Смекни!
smekni.com

Административные правонарушения посягающие на общественный порядо (стр. 9 из 15)

Вместе с тем, споры о курении в общественных местах могут решаться на основе статьи 6 указанного закона. Правовая норма запрещает курение табака в определенных общественных местах, то есть является императивной.

Как следует из данных ГУВД Санк-Петербурга за 2002 г., ежедневно только в Санкт-Петербурге к административной ответственности привлекаются свыше 1000 человек. Вот лишь один пример, который широко освещался в СМИ. 25 мая 2002 г. в Питере были предварительно согласовано проведение двух акций, приуроченных к приезду в город президентов РФ и США. Комитет Единых Действий (Региональная Партия Коммунистов, Профсоюз водителей трамваев, Российской Коммунистической Рабочей Партии - Революционной Партии Коммунистов, Социал-Демократический Союз Молодежи, ФСМ, НБП, Армия воли народа, профкомы Ленинградского Металлического Завода и Комбината Цветной Печати, Движение Альтернативы и пр.) планировал проведение пикета у Дома Радио (Итальянская-27). РКРП-РПК, РКСМб, ВКПБ и другие коммунистические организации проводили пикетирование Невского проспекта вдоль Аничкова Дворца. В первой акции участвовало около 60 человек, в т.ч. семеро анархистов. Непосредственно при начале пикета выяснилось, что городская администрация отозвала согласование на акцию - о чём сообщила лично пришедшая к Дому Радио г-жа Потехина (председатель комитета по печати и связям с общественностью).

Отзыв, по свидетельству участников пикета, обосновывался недопустимостью антиамериканских выступлений с точки зрения «законов гостеприимства».

Пикет тем не менее начался.

Анархических листовок на Невском проспект было распространено более 500 экземпляров. Красный пикет на Невском закончился около 15.00 (на час раньше запланированного); в нём, преимущественно под антиамериканскими и отчасти антиглобализационными лозунгами участвовало от 120 до 150 человек.

Попытка развернуть антиглобалистский транспарант в момент проезда президентского кортежа по Дворцовому мосту была пресечена сотрудниками ФСО (ФСБ?). Затем антиглобалисты переместились в переулок между Академией Наук и Кунсткамерой. Оттуда около 16.20 группа Дружиниского-Попова попыталась, проскочив за милицейское оцепление, закрепить протестный лозунг на решётке здания Академии Наук. Эта акция сопровождалась выкриками находившейся в переулке группы сторонников.

В итоге милиция и спецслужбы применили силу, задержав, по разным данным, от 10 до 25 человек - причём не только активно действовавших, но и некоторых стоявших неподалёку и наблюдавших за происходящим. Анархисты появились на месте случившегося спустя несколько минут после задержания. В это время к ним и остававшимся на свободе участникам КЕДа подошёл майор МВД и предупредил о недопустимости каких-либо эстремистских выходок в дальнейшем.

Суд в отношении находившихся во 2-м о/м был назначен на утро 26.05.02. Дела рассматривал судья Октябрьского суда Адмиралтейского р-на СПб (ул.Почтамтская, д.17) Гришаков. Часть задержанных была приговорена к штрафу, а часть – к административному аресту по статье «мелкое хулиганство».

2.2.2.Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания,

митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

В соответствии с Законом №82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.[36], с изменениями и дополнениями в редакции федеральных законов №78-ФЗ от 17 мая 1997 г. и №112-ФЗ 19 июля 1998 г., деятельность общественных объединений основывается на принципах: добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Ограничения составляют следующие основания: создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни (ст. 16).

Законом РФ №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.[37] в Российской Федерации свобода совести и веры исповедания гарантируются правом каждого исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 3). Ограничены эти права и свободы могут быть федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральным законом №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г.[38] определены гарантии, общие меры государственной поддержки соответствующих объединений в России, предусмотрены основные направления и формы государственной поддержки и ответственность лиц, федеральных органов исполнительной власти и руководителей молодежных и детских объединений за исполнение настоящего Федерального закона, а также судебная защита прав молодежных и детских объединений.

