимущественных прав достаточно много, вопрос об уточнении каждого понятия получается очень обширным, поэтому попробуем разобраться хотя бы в некоторых, наиболее распространенных и, по мнению автора, наиболее важных.

Глава 2. Правовая характеристика неимущественных прав и благ:

2.1 Жизнь и здоровье.

Жизнь является основополагающим и самым ценным благом человека, лишение которого является необратимым и означает прекращение существования индивида, личности, члена общества. Право человека на жизнь - основополагающее право, естественное и неотъемлемое. Провозглашая это право, Международный пакт о гражданских и политических правах[13] в п. 1 ст. 6 отмечает, что оно есть "неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни"

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.[14] предусматривается, что "никто не может быть намеренно лишен жизни иначе, как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание". При этом Конвенция не рассматривает как совершенное в нарушение данной статьи такое лишение жизни, которое явилось результатом применения силы, "не более чем абсолютно необходимой": для защиты любого лица от противоправного насилия; для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях; в случае действий, предусмотренных законом для подавления бунта или мятежа.

В России, как и во всем цивилизованном мире, право на жизнь также находится под максимальной правовой защитой, базирующейся на Конституции. В соответствии со ст. 20 Конституции РФ право каждого человека на жизнь является главенствующим среди основных прав и свобод человека и гражданина, неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения.

Главенствующее положение права на жизнь не означает, что это право является более значимым в ряду других основных прав и свобод, а скорее подчеркивает неразрывный характер понятий «рождение» и «жизнь».

С понятием «право на жизнь» связан давний спор о том, с какого момента оно возникает — с момента зачатия или с момента рождения ребенка. В зависимости от занимаемой позиции в этом споре законодательство встает или на путь запрещения абортов (с некоторыми исключениями по медицинским показателям), или наоборот — предоставляет женщине возможность самой решать вопросы своего материнства.

Европейская Комиссия по правам человека дала следующее толкование ст. 2 Конвенции, которое впоследствии не подвергалось сомнению со стороны Европейского Суда по правам человека: «Ограничения, предусмотренные как вторым предложением п. 1, так и п. 2 ст. 2 по своей природе таковы, что относятся только к уже родившимся лицам и не могут применяться в отношении ребенка, который должен родиться»[15] .

Хотя понятия рождения и жизни присутствуют в российском законодательстве, их законодательное определение до настоящего времени отсутствует. Практическую ценность представляет собой определение момента начала жизни человека и момента ее прекращения, так как именно они определяют начало и прекращение действия соответствующих правовых норм применительно к конкретному человеку. Преобладающим в российской правовой доктрине является подход, согласно которому под моментом рождения человека понимается физическое отделение плода от организма матери и переход его к автономному физиологическому функционированию, которое начинается с момента первого вздоха ребенка, обуславливающего возможность самостоятельного кислородного обмена в его организме. Определение момента смерти в Российском законодательстве было рассмотрено выше. Оно определяется в ст. 46 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан[16] , а также в ст. 9 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»[17] , из содержания которой следует, что состояние смерти человека возникает с момента необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), это устанавливается в соответствии с процедурой, утверждаемой Министерством здравоохранения РФ.

Другие взгляды на этот вопрос заключаются в понимании момента начала жизни как момента зарождения эмбриона, при этом содержание понятия «рождение» понимается, как правило, в вышеуказанном смысле, что приводит к выводу о возможности возникновения права на жизнь и ряда других субъективных прав до момента рождения.

Однако, Российское законодательство, в соответствии с преобладающей доктриной, связывает возникновение и прекращение гражданской правоспособности, т. е. способности гражданина иметь гражданские права и нести обязанности, с моментами, соответственно, его рождения и смерти (ст. 17 ГК РФ). Нормами в российском гражданском законодательстве, направленными на охрану прав не родившегося ребенка, являются положения ст. 1088 ГК РФ, указывающая в круге имеющих право на возмещение в случае потери кормильца вреда его ребенка, родившегося после его смерти. Однако эта норма предполагает возникновение соответствующих субъективных прав только у родившихся живыми детей.

Спорным остается вопрос о том, имеет ли человек право на смерть. Господствующим является мнение о том, что наличие у человека права на жизнь не означает, что у него есть и юридическое право на смерть. Более того, история свидетельствует о том, что желание человека уйти из жизни, как правило, встречало осуждение со стороны общественного мнения, церкви и даже государства. Так, с точки зрения христианства самоубийство всегда оценивалось крайне негативно, а самоубийца считался великим грешником, который никогда не попадет в рай. По средневековому законодательству многих западноевропейских стран покушение на самоубийство считалось преступлением. Что касается России, то, например, в Воинском Артикуле (1715 г.) предписывалось: "Ежели кто сам себя убьет, то надлежит палаче тело его в бесчестное место отволочь и закопать, волоча прежде по улицам".

Уголовное законодательство Франции предусматривает наказание за пропаганду или рекламу продуктов, предметов или методов, рекомендуемых в качестве средств совершения самоубийства. Самоубийство, какими бы причинами оно ни было вызвано, считается крайне негативным социальным явлением. Исключение составляют лишь некоторые цивилизации: Древний Рим, в котором самоубийство было нормой, Япония, где существовал даже специальный ритуал "харакири". Можно сказать, что на таких же позициях остается и действующее российское законодательство, запрещая медицинскому персоналу даже в случае тяжелой и мучительной болезни пациента удовлетворять его просьбу об ускорении смерти какими-либо действиями или средствами. Конечно, нельзя не видеть у такого законодательного решения и других причин - стремления исключить случаи отказа врачей от оказания больному медицинской помощи, расправ с людьми под видом удовлетворения их просьб об эвтаназии и т.д.

В соответствии со статьей 45 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан эвтаназия - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.

Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации[18] .

Вопрос эвтаназии, как и вопрос о праве на смерть, является спорным во всем мире. Дискуссии на эту тему не прекращаются: одни люди доказывают гуманность данного явления, мотивируя свою точку зрения тем, что смертельно больной человек все равно рано или поздно умрет, однако вынуждают его испытывать страшнейшие мучения, которые заставляют того мечтать о смерти, желать ее, как высшего блага, а в результате некоторых болезней больные теряют человеческий облик и превращаются в человекоподобное существо – негуманно, бесчеловечно; другие же – категорически против узаконивания эвтаназии, мотивируя свою точку зрения тем, что никто не властен над человеческой жизнью, никто не вправе распоряжаться ею. Кроме того, сторонники второй точки зрения указывают еще и на то, что, узаконив эвтаназию, можно подтолкнуть людей и на злоупотребление данной мерой.

А.Малиновский же считает, что «юридически невозможно себе представить, что человек, имея право жить, не имеет права умереть, что он свободен на законных основаниях распоряжаться своей собственностью, но не своей жизнью. Непризнание за человеком права на смерть превращает право на жизнь в обязанность жить. … Одно из проявлений этого заключается в том, что человек, "застигнутый" при попытке совершения самоубийства, принудительно возвращается к жизни. Удивительно, но, как оказывается, государственное принуждение существует и в этой сфере». [19]

Законы, разрешающие эвтаназию, на сегодняшний момент приняты лишь в некоторых странах (например, в Голландии). Примечательно, что в 2000 году в голландском парламенте обсуждался проект закона о предоставлении неизлечимо больным детям права с 12 лет самостоятельно принимать решение о добровольном уходе из жизни. Но, несмотря на то, что проект этот был инициирован родителями больных детей, парламентарии проголосовали против.

В Российском законодательстве право на жизнь обеспечивается комплексом правовых средств, закрепленных как в Конституции, так и в отраслевом законодательстве.

С правом на жизнь тесно связано понятие смертной казни.

Конституцией РФ устанавливается, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Следует подчеркнуть, что эти положения полностью соответствуют нормам международного права, регулирующим вопросы смертной казни[20] .