Таким образом, российское законодательство предоставляет общественным объединениям свободу их образования и деятельности, детализирует и гарантирует реализацию положения ст. 30 Конституции о праве каждого на объединение, а также содержит некоторые запреты в целях защиты конституционного строя России.

Однако, как показывает практика, реализация политических прав и свобод граждан в России порой сопровождается массовыми беспорядками, иными нарушениями общественного порядка и законности, созданием угрозы общественной безопасности и конфликтами с правоохранительными органами, включая органы внутренних дел.

Законодательство различных стран примерно одинаково регламентирует общественные отношения, связанные с организацией и проведением уличных шествий, митингов и демонстраций. Их организаторы обязаны заранее сообщить об этом властям.

Так, в соответствии с Законом Франции[39] от 23 октября 1935 г. (ст.1), с последующими незначительными изменениями, порядок организации и проведения массовых мероприятий граждан и их объединений (манифестаций) связан с обязанностью их организаторов заблаговременно информировать власти о готовящихся массовых выступлениях. В противном случае проведение подобных мероприятий запрещено. С 1960 г. во Франции все собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации в общественных местах, если они осуществляются без согласования с властями, считаются «сборищами» и в обязательном порядке подлежат пресечению силами полиции. В соответствии со ст. 104 Кодекса Франции «О наказаниях»[40] в общественных местах запрещены: а) вооруженные сборища; б) невооруженные сборища, которые нарушают общественное спокойствие[41].

В Австрии действует Конституционный закон «О запрете национал-социалистической рабочей партии» от 8 мая 1945 г[42]. и Конституционный закон «О военных преступлениях и других злодеяниях национал-социализма»[43]. На основании этих двух законов народные суды за период 1945-1955 гг. рассмотрели 13829 уголовных дел[44].

В соответствии с §8 Конституции Германии [45]право граждан на уличные шествия и демонстрации выражается в том, что «… все немцы имеют право принимать участие в мирных демонстрациях и собраниях без предварительной регистрации или специального разрешения при условии, что они не будут иметь при себе оружие». Однако в Германии действует также специальный Закон «О собраниях» от 24 июня 1953 г., с изменениями и дополнениями в редакции от 15 ноября 1978 г.[46], в котором, в частности (§14) закреплено: «… тот, кто намеревается организовать общественное собрание под открытым небом или демонстрацию, шествие и иные мероприятия с участием людей, должен заявить об этом компетентным органам не позднее, чем за 48 часов до публичного объявления о своем намерении»[47].

Расовые отношения в Великобритании регулируются Законом «О расовых отношениях» 1976 г., которым запрещается прямая или косвенная расовая дискриминация в сфере занятости, образования, предоставления услуг и товаров. Разд. «5а» Закона «Об общественном порядке» 1936 г. объявляет уголовно наказуемым деянием печать и распространение материалов, а также публичное употребление слов, каким-либо образом угрожающих цветным, оскорбляющих их достоинство, возбуждающих вражду против представителей проживающих в Великобритании расовых групп[48].

В столице США, Вашингтоне, правила проведения массовых мероприятий на улицах устанавливаются местным муниципалитетом. Они предусматривают обязательную подачу на рассмотрение властей специальной анкеты - заявления не позднее, чем за 4 дня (исключая выходные и праздничные дни) до даты проведения планируемого массового мероприятия[49]. Аналогичные требования содержатся в законодательстве Бельгии, Швеции, Испании, Японии и многих других государств[50].

Таким образом, зарубежное законодательство, в том числе развитых демократичных государств, показывает, что предоставленные гражданам этих стран политические права и свободы при их реализации не должны дестабилизировать общую политическую обстановку в стране, создавать массовые беспорядки, угрожать безопасности граждан и интересам государства. В этой связи основным требованием к организаторам массовых мероприятий является предварительное уведомление и согласование их проведения с властями, поскольку последние обязаны быть готовыми к самым непредсказуемым действиям со стороны митингующих и принять соответствующие меры для предотвращения негативных последствий таких акций.