Вместе с тем Конституционный Суд РФ признал, что до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории России каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может, независимо от того, рассматривается ли дело судьей единолично, судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей. Сохранение возможности применять смертную казнь в случаях, когда уголовное дело рассматривается судом присяжных, и исключение такой возможности при рассмотрении дела иным составом суда означало бы, по мнению Суда, нарушение принципа равенства всех перед законом и судом.

В результате в настоящее время в Российской Федерации действуют два моратория на применение смертной казни, введенные Президентом и Конституционным Судом. Дальнейшее развитие в этом направлении предполагает принятие парламентом Российской Федерации — Федеральным Собранием — закона о ратификации Протокола № 6, проект которого был подготовлен, но отклонен в 1999 г. нижней палатой парламента, а также внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ, с тем, чтобы уже неприменяемая судами смертная казнь — как альтернативная мера наказания ,наряду с предусмотренными за те же деяния иными санкциями — была исключена из текста закона. Этим безусловно была бы поставлена точка в окончательном оформлении Россией отмены смертной казни. При принятии Федерального Закона РФ от 08.12.2003 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в ряде статей санкция в виде смертной казни осталась (например: ч. 2 ст. 105, ст.ст. 277, 295, 317, 357 УК РФ). Кроме того, в июле 2004 года Государственной Думой принят закон об ужесточении наказания за некоторые виды преступлений, в соответствии с которым в ряд статей внесены изменения и в качестве высшей меры указана смертная казнь[21] .

Право человека на здоровье по своему содержанию также, несомненно, является одним из неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения прав. Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов. Особенностью данного права является и то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития.

В российском законодательстве до настоящего времени отсутствует определение здоровья, доктринальные воззрения по этому вопросу достаточно противоречивы и неопределенны. Всемирная организация здравоохранения, например, определяет здоровье как «состояние полного социального, психического и физического благополучия». Ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан определяет охрану здоровья граждан как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья[22] . Из этого определения вытекает следующее определение понятия здоровья человека применительно к российскому законодательству: «здоровье человека - это состояние его полного физического и психического благополучия». Соответственно, повреждением здоровья должно признаваться действие или бездействие, влекущее утрату человеком полного физического или психического благополучия. Право человека на здоровье конструируется как его личное неимущественное право находиться в состоянии полного физического и психического благополучия. Оно имеет абсолютный характер, так как ему соответствует обязанность всех остальных членов общества воздерживаться от действий, нарушающих это право.

Право граждан РФ на здоровье закрепляется как в ст. 41 Конституции РФ, устанавливающей право каждого на охрану здоровья и гарантирующей, таким образом, право каждого на здоровье, так и в п. 1 ст. 150 ГК РФ, где жизнь и здоровье входят в перечень принадлежащих гражданину от рождения нематериальных благ. Закрепляя это право в Конституции, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми не запрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого на современном этапе уровня охраны здоровья. Право человека на охрану здоровья является по своему содержанию самостоятельным личным неимущественным правом, тесно связанным с правом на здоровье. Реализация права на здоровье обеспечивается различными отраслями права.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.

Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.[23]

2.2 Имя и личная неприкосновенность.

Под именем в широком смысле понимается собственное имя гражданина, его отчество и фамилия. М.Н. Малеина полагает, что компонентом имени должна стать подпись, которая выбирается гражданином самостоятельно и фиксируется в паспорте при выдаче[24] . Иногда употребление имени в обязательном порядке должно сопровождаться подписью (например, письменные сделки должны быть подписаны лицами, их совершившими). Предполагается, что в будущем электронно-цифровая подпись также должна стать компонентом имени.

В юридической литературе существует точка зрения, что право на имя не подлежит гражданско-правовому регулированию, поскольку отсутствуют условия равенства и независимости сторон и неприменимы гражданско-правовые способы защиты права на имя, а если к ним и прибегают, то фактически они направлены на защиту иного интереса, чем охрана имени.

Более правильна другая точка зрения, согласно которой право на имя относится к субъективным гражданским правам и оценивается как существенное, изначальное и наиболее индивидуальное.

Позитивное содержание личного неимущественного права на имя составляют правомочие по владению, пользованию и распоряжению именем.

Современное российское законодательство иногда предусматривает право лица скрыть свое имя. Прежде всего, это относится к актам, устанавливающим тайное голосование на выборах. Кроме того, гражданин может анонимно пройти добровольное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции. Законодательством также предусмотрено, что свидетель по уголовному делу, в целях защиты последнего, может давать показания анонимно. Такой прецедент был проведен в г. Клинцы Брянской области, когда суду стороной обвинения был представлен «секретный свидетель», данные которого находились в запечатанном конверте. В России это первый подобный случай, первый шаг. Однако за рубежом этой возможностью пользуются давно и успешно. Кроме того, в ряде стран предусмотрено в этих же целях перемена ряда данных свидетеля, в том числе и имени.

Наряду с гражданским именем может существовать псевдоним (вымышленное имя). Согласно п. 1 ст. 19 ГК РФ гражданин может использовать псевдоним в случаях и порядке, предусмотренных законом, например, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»[25] . В юридической литературе освещались разные способы приобретения псевдонима: при однократном употреблении; в случае длительного употребления; путем регистрации. Заслуживает поддержки утверждение, что права на псевдоним возникает с момента первого его использования. Ранее предлагалось считать неправомерным указание в сочетании с псевдонимом ученой степени или почетного звания гражданина, так как они присваиваются лицам с определенными фамилиями. Думается, что такое положение должно быть закреплено в законе и после этого будет рассматриваться как один из пределов осуществления правомочия на псевдоним.

Гражданин может разрешить (или запретить) использование своего имени другими лицами безвозмездно или за плату. Разрешение может быть дано для наименования общества с ограниченной ответственностью, для обозначения товаров, промышленной продукции.

Перемена имени определяется главой 7 ФЗ «Об актах гражданского состояния» [26] . Перемена имени не является основанием для прекращения или изменения прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя (п. 2 ст. 19 ГК РФ). Такая новелла в Гражданском кодексе РФ способствует укреплению стабильного статуса физического лица и гарантирует практическое осуществление правомочия на перемену имени.

Нарушение правомочия пользования именем может заключаться в не упоминании имени либо одного из компонентов имени; в умышленном или неосторожном искажении имени третьими лицами, в использовании чужого имени без согласия его носителя; в принуждении к перемене имени и в необоснованном отказе изменить имя. Таким образом, то, чье законно носимое имя оспаривается другим лицом, может требовать признать его права на имя. Тот, чье имя противоправно используется другим лицом, имеет право требовать прекращения пользования его именем. Тот, кому необоснованно отказывают в перемене имени или принуждают к перемене имени, вправе оспаривать такие действия. Помимо указанных мер в случае нарушения права на имя могут быть предъявлены требования: об опубликовании опровержения о нарушении имени; о возмещении причиненного имущественного ущерба или компенсации морального вреда, о защите чести и достоинства; об уничтожении продукции, товаров, где было использовано чужое имя.

2.3 Честь, достоинство и деловая репутация.

В словаре русского языка С.И. Ожегова даны следующие определения: «честь — достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы», «достоинство — совокупность высоких моральных качеств в самом себе»[27] . Однако эти определения весьма условны. Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств. На практике же являются ли сведения порочащими честь и достоинство, и что понимать под определением «честь» и «достоинство», в каждом конкретном случае должен определять суд по своему усмотрению.

В данной работе предпринята попытка внести ясность в указанные понятия.

Честь – оценочное суждение о данном человеке и о его социальной деятельности; положительное общественное мнение о нравственных качествах конкретной личности, объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности.

При определении понятия чести различают два аспекта - объективный и субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам. Честь, прежде всего, выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности.

Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.

Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, от общественного мнения.[28]

Роль общественного мнения очень велика, поэтому каждому человеку, приходится волей-неволей примиряться с тем, что другие люди судят о его поступках по-своему.

Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования. Разные последствия для того или иного лица может вызвать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других - усугубляет их. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы общественная оценка была объективной.

Честь является категорией исторической, ибо она возникла с появлением человеческого общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока существует человеческий коллектив, его отдельные члены будут подвергаться определенной оценке со стороны окружающих лиц. При этом общественная оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица.

В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности. В силу этого проявляется объективный характер категории чести. Но нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки по отношении к кому-либо. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественная его оценка, положительная репутация человека.

Неразрывно с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека, находится категория достоинства. Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством. Однако человек также обладает определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.

Достоинство, также, как и честь, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и зависят от них.

Признание обществом достоинства личности, означает определенную оценку всех моральных качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность он представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает. Отсюда следует вывод о необходимости воспитания этих качеств человека с первых дней его жизни. Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом, в котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив.

В общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может рассматриваться как социальная значимость того или иного лица, обусловленная его общественно полезными свойствами.

Такая неразрывная связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, так как, находясь в определенном коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не считаться с тем, как оценивает его коллектив, общество. В силу этой общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе как члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для коллектива и общества в целом.

Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.

Еще в Древней Греции и Древнем Риме понятия чести и достоинства соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и направления деятельности.[29]

С точки зрения философско-правовых воззрений, честь представляет собой могучую власть, крупнейшую из сил, проявляемых в истории отношений людей и народов в целом.

Понятия чести и достоинства имеют и определенную общественную направленность. Их объектом является, прежде всего, человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации.

Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, вытекают одна из другой. Они едины, но не тождественны. Между ними, несмотря на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его самооценкой, существуют и различия. Они заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада.

Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.

Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как репутация. При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивают людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Следует заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с понятием чести в ее внешнем, объективном значении.

Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на основе его поведения. Насколько человек дорожит своей репутацией, судят по его поступкам.

Репутация может быть положительной или отрицательной. Она имеет подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она базируется. Репутация завоевывается делом, отсюда, по всей видимости, было введено такое понятие, как деловая репутация.

Деловая репутация - понятие, подвергшееся в настоящее время реанимации. Его возрождение естественно, и более того - необходимо. Однако необязательно привязывать этот процесс только к коммерциализации общества, поскольку сама тенденция к коммерциализации не обуславливает появления подобных тонких во всех смыслах элементов внутри взаимоотношений субъектов общества, но лишь готовит необходимую базу для их рождения и полнокровного развития.[30]

Необходимо выявить отличие понятий честь и достоинство от понятия деловая репутация. Можно выделить три отличия.

Первое - это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой репутации может быть только субъект - производитель материальных благ (товаров, услуг, работ):

- гражданин-предприниматель;

- гражданин работающий по договору (общегражданскому). В данном случае не имеет значение то, насколько систематичен такой труд и какую роль играют для гражданина доходы от такой деятельности (последние могут быть минимальными). Важна именно известность работника в среде потребителей продуктов его деятельности;

- гражданин, работающий по контракту;

- юридическое лицо.

Хоть деловая репутация - термин общегражданский и не относится только к коммерческому праву, он обозначает весьма конкретное понятие. Носителем же чести и достоинства может быть любое лицо.[31]

Второе отличие состоит в том, что деловая репутация не является личным, а лишь связанным с личным благом. Честь - это оценка личности обществом, достоинство - внутренняя самооценка личности. Они появляются с возникновением субъекта, который автоматически их приобретает. Деловая репутация - создавшееся с течением времени мнение публики. Обладая деловой репутацией в каком-либо секторе хозяйственной деятельности, субъект не будет автоматически обладать похожей деловой репутацией в другой области общественного производства.

Третье отличие заключается в том, что нарушение деловой репутации должно строится на элементах нематериального состава хозяйствующих субъектов, которые являются предметом его репутации в конкретной области и в конкретный момент деятельности, а не подвергать опорочиванию общую оценку, данную хозяйствующему субъекту обществом.

В связи с выше сказанным уместно было бы привести такой пример. Концерн носит имя своего генерального директора, одного из учредителей, господина П. Рекламные компании часто строятся на выступлениях генерального директора и т.д., так что у публики складывается ощущение неотделимости доброго имени господина П. и доброго имени концерна. Но при этом сложно все же отождествлять нарушение чести, достоинства и деловой репутации господина П. с таким нарушением как умаление деловой репутации предприятия, носящего то же имя. Вероятно, в подобной ситуации можно констатировать только нарушение чести и достоинства господина П., но не деловой репутации предприятия.[32]

На защиту своей репутации вправе рассчитывать и педагоги, и адвокаты, и врачи, и многие другие. Но содержание такой репутации является оценка не предпринимательских, а профессиональных и служебных качеств гражданина. Эту репутацию справедливо было бы назвать профессиональной или служебной, поэтому высказываются предложения расширить понятие деловой репутации, включив в нее и профессиональную, и служебную.

Право на честь и достоинство является одним из основных естественных прав личности. Право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц - одним из условий их успешной деятельности.

Заключение.

Изучив означенную тему можно сделать вывод о том, что данная тема одна из самых малоисследованных.

У судей при рассмотрении дел, связанных с защитой неимущественных прав и нематериальных благ возникает множество проблем, которые им приходится решать по своему усмотрению, поэтому у судейского сообщества по делам данной категории нет единого подхода. И в выносимых решениях множество субъективных факторов.

В данной работе были поставлены вопросы, касающиеся объективного рассмотрения института личных неимущественных прав и благ. Из всего вышесказанного можно сделать вывод.

Личные неимущественные блага – это не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителя блага и свободы, признанные действующим законодательством. Но это определение не является общепризнанным. Так как в этой области гражданского права существует множество противоречий и споров.

Касаемо классификации личных неимущественных прав и благ, так же ведутся дискуссии. Но нами была рассмотрена следующая:

1) личные неимущественные права, направленные на индивидуализацию личности: право на имя (наименование юридического лица), право на честь, достоинство, деловую репутацию и т. п.;

2) личные неимущественные права, направленные на обеспечение физической неприкосновенности личности (жизнь, свобода, выбор места пребывания, места жительства и т. п.);

3) личные неимущественные права, направленные на неприкосновенность внутреннего мира личности и ее интересов (личная и семейная тайна, невмешательство в частную жизнь, честь и достоинство).

В части более детального рассмотрения неимущественных благ, так же можно вывести несколько резюме.

Вопросы, затрагивающие права человека на жизнь и здоровье являются наиболее дискуссионными. И безоговорочных определений этих благ не существует. Но нами были рассмотрены дефиниции, приводимые всемирной организацией здравоохранения. Под жизнью понимается основополагающее и самое ценное благо человека, лишение которого является необратимым и означает прекращение существования индивида, личности, члена общества. Здоровье – это состояние полного социального, психического и физического благополучия. Эти блага определяются как основные и без них не имеют смысла другие.

Не менее спорными являются вопросы, касающиеся имени, личной неприкосновенности, чести, достоинства и деловой репутации. Под этими понятиями по мнению современного законодательства и литературы следует понимать следующее. Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. Достоинство – совокупность высоких моральных качеств в самом себе. Деловая репутация – приобретаемая кем-нибудь общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо. Эти блага являются одними из основных естественных благ личности.

Несоответствие действующего законодательства в отношении нематериальных благ и неимущественных прав требованиям времени огромно, перечислять их можно очень долго, поэтому, законодателю, по мнению автора, следует признать тот факт, что институт защиты нематериальных благ и неимущественных прав требует своего дальнейшего совершенствования. Но одного признания мало, необходимо начать активную работу в этом направлении, определив одним из основных направлений – защиту не материальных благ и неимущественных прав личности, так как это одна из самых незащищенных сфер жизни. В нашей стране привыкли защищать свое имущество, но не какие-то нематериальные блага. Например, многие люди не имеют понятия о том, как защитить свое право на здоровье, если оно нарушено не преступным деянием, а, например, халатным отношением медицинского персонала. Российское законодательство в подобных случаях «молчит». В России длительное время во главу угла ставились материальные блага, результаты этого мы пожинаем сейчас в виде повсеместного нарушения нематериальных благ и неимущественных отношений. Пришло время, когда законодателю необходимо обратить пристальное внимание на эту область права и максимально конкретизировав все нюансы, неточности, устранив коллизии.


[1] Всеобщая декларация прав человека 1948г. // Консультант Плюс

[2] Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Консультант Плюс

[3] Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Консультант Плюс

[4] http://www.allpravo.ru

[5] Гражданский кодекс. Часть 1. 1994 г. // Консультант Плюс

[6] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая./ М.: Изд-во Эксмо,2003, с.960

[7] Мохов А.Личные неимущественные права и их ограничения в гражданском процессе// Российская юстиция, №9/2001, с.25-26.

[8] Соловьев В.Н., судья ВС РФ, Личные неимущественные права и их соотношение с нематериальными благами/ Российский судья, №3/2002

[9] Гражданское право. Учебник. Том 1./Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.:ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2000, с.632

[10] Егоров Н.Д. Гражданское право: учеб.: ВЗТ Т.1-6-е изд, перераб и доп. / Егоров Н.Д. Егоров, Елисеев И.В. [и др.]; отв. ред. А.П. Сергеев Ю.П. М.:ТК. Велби; изд-во Проспект, 2006. – 784 с.

[11] Малеина М.Н. Нематериальные блага и перспективы их развития // Закон. 1995. №4

[12] Ст. 17 Конституции РФ 1993 г.// Консультант Плюс

[13] Международный пакт о гражданских и политических правах от 23.03.1976 года, Библиотечка Российской газеты, выпуск N 22-23, 1999 г.

[14] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), Собрание законодательства Российской Федерации, 18 мая 1998 г., N 20, ст. 2143

[15] - Решение Европейской Комиссии по делу «Н. против Норвегии» от 19 мая 1992 г. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения, под общей редакцией В.А. Туманова и Л.М. Энтина//М: Издательство НОРМА, 2002, с. 22.

[16] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318

[17] Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I "О трансплантации органов и (или) тканей человека", Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1993 г., N 2, ст. 62

[18] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации./ М.: Изд-во Эксмо,2003

[19] А. Малиновский «Имеет ли человек право на смерть?»//Российская юстиция, №8/2002

[20] Указ Президента РФ «О поэтапном сокращении применения смертной казни, в связи с вхождением России в Совет Европы» 16.05.1996 г. // СПС Консультант Плюс

[21] Федеральный закон РФ № 73-ФЗ от 21.07.2004 года «О внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации», Российская Газета от 28.07.2004 г.

[22] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33

[23] ФЗ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 г. // СПС Консультант Плюс

[24] Малеина М.Н. Право на имя// Государство и право, 1998, №5 с. 7

[25] Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах", "Российская газета" от 3 августа 1993 г.

[26] Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", М, Спарк, 2003, с. 45 .

[27] Толковый словарь русского языка. под ред. С.И.Ожегова // Москва 2001 // 939с.

[28] Гражданское право. Учебник. Том 2./Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2003, с.848

[29] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй. 2-е изд., испр. И доп. (постатейный). М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский дом ИНФРА-М - Норма, 1997 г., 800 с.

[30] Семенова О.Ю., «Некоторые особенности рассмотрения судами дел о защите чести, достоинства и деловой репутации»// Российский судья, № 4/2002 с. 9-13

[31] Алексеев С.С. Гражданское право: учеб. / С.С.Алексеев, Б.М.Гогало, Д.В.Мурзин; под общ. ред. С.С.Алексеева. – М.: ТК Велби, 2007. – 408 с.

[32] Соловьев В.Н., судья ВС РФ, Личные неимущественные права и их соотношение с нематериальными благами/ Российский судья, №3/2002

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий